Роль финансов в кругообороте производственных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

Материально-технической основой процесса производства на любом предприятии являются основные производственные фонды. В условиях рыночной экономики первоначальное формирование основных фондов, их функционирование и расширенное воспроизводство осуществляется при непосредственном участии финансов, с помощью которых образуются и используются денежные фонды целевого назначения, опосредующие приобретение, эксплуатацию и восстановление средств труда.
Первоначальное формирование основных фондов на вновь создаваемых предприятиях происходит за счет основных средств, являющихся частью уставного фонда. Основные средства — это денежные средства, инвестированные в основные фонды производственного и непроизводственного назначения. В момент приобретения основных фондов и принятия их на баланс предприятия величина основных фондов количественно совпадает со стоимостью основных фондов.

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 84.97 Кб (Скачать файл)

Источник: Росстат.

В 2010 и 2011 годах приняты  новые поправки в ФЗ-214, согласно которым запрещены все «левые»  схемы привлечения средств населения, кроме договоров долевого участия, облигаций и жилищно-строительных кооперативов. Кроме того, застройщики освобождены от необходимости уплачивать НДС при заключении договора участия в долевом строительстве. По оценкам экспертов, это увеличило в Москве долю новостроек, реализующихся по ФЗ-214, с 8% до 36%. В январе 2012 года зарегистрировано 270 сделок на первичном рынке против 82 в январе прошлого года, и теперь можно говорить о почти полном объеме регистрации сделок на первичном рынке.

 

Рисунок 1 - Ввод в действие жилых домов в России в 1999-2011 гг.

 

Вместе с тем, за три  года с начала кризиса не произошло  каких-либо целевых административных изменений в денежно-кредитной  и банковской системе, направленных на совершенствование организационно-экономических  механизмов рыночного (административного, экономического и налогового) регулирования роста строительной отрасли. Не было обеспечено стимулирование роста первичного предложения на рынке недвижимости за счет  развития рыночно диверсифицированных инструментов проектного финансирования градостроительной деятельности (конкурентное возвратное банковское, бюджетное и ипотечно-эмиссионное финансирование с использованием государственных гарантий).

В итоге - в целом по России системных изменений рыночной ситуации к лучшему в части предложения  в течение двух лет с начала кризиса не произошло, что подтверждает следующая прямая цитата из утвержденной в декабре 2010 г. федеральной программы  «Жилище»[2]: «Основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду со все еще слабо развитой конкуренцией среди застройщиков и чрезмерными административными барьерами в отношении доступа застройщиков на рынок жилищного строительства, получения земельного участка и разрешения на строительство остаются проблемы отсутствия земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и реконструкцию инженерной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам инженерной инфраструктуры. В подавляющем большинстве городов отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой, средства на строительство объектов социальной инфраструктуры, необходимые для обеспечения комплексного освоения и развития территорий. Банковский сектор не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития инженерной и социальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья. Существующая практика решения проблемы развития инженерной инфраструктуры в целях жилищного строительства и инженерно-технического обеспечения построенных объектов главным образом основана на установлении платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения и технологическое присоединение, а также на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, что влечет увеличение стоимости 1 кв. метра жилья.»

Программа «Жилище» ориентирована  на то, что с целью повышения  доступности жилья развитие деятельности коммерческих застройщиков необходимо сочетать с поддержкой строительства  жилья индивидуальными застройщиками  и жилищными некоммерческими  объединениями граждан. Формирование различных моделей государственно-частного партнерства в жилищном строительстве  должно предусматривать не только использование  механизмов по возмещению затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой (совокупность объектов, в том числе трубопроводов  и иных объектов, обеспечивающих тепло-, газо-, электро- и водоснабжение, а также водоотведение и очистку сточных вод в границах территории муниципального образования) в целях жилищного строительства, но и использование механизмов поддержки развития социальной инфраструктуры микрорайонов массовой жилой застройки в целях комплексного решения проблемы.

 

1.2 Роль финансов в кругообороте производственных фондов

 

Материально-технической основой  процесса производства на любом предприятии  являются основные производственные фонды. В условиях рыночной экономики первоначальное формирование основных фондов, их функционирование и расширенное воспроизводство  осуществляется при непосредственном участии финансов, с помощью которых образуются и используются денежные фонды целевого назначения, опосредующие приобретение, эксплуатацию и восстановление средств труда.

Первоначальное формирование основных фондов на вновь создаваемых предприятиях происходит за счет основных средств, являющихся частью уставного фонда. Основные средства — это денежные средства, инвестированные в основные фонды производственного и непроизводственного  назначения. В момент приобретения основных фондов и принятия их на баланс предприятия величина основных фондов количественно совпадает со стоимостью основных фондов. В дальнейшем, по мере участия основных фондов в производственном процессе их стоимость раздваивается: одна ее часть, равная износу, переносится  на готовую продукцию, другая — выражает остаточную стоимость действующих  основных фондов.

