Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2012 в 15:09, курсовая работа
Основной целью написания данной работы является характеристика особенностей и роли Федерального казначейства.
Для достижения этой цели предстоит решить ряд задач, которые составляют содержание.
Во-первых, следует рассмотреть исторические этапы развития Российского казначейства.
Во-вторых, необходимо рассмотреть структуру и функции, а также определить задачи органов федерального казначейства.
В-третьих, нужно изучить бюджетные полномочия федерального казначейства.
Введение …………………………………………………………………….… 3
1. История Российского казначейства ……………………………………..… 5
2. Казначейство РФ на современном этапе …………………………………. 9
3. Структура органов федерального казначейства ………………………… 11
4. Задачи и функции органов федерального казначейства ………………... 13
5. Бюджетные полномочия федерального казначейства ………………….. 18
Заключение …………………………………………………………………... 26
Список литературы ……………………………………………
• представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;
• устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливает формы учета и отчетности по исполнению бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
• открывает и закрывает в Банке России и его учреждениях, а также в уполномоченных кредитных организациях счета для зачисления и выдачи бюджетных средств;
• открывает и закрывает лицевые счета главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета других получателей бюджетных средств;
• обладает правом требовать от главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предоставления отчетов об использовании средств федерального бюджета и других сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием средств федерального бюджета;
• получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами государственных внебюджетных фондов;
• направляет представления главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, Банку России и его учреждениям, кредитным организациям с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства и осуществляет контроль за их устранением; приостанавливает операции по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
• взыскивает в бесспорном порядке с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и получателей средств федерального бюджета бюджетные средства, используемые не по целевому назначению;
• взыскивает со всех счетов бюджетные средства, выданные в форме бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, по которым истек срок возврата, а также проценты, подлежащие уплате за пользование бюджетными ссудами, бюджетными кредитами;
• налагает на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитные организации штрафы в пределах своей компетенции;
• ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета;
• осуществляет другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством. [5]
Итак, органы федерального казначейства исполняют федеральный бюджет. В буквальном толковании исполнить бюджет - значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и профинансировать все запланированные бюджетом расходы. Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса означает мобилизацию всех запланированных по бюджету доходов и финансирование предусмотренных расходов.
Бюджет государства утверждается на финансовый год и является федеральным законом. Федеральный бюджет имеет две основные составляющие:
- доходная часть – формируется на основе плана поступления налогов, платежей и неналоговых поступлений от юридических и физических лиц, являющихся резидентами и нерезидентами Российской Федерации, в соответствии с налоговым законодательством;
- расходная часть – формируется исходя из планируемых объемов поступлений доходов и должна обеспечивать потребности государства в содержании и развитии всех сфер экономики.
Исполнение федерального бюджета по доходам включает:
· перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального казначейства;
· распределение в соответствии с утверждением федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов;
· возврат излишек уплаченных сумм доходов;
· учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией.
Исполнением доходной части бюджета занимаются отделы фондов, созданные в органах казначейства.
В общем виде исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов.
Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распределителей и получателей бюджетных средств и направляется в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.
Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам и главам статьям бюджетной классификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов бюджетополучателей.
Исполнение бюджета по расходам имеет ряд этапов:
1. Утверждение о доведение обязательных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств. На основании бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения Финансовый орган и главные распорядители бюджетных средств на период действия утвержденного бюджета доводят объемы ассигнований из бюджета вышестоящими распорядителями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и получателей через Федеральное казначейство посредством представления утвержденного распределения средств федерального бюджета либо через уполномоченные банки.
2. Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями
Бюджетное обязательство – оформленное бюджетополучателями право предъявления требования к бюджету. На основании лимитов бюджетных обязательств доведенных до бюджетополучателей, получатели имеют право принятия обязательств на осуществление расходов. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансовым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств.
На основании уведомлений о выделенном лимите бюджетных обязательств получатель бюджетных средств обладает правом осуществления закупок, начисления установленных денежных выплат, принятых иных обязательств бюджета. При этом принятие обязательств должно оформляться соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.
3. Подтверждение обязательств бюджета.
Орган, исполняющий бюджет проверяет соответствие составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. После чего орган, использующий бюджет, осуществляет процедуру подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее 3-х дней с момента предоставления платежных документов совершает разрешительную подпись. Причем объемы подтвержденных бюджетных обязательств не могут превышать лимиты бюджетных обязательств.
4. Расходование бюджетных средств.
Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с данного счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему денежных обязательств.
