Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:13, контрольная работа
Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо сегодня еще и потому, что страна переживает экономический и финансовый кризис.
Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.
Введение
Глава 1. Финансы и их сущность
1.1. Социально-экономическая сущность финансов
1.2. Функции финансов
1.3. Место и роль финансов в рыночной экономике
Глава 2. Этапы развития финансов и их характеристика
2.1. Основные этапы развития финансов
2.2. Основные закономерности развития финансов в России
2.2.1. Становление финансовой системы социалистического
Государства
2.2.3. Особенности финансов страны при переходе к рыночной
экономике
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Глава 1. Финансы и их сущность
1.1. Социально-экономическая сущность
финансов
1.2. Функции финансов
1.3. Место и роль финансов в рыночной экономике
Глава 2. Этапы развития финансов и их характеристика
2.1. Основные этапы развития финансов
2.2. Основные закономерности развития
финансов в России
2.2.1. Становление финансовой системы социалистического
Государства
2.2.3. Особенности финансов страны при переходе
к рыночной
экономике
Заключение
Список используемой литературы
Осуществление радикальных преобразований
на современном этапе экономического
развития Российской Федерации возможно
только при активном и умелом использовании
финансов как инструмента воздействия
на социально-экономические процессы
развития общества, что обусловливает
необходимость теоретического осмысления
содержания финансов, их роли и влияния
на все стороны процесса общественного
воспроизводства.
Россия переживает
сегодня большие трудности не только в
области государственного устройства,
но и в сфере экономики и финансов.
Огромную роль в структуре рыночных отношений
и в механизме их регулирования со стороны
государства играют финансы. Они - неотъемлемая
часть рыночных отношений и одновременно
важный инструмент реализации государственной
политики. Вот почему сегодня как никогда
важно хорошо знать природу финансов,
глубоко разбираться в особенностях их
функционирования, видеть способы наиболее
полного их использования в интересах
эффективного развития общественного
производства.
Хорошее знание
финансовой сферы деятельности необходимо
сегодня еще и потому, что страна переживает
экономический и финансовый кризис.
Проблемы финансового
оздоровления волнуют сегодня буквально
всех. Ведь то, что происходит в настоящее
время в финансовой сфере деятельности
теснейшим образом связано с личным благополучием
каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений
на социальное страхование и пенсий, цена
акций и облигаций, формы инвестирования
средств на производство и социальную
сферу и т. п. - такие вопросы обсуждаются
сегодня не только в правительственных
кругах, они глубоко волнуют каждого из
нас.
1.1. Социально-экономическая
сущность финансов.
Под финансами понимают совокупность
экономических отношений, возникающих
при формировании, распределении и использовании
фондов денежных ресурсов.
Финансы означают денежные отношения
между субъектами, другими словами, материальной
основой существования и функционирования
финансов выступают деньги, денежный оборот.
При этом субъекты обладают разной юридической
силой, т.е. их отношения регулируются
императивными нормами, а один из них –
государство – наделен властными полномочиями.
Результатом этих отношений является
формирование общегосударственного фонда
денежных средств (бюджета). Мобилизация
средств в бюджет приобретает форму принудительного
налогообложения.
Денежный оборот включает разнонаправленные
денежные потоки. Перемещающиеся денежные
массы представляют собой финансовые
ресурсы: прибыль, доходы от различных
видов деятельности и др.
Финансы – это денежные отношения, но
не все денежные отношения – суть финансы.
Денежные отношения возникают между:
- предприятиями в процессе приобретения
товарно-материальных ценностей, реализации
продукции и услуг;
- предприятиями и вышестоящими организациями
при создании централизованных денежных
средств и их распределении;
- государством и предприятиями при уплате
ими налогов в бюджет и финансировании
расходов;
- государством и гражданами при внесении
ими налогов и добровольных платежей;
- предприятиями, гражданами и внебюджетными
фондами при внесении платежей и получении
ресурсов;
- отдельными звеньями бюджетной системы
в процессе бюджетного регулирования;
- страховыми организациями и предприятиями
и населением при уплате страховых взносов
и возмещении ущерба при наступлении страхового
случая и т.д.
