Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:13, контрольная работа
Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо сегодня еще и потому, что страна переживает экономический и финансовый кризис.
Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.
Введение
Глава 1. Финансы и их сущность
1.1. Социально-экономическая сущность финансов
1.2. Функции финансов
1.3. Место и роль финансов в рыночной экономике
Глава 2. Этапы развития финансов и их характеристика
2.1. Основные этапы развития финансов
2.2. Основные закономерности развития финансов в России
2.2.1. Становление финансовой системы социалистического
Государства
2.2.3. Особенности финансов страны при переходе к рыночной
экономике
Заключение
Список используемой литературы
также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется
также через многогранную деятельность
финансовых органов. Работники финансовой
системы и налоговой службы осуществляют
финансовый контроль в процессе финансового
планирования, при исполнении доходной
и расходной частей бюджетной системы.
В условиях развития рыночных отношений
направления контрольной работы, формы
и методы финансового контроля существенно
меняются.
3. Регулирующую функцию. Эта функция связана
с вмешательством государства через финансы
(государственные расходы, налоги, государственный
кредит) в процесс воспроизводства. В целях
регулирования экономики и социальных
отношений используются также финансовое
и бюджетное планирование, государственное
регулирование рынка ценных бумаг. Однако
на сегодняшний день в РФ регулирующая
функция развита слабо.
Функции финансов реализуются через финансовый
механизм, представляющий собой часть
хозяйственного механизма. Финансовый
механизм включает совокупность организационных
форм финансовых отношений в народном
хозяйстве, порядок формирования и использования
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств, методы финансового
планирования, формы управления финансами
и финансовой системой, финансовое законодательство.
В условиях углубления рыночных реформ
применяется качественно новый финансовый
механизм.
1.3. Место и роль финансов в рыночной экономике.
Экономический строй любого государства
основывается на объективных экономических
законах. Современные государства осуществляют
управление рыночной экономикой с помощью
государственного уклада народного хозяйства,
финансовой налоговой системы, денежно-кредитной
системы.
Рыночная экономика - это
экономика, основанная на отношениях,
возникающих при купле-продаже товара
на рынке. В рыночных отношениях участвуют
различные экономические субъекты (предприниматели)
и юридические лица (хозяйствующие субъекты).
Под рынком понимаются социально-экономические
условия реализации товара. Рынок - это
сфера проявления экономических отношений
между производителями и потребителями
товаров, между стоимостью и потребительной
стоимостью товаров.
Деньги, выполняя свои функции средств
обращения, являются посредниками между
актом покупки и актом продажи, в этой
функции деньги становятся капиталом.
Капитал - это деньги, пущенные
в оборот и приносящие доходы от этого
оборота. Оборот денег - это вложение их
в предпринимательство, передача в ссуду,
сдача в наем. Таким образом, деньги создают
условия для появления финансов как самостоятельной
сферы функционирования денежных отношений.
Финансы - система денежных отношений,
выражающих формирование и использование
денежных фондов в процессе их оборота.
По своей роли в общественном производстве
финансы включают в себя два звена:
- общественные финансы;
- финансы хозяйствующего субъекта.
В условиях рыночной экономики роль финансов
существенно возросла, от финансового
положения предприятия зависит его положение
на рынке, конкурентоспособность, выживаемость
и перспективы.
Роль финансов в экономике многообразна,
но, тем не менее, ее можно свести к трем
основным направлениям:
1. Финансовое обеспечение
потребностей расширенного производства
-означает покрытие затрат за счет финансовых
ресурсов собственных, заемных, привлеченных.
2. Финансовое регулирование
экономических и социальных процессов
- второе направление воздействия финансов
на развитие экономики. Регулирование
экономики осуществляется через перераспределение
финансовых ресурсов: достаточно выделить
финансовые ресурсы и темпы развития отрасли
или региона ускоряются или наоборот,
прекращение финансирования может задушить
любое производство.
3. Финансовое стимулирование
эффективного использования всех видов
экономических ресурсов осуществляется
различными методами:
- через эффективное вложение финансовых
ресурсов;
- создание поощрительных.
- использование бюджетных стимулов;
- использование финансовых санкций.
Глава 2. Этапы развития финансов и их характеристика.
2.1. Основные этапы развития
финансов.
Преобразования финансовой системы
в России началось раньше всех экономических
структур, так как финансовая система
плановой экономики не позволяла даже
приступить к решению задач перехода к
рынку.
Коренная перестройка государственной
бюджетной системы началась в 1991 году.
