Роль федерального казначейства в управлении государственными финансовыми ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Основной целью написания данной работы является характеристика особенностей и роли Федерального казначейства.
Для достижения этой цели предстоит решить ряд задач, которые составляют содержание.
Во-первых, следует рассмотреть исторические этапы развития Российского казначейства.
Во-вторых, необходимо рассмотреть структуру и функции, а также определить задачи органов федерального казначейства.
В-третьих, нужно изучить бюджетные полномочия федерального казначейства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….… 3
1. История Российского казначейства ……………………………………..… 5
2. Казначейство РФ на современном этапе …………………………………. 9
3. Структура органов федерального казначейства ………………………… 11
4. Задачи и функции органов федерального казначейства ………………... 13
5. Бюджетные полномочия федерального казначейства ………………….. 18
Заключение …………………………………………………………………... 26
Список литературы ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовик Казначейство.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Волго-Вятская академия государственной службы

 

 

 

 

Факультет заочного обучения

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

Курсовая работа на тему:

Роль федерального казначейства в управлении государственными финансовыми ресурсами

 

Выполнила:

студентка группы 08ФКЗк-32

факультета заочного обучения

Верхова Н.Ю.

 

Научный руководитель:

Миронова Е.В.

 

 

г. Нижний Новгород

2011 год

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………….… 3

1. История Российского казначейства ……………………………………..… 5

2. Казначейство РФ на современном этапе …………………………………. 9

3. Структура органов федерального казначейства ………………………… 11

4. Задачи и функции органов федерального казначейства ………………... 13

5. Бюджетные полномочия федерального казначейства ………………….. 18

Заключение …………………………………………………………………... 26

Список литературы ………………………………………………………….. 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

8 декабря в России отмечается день образования казначейства. Система органов Федерального казначейства была воссоздана в 1992 году по указу Президента России Б.Н.Ельцина.

В соответствии с Указом, казначейское исполнение бюджетов всех уровней основывается на принципе единства кассы, который ставит под жесткий контроль движение денежных средств, обеспечивает быстроту и маневренность управления финансами, исключает "замораживание" денег на счетах в кредитных учреждениях. Казначейская система обеспечивает прозрачность бюджетных расходов, что является крайне важным во все времена.

С 1 января 2006 года бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты перешли на кассовое обслуживание их исполнения в органы федерального казначейства. С этого момента была окончательно обеспечена полнота учета финансовых потоков.

От развития казначейства во многом зависит эффективность работы финансовой системы, как всей страны, так и отдельной территории. Поэтому казначейская модель исполнения бюджета является оптимальной в современных социально-экономических условиях. Сегодня можно уверенно говорить о том, что за относительно короткий срок была выстроена и отлажена масштабная система, обладающая большой мобильностью и отвечающая всем требованиям по оперативному управлению государственным финансовым сектором. Роль федерального казначейства со временем будет только возрастать. Залог этого - накопленный за прошедшие годы уникальный опыт, высокая квалификация специалистов и большая востребованность казначейства в масштабах всего государства.

              Основной целью написания данной работы является характеристика особенностей и роли Федерального казначейства.

              Для достижения этой цели предстоит решить ряд задач, которые составляют содержание.

Во-первых, следует рассмотреть исторические этапы развития Российского казначейства.

Во-вторых, необходимо рассмотреть структуру и функции, а также определить задачи органов федерального казначейства.

В-третьих, нужно изучить бюджетные полномочия федерального казначейства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История Российского казначейства

 

 

 

Говоря о казначейской системе, нельзя не коснуться истории управления государственными финансами. Для этого необходимо вернуться на несколько столетий назад и стать участниками великого исторического события - рождения системы государственных финансов и казначейской системы.

История создания казначейства естественным образом совпадает с началом процесса образования Русского централизованного государства.

В средние века в период правления на Руси Ивана III (1462 – 1505 гг.) обозначился переход от удельного княжения, носившего частно-хозяйственный характер, к государственному управлению. Были созданы Приказы, в том числе финансовые: Большого Двора, Большой Казны, Большого Прихода, Счетный. Приказы-службы подчинялись царю и Боярской Думе, имея, в свою очередь, в подчинении местное управление.

В 1512 году создается Казенный Приказ (Двор). А в 1558 году было образовано первое государственное экономическое учреждение – Казна, появилась должность казначея - хранителя великокняжеской казны и архива. Вместе с тем, системной организации государственных финансов до Петра I не существовало.

В XVII веке охрана финансовых интересов государства, его Казны регламентировалась Соборным Уложением 1649 года. Первым известным общегосударственным бюджетом явилась роспись доходов и расходов за 1679 – 1680 годы на сумму 1220,4 тыс. рублей.

В 1710 году в период плавления Петра I была создана Счетная или Казначейская Контора, следившая до 1741 года за правильным поступлением налогов.

При Екатерине II в 1785 году была проведена реформа городского управления. И казначейство становится органом, осуществляющим сбор и хранение денежной казны, а также исполнение росписи государственных доходов и расходов на местах (уездные казначейства). В 1780 году в Москве и Санкт-Петербурге были открыты казначейства штатных и остаточных сумм, в ведении которых находились все текущие расходы за исключением "военных, флотский и кабинетных". При этом исполнение текущих расходов осуществлялось на основании ежегодных расписаний, а остаточных - согласно особым расписаниям, составляемым "Экспедицией о государственных доходов", учрежденной при 1 департаменте Сената.