Конкретно, исполнением расходной части федерального бюджета в органах федерального казначейства занимаются следующие компетентные отделы:
- отделы платежей из федерального бюджета;
- отделы обеспечения платежей вооруженных сил, правоохранительных органов и сил обеспечения безопасности государства.
Казначейское исполнение рекомендуется для исполнения бюджетов всех уровней. Такая государственная политика нашла отражение в Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", который устанавливает, что органы местного самоуправления взаимодействуют с территориальными органами Федерального казначейства на основе соблюдения государственных интересов и взаимного предоставления информации, а также вправе заключать соглашения с территориальными органами Федерального казначейства об обслуживании исполнения местных бюджетов. В этом случае полномочия органов Федерального казначейства распространяются на организации, осуществляющие операции со средствами местного бюджета. Названный Закон предусматривает возможность создания в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета муниципального казначейства за счет средств местного бюджета.
Территориальные органы казначейства на соответствующих территориях осуществляют бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и финансовое исполнение федеральных внебюджетных фондов.
При исполнении федерального бюджета по доходам, органы казначейства регионального и локального уровня также выполняют большую группу функций:
- ведут учет средств, поступающих в доход федерального бюджета по видам налогов и других платежей согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
- осуществляют распределение в установленных размерах налогов и других платежей между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами;
- обеспечивают по представлению государственных налоговых инспекций возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей;
- обрабатывают, обобщают и анализируют всю информацию о поступающих доходах в федеральный бюджет;
- на основе полученных данных о состоянии финансовых ресурсов и исполнении бюджета составляют краткосрочные прогнозы объемов поступлений в доход федерального бюджета;
При исполнении бюджета по расходам органы казначейства ведут сводные реестры распорядителей бюджетных средств, в которых отражают всю необходимую информацию о финансируемых предприятиях, учреждениях, организациях: юридические адреса, телефоны их руководителей, номера текущих и бюджетных счетов, их назначение и многое другое. Учет ассигнований для открытого финансирования ведут на отдельных лицевых счетах по каждому распорядителю кредита, главному разделу, подразделу, виду расходов и целевым статьям экономической классификации.
Наряду с исполнением федерального бюджета по доходам и расходам органы федерального казначейства выполняют контрольные функции. Это в первую очередь определяет важность казначейства как органа финансового контроля.
Можно выделить три основных этапа контроля:
1. Предварительный контроль. Проводится на стадии санкционирования расходов в момент контроля и учета принятия бюджетными учреждениями обязательств, не обеспеченных назначениями, установленными законом о федеральном бюджете. Бюджетные учреждения не должны принимать обязательства по договорам, оплата которых не предусмотрена в законе о федеральном бюджете, и Федеральное казначейство следит за этим.
2. Текущий контроль. Проводится на стадиях финансирования и кассовых расходов. Бюджетное учреждение представляет для проверки в орган Федерального казначейства документы, удостоверяющие факт выполнения принятого обязательства. Кроме того, оно обязано соблюдать требования в отношении подготовки документов на оплату конкретных расходов. На данном этапе Федеральное казначейство препятствует оплате несуществующих расходов бюджетных учреждений.
3. Последующий контроль. Осуществляется силами контрольно - ревизионных управлений Министерства финансов Российской Федерации. При его проведении устанавливается соответствие реальной стоимости товаров и услуг, поставленных по принятым обязательствам, тем суммам, которые были оплачены. [6]
Таким образом, органы федерального казначейства являются, одновременно, активными участниками бюджетного процесса и важным техническим инструментом регулирования и контроля бюджетных средств бюджетной системы страны в руках государства.
Заключение
Важнейшую роль в организации работы и контроля за функционированием бюджетной системы играет структура Министерства финансов - Федеральное казначейство РФ, состоящее из Главного управления Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов на местах. Казначейство непосредственно организует исполнение бюджета, а также внебюджетных фондов: его органы управляют зачислением доходов и проведением взаиморасчетов между бюджетами, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета РФ. Казначейство регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, обеспечивает финансовое исполнение этих фондов.
Казначейство, опираясь на Центробанк и его систему, освобождает его от функций ведения детального учета средств федерального бюджета и контроля за их целевым использованием. Одновременно осуществляется внедрение учета операций по фиксации денежных средств на каждой стадии исполнения бюджета.
Таким образом, созданная система позволяет на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, сделать процесс исполнения бюджета более плавным, обеспечив учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета, а не только объемов бюджетных назначений и сумм платежей.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа 2004 г.)