До этого момента государственный бюджет
РСФСР, как и других союзных республик,
включался в государственный бюджет СССР,
в котором отражались все бюджеты на территории
страны, включая сельские и поселковые.
В настоящее время бюджетная система РФ состоит
из трех уровней:
1. Федеральный бюджет РФ
2. Бюджеты субъектов федерации
3. Местные бюджеты
Государственная бюджетная система РФ
включает республиканский (федеральный)
бюджет, бюджеты 21 республики, которые
входят в РФ, 55 краевых и областных бюджетов,
2 городских бюджета (Москвы и Санкт-Петербурга),
10 окружных бюджетов автономных округов,
бюджет Еврейской автономной области
и около 29 тысяч местных бюджетов (городских,
поселковых, сельских).
Основными принципами построения современной
бюджетной системы в РФ являются:
Единство бюджетной системы РФ обеспечивается
за счет единой правовой базы, денежной
системы, форм бюджетной документации,
принципов бюджетного процесса, единого
порядка ведения бухгалтерского учета
средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов федерации и местных бюджетов.
Самостоятельность бюджетов предполагает
наличие собственных источников доходов
бюджетов каждого уровня. Эти источники
определяются в соответствии с законодательством
РФ. Органы власти самостоятельно принимают
решения о направлениях использования
полученных средств.
Внебюджетные фонды РФ в настоящее время,
образуются в соответствии с Законом РСФСР
“Об основах бюджетного устройства и
бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября
1991 г.
Внебюджетные фонды имеют
По своему назначению внебюджетные фонды
делятся на две группы:
- социальные фонды.
- экономические фонды.
В зависимости от правового статуса различают
внебюджетные фонды, находящиеся в собственности
федеральной власти – федеральные фонды,
и фонды, создаваемые по решению органов
власти субъектов федерации и местных
органов самоуправления – региональные
фонды, а также внебюджетные фонды создаваемые
группами предприятий – отраслевые и
межотраслевые фонды.
В настоящее время средства большинства
федеральных и региональных внебюджетных
фондов включены в соответствующие бюджеты.
Денежно-кредитная система Российской
Федерации раньше других звеньев финансовой
системы подверглась радикальной перестройке.
Фундаментом новой денежно-кредитной
системы стали преобразования в банковской
сфере. В дореформенный период фактически
существовала однобанковская система,
в которой Госбанк СССР распределял в
соответствии с планом через свои филиалы
все финансовые ресурсы в стране. Кроме
того, лишь один банк мобилизовывал сбережения
населения – Сбербанк, являвшийся, по
сути, отделением Госбанка.
Перестройка банковской сферы началась
в 1987 году. Первый этап включал создание
двух уровней банковской системы. Госбанк
был преобразован в Центральный Банк Советского
Союза. Он стал ответственным за проведение
денежно-кредитной политики, обеспечение
стабильности национальной валюты, надзор
за коммерческими банками и проведение
межбанковских расчетов. Все остальные
функции были возложены на второй уровень
банковской системы, состоящий из пяти
специализированных банков: сберегательного
банка (Сбербанк СССР), банка для внешней
торговли (Внешторгбанк СССР), банка для
строительства и промышленности (Промстройбанк
СССР), банка для обслуживания социальной
сферы и малых предприятий (Жилсоцбанк
СССР) сельскохозяйственного банка (Агропромбанк
СССР).
В конце 1988 г. и в начале 1989 г. прошел второй
этап. Он характеризовался быстрым ростом
разветвленной сети отраслевых и региональных
коммерческих банков.
Которые создавались как акционерные
компании или кооперативы. Коммерческие
банки также организовывались общественными
организациями, научно-исследовательскими
институтами, группами государственных
предприятий и частными лицами.
Появление большого количества коммерческих
банков означало ослабление монополизма
в денежно-кредитной сфере и развитие
конкуренции.
В 1991 году три крупных специализированных
банка – Промстройбанк, Агропромбанк
и Жилсоцбанк – были перерегистрированы
как самофинансируемые, акционерные банки
со своими центральными конторами и региональными
отделениями. Сбербанк был утвержден в
качестве коммерческого, но со своими
специфическими функциями обслуживания
вкладов населения.
В конце 1991 г. в связи с распадом СССР Центральный
Банк Российской Федерации взял на себя
все полномочия Госбанка СССР. В январе
1992 г. был упразднен союзный Сбербанк,
а его российское отделение преобразовано
в Сбербанк России.
Бывшие специализированные банки стали
крупнейшими коммерческими банками России.