Нельзя рассматривать как финансы денежные
отношения между равноправными физическими
или юридическими лицами, регулируемые
договорами гражданско-
правового характера. Здесь государство
в отношениях партнеров не присутствует.
Финансы отличаются от денег как содержанием,
так и выполняемыми функциями. Деньги
– это всеобщий эквивалент, с помощью
которого измеряются затраты труда хозяйствующих
субъектов. Финансы же – это экономический
инструмент распределения и перераспределения
национального дохода, средство контроля
за образованием и использованием фондов
денежных средств.
Таким образом, финансы обладают некими
признаками, которые выделяют их из множества
других денежных отношений. Финансы –
это совокупность денежных отношений,
одним из участников которых является
государство, посредством которых осуществляются
формирование и использование общегосударственных
фондов денежных средств для выполнения
государством принятых на себя конституционных
функций по решению экономических, социальных,
политических и иных задач.
Формирование и использование бюджета
стало носить регулярный характер. Возникли
системы государственных доходов и расходов
с определенным составом, структурой и
законодательным закреплением.
Налоги стали взиматься преимущественно
в денежной форме. Если ранее государственные
доходы формировались главным образом
за счет натуральных податей и трудовых
повинностей, то к концу ХIХ – началу XX
в. на долю денежных налогов приходилось
уже 80–90% всех доходов бюджета. Только
на этом этапе развития
государственности и денежных отношений
стало возможным в полной мере
распределение созданного продукта в
стоимостном выражении.
На протяжении тысячелетий вплоть до становления
товарноденежного хозяйства основная
часть потребностей государства удовлетворялась
за счет принудительного взимания многочисленных
натуральных повинностей и сборов. Деньги
обращались, но денежное хозяйство было
узким и весьма ограниченным. Общегосударственный
фонд денежных средств (бюджет) был также
мизерным, и основная его часть расходовалась
на подготовку и ведение войн.
Постепенно общества переходят на регулярное
формирование и использование централизованных
фондов денежных средств. Этот эволюционный
процесс привел к построению определенным
и все более эффективным образом структурированной
системы государственных доходов и расходов.
Государства законодательно закрепляли
состав и структуру бюджетов. Статьи расходов
этих бюджетов на протяжении столетий
обеспечивали преимущественно
четыре устойчивых функции государства:
военные цели, государственное
Качественно новый этап развития финансов
складывается в капиталистической общественно-экономической
формации, которая характеризуется развитием
товарно-денежных отношений, становлением
нового типа государственности. А потому
возникли новые типы денежных отношений
по поводу их формирования и использования.
В этих условиях финансы стали выражать
экономические отношения в связи с образованием,
распределением и использованием фондов
денежных средств в процессе распределения
и перераспределения национального дохода
и всего валового общественного продукта.
Истекший XX век в еще большей степени усложнил
финансовые отношения, особенно после
Второй мировой войны. Колоссально возросли
размеры государственных бюджетов. Государство
аккумулировало ресурсы не только бюджетной
системы, но и многочисленных внебюджетных
фондов. Оно во многих странах превратилось
в активного и могущественного субъекта
экономических отношений. Огромные суммы
денежных средств позволили государству
оказывать существенное влияние на процессы
общественного воспроизводства.
Итак, финансы выступают одновременно
и экономической, и исторической категорией:
они возникают, развиваются, видоизменяются
со временем. В этом процессе можно выделить
по меньшей мере два этапа:
Первый – неразвитая форма финансов. Характерные
черты этого этапа: непроизводительное
использование собранных средств); незначительное
регулирующее влияние бюджета на экономику;
неразвитость финансовой системы, состоявшей
практически из одного звена – бюджета.
Финансовые отношения были связаны исключительно
с формированием и использованием бюджета.