Сношенная часть стоимости основных фондов, перенесенная на готовую продукцию, по мере реализации последней постепенно накапливается в денежной форме  в специальном амортизационном  фонде. Данный фонд формируется посредством  ежегодных амортизационных отчислений и используется для простого и  частично — расширенного воспроизводства  основных фондов. Направление амортизации  на расширенное воспроизводство  основных фондов обусловлено спецификой ее начисления и расходования: начисляется  она в течение всего нормативного срока службы основных фондов, а  необходимость в ее расходовании наступает лишь после фактического их выбытия. Поэтому до момента замены выбывших из эксплуатации основных фондов начисленная амортизация является временно свободной и может использоваться как дополнительный источник расширенного воспроизводства. Кроме того, использованию амортизации на расширенное воспроизводство содействует научно-технический прогресс, в результате которого некоторые виды основных фондов могут удешевляться, в действие вводятся более совершенные и более производительные машины и оборудование.

Величина амортизационного фонда  ежегодно рассчитывается путем умножения  балансовой стоимости основных фондов на норму амортизации. Экономически обоснованные нормы амортизации  имеют большое значение. Они позволяют, с одной стороны, обеспечить полное возмещение стоимости выбывающих из эксплуатации основных фондов, а с  другой — установить подлинную себестоимость  продукции, составным элементом  которой выступают амортизационные  отчисления. С точки зрения коммерческого  расчета одинаково плохо как  занижение норм амортизации (ибо  оно может привести к недостатку финансовых ресурсов, необходимых для  простого воспроизводства основных фондов), так и их необоснованное завышение, вызывающее искусственное  удорожание продукции и снижение рентабельности производства. Нормы  амортизации периодически пересматриваются, так как изменяются сроки службы основных фондов, ускоряется процесс  переноса их стоимости на изготовляемый  продукт под воздействием научно-технического прогресса и других факторов. Также  периодически производится и переоценка основных фондов; ее цель состоит в  том, чтобы привести балансовую стоимость  основных фондов в соответствие с  действующими ценами и условиями  воспроизводства. В современных  экономических условиях (наличие  инфляции) и при проведении экономических  реформ (например, приватизации) такая  переоценка должна проводиться чаще.

В практике хозяйствования применяются  разные методы исчисления амортизационного фонда:

линейный, регрессивный, ускоренной амортизации. При этом нормы амортизации устанавливаются  либо в процентах к балансовой стоимости основных фондов, либо в  твердых суммах на единицу выработанной продукции; иногда они зависят от объема выполненных работ.

При линейном методе исчисление амортизационных  сумм происходит по фиксированным нормам в течение всего срока производительного  использования основных фондов. Применение равномерного метода начисления амортизации  в условиях стабильных цен на основные виды средств труда было оправданным. Но в условиях роста цен, особенно по вновь вводимой технике, целесообразен  переход на регрессивный метод, при  котором наиболее высокая норма  амортизации устанавливается в  начале амортизационного периода, а  затем она постепенно снижается. В условиях инфляции переход к  регрессивному методу исчисления амортизации  способствует своевременному накапливанию финансовых ресурсов, необходимых для  обновления основных фондов.

Еще с января 1991 года в соответствии с Положением о порядке начисления амортизации по основным фондам в  народном хозяйстве многим субъектам  хозяйствования разрешено применять  метод ускоренной амортизации. К  ним относятся предприятия, производящие средства вычислительной техники, прогрессивные  виды материалов, приборов и оборудования, продукцию на экспорт, а также  осуществляющие массовую замену изношенной и морально устаревшей техники. Названные  предприятия получили право исчислять  амортизационные отчисления по возросшей, но не более чем в два раза, норме амортизации. Это означает, что они определяют новый расчетный  срок службы своих основных фондов, который позволяет обеспечить полный перенос амортизируемой стоимости  в течение короткого отрезка  времени. Для малых предприятий  предусмотрены еще более благоприятные  условия в части возмещения стоимости  орудий труда: В первый год эксплуатации машин и оборудования они смогут списать дополнительно в качестве амортизационных отчислений до 20% первоначальной стоимости основных фондов (со сроком службы свыше 3 лет). Эта мера направлена на то, чтобы стимулировать обновление производственного аппарата на основе новейших достижений науки и техники, что является просто необходимым из-за неконкурентноспособности большинства отечественных промышленных товаров.