Появился ряд совместных банков с участием
иностранного капитала. Они специализируются
на международных операциях и различного
вида финансовых услуг. Всего в РФ в настоящее
время действует около 1.300 коммерческих
банков. 90 -е. годы в России характеризуются
также быстрым ростом небанковских финансовых
посредников: пенсионных фондов, кредитных
союзов, ссудо-сберегательных ассоциаций
и т.п. Особое место среди небанковских
финансовых структур занимают инвестиционные
фонды. В России они появились, прежде
всего, в виде ЧИФов (чековых инвестиционных
фондов). Это было вызвано принятием законодательных
актов о ваучерной приватизации.
С 1993 г. в РФ начинает формироваться рынок
ценных бумаг негосударственных эмитентов-
частных и приватизируемых предприятий,
инвестиционных и финансовых компаний,
коммерческих банков Постепенно ценные
бумаги превращаются в важнейший инструмент
аккумулирования денежных средств предприятий
и населения и кредитования реального
сектора экономики.
Получило новое направление система государственного
кредита. Он стал важным и открытым источником
покрытия бюджетного дефицита. Государство
стало
использовать его рыночные формы
– различные формы
Демонополизация страхового дела привела
к созданию независимых частных страховых
компаний, введению новых направлений
и видов страхования, изменению в соотношении
между обязательными и добровольными
формами страхования. В настоящее время
на страховом рынке России действуют около
трех тысяч страховых компаний. Самые
крупные из них – АСКО. МАКС и РОСНО.
С начала девяностых годов претерпели
радикальные изменения в своем кругообороте
и финансовые ресурсы предприятий. Признание
свободы предпринимательской
За последние 10-12 лет в РФ кардинальным
образом изменилось управления финансовой
системой. К существовавшему ранее единому
органу управления –Министерству Финансов
добавился ряд специализированных финансовых
и контрольных органов: Государственная
налоговая служба, Федеральная служба
налоговой полиции, Счетная палата, Государственный
таможенный комитет и т.д. Наряду с развитием
государственных органов контроля широкое
развитие получил независимый аудиторский
финансовый контроль.
2.2. Основные закономерности развития финансов в России.
Состояние государственных финансов
определяется прежде всего степенью сбалансированности
государственного бюджета. Бюджету России на
Достаточно
Политические и социально-экономические
Доходы и расходы государственного бюджета
Эти события
хозяйства, сокращают товарооборот, а
Более лёгким путём сбалансирования бюджета
является покрытие бюджетного дефицита
либо дополнительной эмиссией, либо ростом государственного
Свертывание денежных отношений – переход все
Расстройство
расстройства финансов, и
История развития России XIX – XX вв. – яркая иллюстрация
2.2.1. Становление финансовой
системы социалистического государства.
Основы финансов в период становления
«этапа развитого социализма» определялись
изменениями финансовых отношений в ходе
экономической реформы 1965 г. Исторической
особенностью этого периода было принятие
XXII съездом КПСС (1961) третьей Программы
КПСС, определившей пути перерастания
социализма в коммунизм и перспективы
развития производительных сил и производственных
отношений на ближайшие 20 лет.
В Программе КПСС подчеркивалось, что
в коммунистическом строительстве необходимо
использовать товарно-денежные отношения
в соответствии с новым содержанием, присущим
им в период социализма; отмечалась большая
роль применения таких инструментов развития
экономики, как хозяйственный расчет,
деньги, цена, кредит, финансы, а также
важная роль государственного бюджета
в распределении общественного продукта
и национального дохода.
Предусматривалось
Расширение хозяйственной самостоятельности
предприятий в области финансового планирования
выразилось в том, что им теперь директивно
утверждались лишь общий фонд заработной
платы, общая сумма прибыли, рентабельность,
платежи в бюджет и ассигнования из бюджета.
Несколько изменились содержание и форма
финансового плана предприятия. В баланс
доходов и расходов был введен новый третий
раздел «взаимоотношения с кредитной
системой», в котором отражались отношения
по долгосрочным ссудам и уплата процентов
за кредит, а бывший третий раздел «взаимоотношения
с бюджетом» стал четвертым разделом плана.
Совершенствование системы мобилизации
денежных накоплений государственных
предприятий в бюджет осуществлялось
путем введения трех новых видов платежей
из прибыли в бюджет, более активно воздействующих
на производство. Главная роль отводилась плате
за основные производственные фонды и
нормируемые оборотные средства. Она устанавливалась
в процентах к среднегодовой балансовой
стоимости основных производственных
фондов и нормируемых оборотных средств.
Информация о работе Роль финансов на разных этапах развития экономики