Второй этап развития финансов, напротив,
характеризуется многозвенностью финансовых
систем, высокой степенью регулирующего
воздействия на экономику, большим разнообразием
финансовых отношений. Повсеместно происходит
огосударствление значительной части
национального дохода. Если в начале
XX в. в ведущих странах
дохода, то в настоящее время этот показатель составляет 30–50 и даже 70%. Располагая огромными фондами денежных средств, правительства многих государств, международные финансовые организации оказывают существенное воздействие на процесс воспроизводства. Они используют различные приемы и методы прямого и косвенного регулирования экономики. Расширилась сама сфера финансовых
отношений.
В странах с развитой рыночной экономикой
преобладающей организационно-правовой
формой стала корпоративная – акционерные
общества. Корпорации мобилизуют капитал
путем эмиссии акций, преобразующей денежные
сбережения в производственные инвестиции.
Акции, облигации, кредиты банка и другие
формы привлечения средств существенно
расширили и разнообразили возможности
роста корпораций. В иных условиях они
вынуждены были бы развиваться лишь за
счет собственных, относительно ограниченных
источников.
Иными словами, в результате длительной
экономической эволюции финансовые отношения
распространились на два уровня. На первом
уровне денежные отношения опосредуют
формирование и использование централизованных
денежных фондов государства, аккумулируемых
в государственной бюджетной системе
и государственных внебюджетных фондах.
На втором уровне эти же отношения опосредуют
кругооборот денежных фондов предприятий.
Учитывая расширение сферы финансовых
отношений, в настоящее время в нее включают
экономические отношения, связанные с
формированием, распределением и использованием
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств в целях выполнения
государством принятых на себя конституционных
функций и обеспечения условий расширенного
воспроизводства.
|
Каждая
финансовая операция означает распределение
общественного продукта и национального
дохода и контроль за этим распределением
1. Распределительная функция. Распределение
национального дохода заключается в создании
так называемых основных, или первичных
доходов. Их сумма равна национальному
доходу. Основные доходы формируются при
распределении национального дохода среди
участников материального производства.
Они делятся на две группы:
1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров,
крестьян, занятых в сфере материального
производства;
2) доходы предприятий сферы материального
производства.
Активно участвуя в распределении и перераспределении
национального дохода, финансы способствуют
трансформации пропорций, возникших при
первичном
распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования.
Перераспределение национального
дохода в Российской Федерации происходит
в интересах структурной перестройки
народного хозяйства, развития приоритетных
отраслей экономики (сельское хозяйство,
транспорт, энергетика, конверсия военного
производства), в пользу наименее обеспеченных
слоев населения (пенсионеров, студентов,
одиноких и многодетных матерей).
Таким образом, перераспределение национального
дохода происходит между производственной
и непроизводственной сферами народного
хозяйства, отраслями материального производства,
отдельными регионами страны, формами
собственности и социальными группами
населения. Конечная цель распределения
и перераспределения национального дохода
и валового внутреннего продукта, совершаемых
с помощью финансов, состоит в развитии
производительных сил, создании рыночных
структур экономики, укреплении государства,
обеспечении высокого качества жизни
широких слоев населения. При этом роль
финансов подчинена задачам повышения
материальной заинтересованности работников
и коллективов предприятий и организаций
в улучшении финансово-хозяйственной
деятельности, достижении наилучших результатов
при наименьших затратах.
2. Контрольная функция. Будучи инструментом
формирования и использования денежных
доходов и фондов, они объективно отражают
ход распределительного процесса. Контрольная
функция проявляется в контроле за распределением
валового внутреннего продукта по соответствующим
фондам и расходованием их по целевому
назначению.
В условиях перехода на рыночные отношения
финансовый контроль направлен на обеспечение
динамичного развития общественного и
частного производства, ускорение научно-технического
прогресса, всемерное улучшение качества
работы во всех звеньях народного хозяйства.
Он охватывает производственную и непроизводственную
сферы и нацелен на повышение экономического
стимулирования, на рациональное и бережное
расходование материальных, трудовых
и финансовых ресурсов и природных богатств.
Одна из важных задач финансового контроля
— проверка точного соблюдения законодательства
по финансовым вопросам, своевременности
и полноты выполнения финансовых обязательств
перед бюджетной системой, налоговой службой,
банками, а
Информация о работе Роль финансов на разных этапах развития экономики