В связи с произошедшими изменениями  цен на машины, оборудование и транспортные средства, и сметных цен на строительно-монтажные  работы, а также в целях повышения  доли амортизационных отчислений в  общей величине собственных источников финансовых ресурсов предприятий, обеспечивающих воспроизводство основных фондов, с 1 января 1992 года введена индексация амортизационных отчислений по всем предприятиям и организациям независимо от форм собственности. Для определения  индексированной величины амортизационных  отчислений по основным фондам, введенным  в эксплуатацию до 1 января 1992 года, используется коэффициент (2,0), на который  умножаются амортизационные отчисления, рассчитанные на основе действующих  норм амортизации и балансовой стоимости  основных фондов на 1 января 1992 года.

Механизм формирования и использования  амортизационных отчислений, будучи важным звеном общей системы воспроизводства  основных фондов, одновременно является инструментом реализации государственной  структурной политики в области  производственных инвестиций. Достижение структурных сдвигов осуществляется, прежде всего, через нормы амортизации.

Начисленные амортизационные отчисления через фонд производственного развития используются на полное восстановление основных фондов. Происходит оно в  форме капитальных вложений, с  помощью которых не только завершается  кругооборот авансированной ранее  стоимости, но и осуществляется дополнительное инвестирование средств в связи  с расширением производства и  совершенствованием его материально-технической  базы. Расширенное воспроизводство  не может быть обеспечено только за счет амортизационных отчислений, поскольку они предназначены главным образом на простое воспроизводство. Поэтому в значительной части капитальные вложения обеспечиваются из национального дохода, причем в капитальные затраты реинвестируются прежде всего собственные финансовые ресурсы предприятия; сюда направляется также акционерный и паевой капитал, мобилизуемый на финансовом рынке, привлекаются кредитные ресурсы, а в особых случаях, специально оговоренных в решениях правительства — бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов.

В составе собственных финансовых ресурсов предприятия, используемых на капитальные вложения, важное место  занимает прибыль. В последнее время  наблюдается тенденция увеличения абсолютного размера и доли прибыли  в источниках финансирования капитальных  вложений. Как мне кажется, эту  тенденцию необходимо развивать, так  как ее прогрессивность заключается  в том, что источники воспроизводства  основных фондов непосредственно увязываются  с результатами производственной деятельности. В итоге усиливается материальная заинтересованность предприятий в  достижении лучших результатов производства, так как именно от них зависит  своевременность и полнота формирования финансовых источников капитальных  затрат.

Наряду с прибылью для финансирования капитальных вложений используются также средства, мобилизуемые в самом  строительстве (прибыль и экономия по строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом, мобилизация внутренних ресурсов и  др.), доходы от реализации выбывшего  имущества, средства фондов социального  развития и жилищного строительства.

Выделение бюджетных средств  на капитальные затраты обеспечивает проведение единой технической политики, создает финансовые предпосылки  для регулирования структуры  общественного воспроизводства, развития приоритетных отраслей экономики. С  переходом на рыночные основы хозяйствования порядок предоставления бюджетных средств на капитальные вложения постепенно меняется. Раньше бюджетные средства выделялись в форме прямых безвозвратных ассигнований; теперь их можно получить через целевые субсидии (инвестиционные ассигнования), субвенции и инвестиционные налоговые кредиты.

Инвестиционный кредит —  это денежные средства, оставленные  предприятиям малого бизнеса в связи  с предоставлением им отсрочки платежей по налогу на прибыль и налогу на имущество, если прибыль в размере  сниженного налога реинвестируется  в производство, а денежные средства от уменьшения налога на имущество  направляются на выкуп имущества  в процессе приватизации предприятия. Плательщик налога на прибыль имеет  право на инвестиционный кредит в  размере 10% стоимости закупленного и введенного в действие оборудования, если оно:

  • во-первых, используется для замены оборудования, закупленного ранее по импорту, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и защиты окружающей среды от загрязнения отходами;
  • во-вторых, имеет срок службы более 8 лет;
  • в-третьих, состоит из станков и промышленных роботов, управляемых ЭВМ;
  • в-четвертых, позволяет создать рабочие места для инвалидов.

При этом введены некоторые  ограничения. Одно из них касается численности  работающих, которая не может превышать  для предприятия соответствующего профиля установленной величины. Другое связано с размером самого инвестиционного кредита, который  не должен уменьшать величину авансового платежа по налогу на прибыль и  годовую его сумму более чем  на 50%.

Возврат инвестиционного  кредита осуществляется в соответствии со сроками и условиями, оговоренными в кредитном соглашении, заключенном  между налогоплательщиком и налоговой  инспекцией. При этом возврат кредита начинается после двух лет с момента подписания соглашения, а общий период погашения рассчитан на 5 лет.

Информация о работе Роль финансов в кругообороте производственных фондов