В 1780-1781 гг. было проведено разграничение данной экспедиции на четыре экспедиции: по доходам, по расходам, ревизионная, по взысканию недоимок и доборов через местные власти. Следует отметить, что данное разграничение направлений деятельности финансовых органов сохранилось с некоторыми изменениями до наших дней. В период царствования Павла I с 4 декабря 1796 года выделяются казначейские экспедиции в ведении Государственного казначея.

В 1802 году важнейшим преобразованием Императора Александра I было учреждение Министерств, в том числе Министерство финансов. Заведование делами государственного хозяйства было вверено Министрам Финансов, Коммерции и Государственному казначею. Первыми Государственными казначеями стали Голубцов Ф.А. (1802-1810 гг.) и Кампенгаузен Б.Б. (1810-1811 гг.).

В 1821 г. при Министерстве финансов был создан Департамент Главного казначейства, которым составлялся Генеральный денежный отчет по Государству. В состав Главного казначейства в 1822 году входили 5 отделений: кассовое, бухгалтерское, контрольно-приходное, контрольно-расходное и контрольно-оборотное, а также канцелярия.

Столь актуальный в наши дни вопрос о достижении единства кассы был поднят в 1855 году, а уже с 1864 года единство кассы, выразившееся в отмене деления касс на приходные и расходные было введено в Санкт-Петербурге, а с 1866 года распространено на всю Империю (с 1868 - и на Закавказье). В 1872 году была издана единственная для всех казначейств Империи Инструкция, содержащая правила о порядке приема казначейством монет, кредитных бумаг и пересылки сумм - пенсий, пособий и т.д.

С 1897 года происходит слияние казначейских касс с банковскими (в 1900 году - уже во всех 727 казначействах на местах).

Революцией 1917 г. был завершен этап казначейского исполнения государственного бюджета. Постановлением Правительства в октябре 1918 г. все кассовые операции по исполнению бюджета были возложены на Народный банк. Департамент Государственного казначейства и его местные органы были присоединены к учреждениям Народного банка, образуя там сметные отделы. Завершился этот процесс в 1926 г. В результате слияния Народный банк РСФСР сосредоточил в своих руках: кредитное дело, финансирование народного хозяйства страны и аппарата управления страны, всю сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением. На местах развернули свою деятельность финансовые отделы исполкомов местных советов. С этого времени в стране устанавливается банковская система исполнения бюджета, которая без существенных  изменений  просуществовала весь советский период развития государства. Эта система посредством государственного банка обеспечивала кассовое исполнение бюджетов, включающее сбор и учет доходов бюджетов, межбюджетное перераспределение доходов, открытие и ведение лицевых счетов бюджетополучателей, организацию учета и отчетности по всем операциям с бюджетными средствами. Государственное казначейство, как структура Министерства финансов перестала существовать.

Однако, с распадом Советского Союза и реформой банковской системы в Российской Федерации, бюджетные средства оказались в негосударственных коммерческих банках, для которых исполнение бюджета уже не являлось приоритетным направлением деятельности. Государственные средства превратились в кредитный ресурс для банков. Как результат, стали возникать постоянные задержки в зачислении налогов и сборов на бюджетные счета, в проведении бюджетных расчетов. Время прохождения денег до конечных получателей резко возросло. Министерство финансов России в известной степени лишилось возможности контролировать движение бюджетных средств, и, соответственно, резко увеличились объемы их нецелевого использования. Объективным условием сложившейся ситуации стало принятие Конституции России, которая разделила функции Правительства РФ и Центрального банка России. Более того, законом о Центральном банке России на него не возлагаются функции кассового исполнения бюджета.

Указанные обстоятельства привели к отказу от банковской системы исполнения бюджетов и возврату к прежней, казначейской. Применение казначейской системы исполнения бюджета отличается от банковской прежде всего тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, - доходный и расходный – на одном счете. Такой порядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования. Основной целью создания казначейской системы исполнения федерального бюджета является содействие оптимальному управлению государственным финансовым ресурсам. [1]

Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 года № 1556 был в принципиальном, и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864 – в организационном плане решен вопрос о создании Федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента начался отсчет времени возрождения казначейства в России.

 

 

2. Казначейство РФ на современном этапе

 

 

 

Единая централизованная система органов федерального казначейства  состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Органы казначейства несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю казначейства - начальнику Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ.

Главное управление федерального казначейства является структурным подразделением центрального аппарата Министерства финансов РФ и подчиняется Министру финансов РФ.

В своей деятельности казначейство руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами РФ, иными решениями Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Совета Министров - Правительства РФ, Положением, а также приказами и распоряжениями Министра финансов РФ.

Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работы по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы РФ.

Казначейство информирует высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти и управления РФ ежемесячно, а Министра финансов - ежедневно о результатах исполнения республиканского бюджета РФ, иных финансовых операциях Совета Министров - Правительства РФ, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной системы РФ.

Казначейство возглавляет руководитель федерального казначейства - начальник Главного управления федерального казначейства Министерства финансов, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством по представлению Министра финансов.

Информация о работе Роль федерального казначейства в управлении государственными финансовыми ресурсами