Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 15:23, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении международных экономических отношений и роли, которую в этих отношениях играют финансы.
В связи с поставленной целью можно выдвинуть следующие задачи:
- выявить сущность платежного баланса;
- рассмотреть основные понятия международных расчётов;
- показать значение международного кредита в развитии мировой экономики;
- дать оценку платёжного баланса на примере Российской Федерации.
Введение 3
1. Сущность и роль международных финансовых отношений 5
1.1. Платёжный баланс как показатель международных экономических отношений государств 5
1.2. Основные понятия международных расчётов 8
1.3. сущность и значение международного кредита в развитии мировой экономики 12
2.Анализ применения Российской Федерации новшеств в методике составления платёжного баланса 17
2.1. Принципы составления платёжного баланса и его оценка на примере Российской Федерации……………………………………………......17
2.2. Классификация статей платёжного баланса по методике МВФ……………………………
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31
Наибольшая часть всех международных расчетов приходится на торговые расчеты, которые включают, в том числе платежи и поступления по внешнеторговым (экспортно-импортным) операциям.
Под формой расчета в международной практике понимается регулируемое нормами международного частного права условие платежа, обладающее специфическими особенностями в отношении порядка зачисления средств на счет кредитора, видов используемых платежных документов, а также процедуры документооборота.
Понятие "международные расчеты" включает: [2]
1. Условия и порядок
проведения расчетов и
2. Практическую деятельность
банков по их организации и
проведению. В мировом сообществе
принято осуществлять расчеты
и платежи безналичным
Таким образом, к элементам международных расчетов, то есть неотъемлемым их составляющим можем отнести:
Участников международных расчетов,
Механизм осуществления расчетов и платежей,
Условия, по которым они производятся - прежде всего, условия контракта,
Валютные ограничения
и оговорки, определяющие характер
и порядок осуществления
Валютные ограничения - это законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения, непосредственно влияющие на проводимые внешнеторговые расчеты, обычно широко используются в странах с частично конвертируемой валютой государство использует определенные.
Валютные ограничения сужают возможности и повышают издержки валютного обмена и платежей по международным сделкам. Основными причинами валютных ограничений являются:
Нехватка валюты;
Давление внешней
Расстройство платежных балансов.
Главная цель их введения - концентрация
валютных ценностей в руках государства,
а также выравнивание платежного
баланса и поддержание
1. Блокирование выручки
экспортеров от продажи
2. Обязательная продажа
валютной выручки экспортеров
полностью или частично
3. Ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (лишь при наличии разрешения органа валютного контроля);
4. Запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;
5. Ограничения на форвардные
покупки импортерами
6. Регулирование сроков
платежей по экспорту и
7. Множественность валютных
курсов - разные курсовые соотношения
валют по различным видам
1.3. Сущность и
значение международного
Международные кредитные отношения можно разделить на государственные (с участием государства в роли кредитора или заемщика) и негосударственные (банки и небанковские учреждения). Государство может выступать как в роли кредитора, так и в роли заемщика. В первом случае международная кредитная деятельность государства зависит от степени экономического развития страны. Если страна относится к государствам с развитой экономикой, то кредитная деятельность государства осуществляется по не скольким направлениям.
Во-первых, государственные
международные кредитные
Во-вторых, государственные интересы развитых стран тесно связаны с приоритетами частного сектора, к примеру, крупных транснациональных корпораций. Поэтому государственные инвестиции или кредиты в развивающиеся страны часто являются дополняющими частные капиталовложения.
В-третьих, развитые страны проводят широкое международное кредитование, поскольку могут это делать. Они обладают соответствующей финансовой возможностью. Никто кроме них не способен предоставить крупные средства на финансирование и кредитование решения глобальных проблем: исследование озонового слоя, освоение космоса, борьбу с бедностью, лечение раковых заболеваний.
В-четвертых, международные
кредитные отношения
Если страна относится к государствам с менее развитой экономикой, к развивающимся странам, странам с переходной экономикой и другим, то она преимущественно является заемщиком, а не кредитором. Экспорт капитала из таких стран маловероятен из-за недостатка средств на проведение международных финансовых операций на мировых финансовых рынках или национальных рынках развитых стран. Однако в период получения страной высоких доходов она пытается сохранить полученные средства, размещая их на рынках капиталов развитых стран как в государственные, так и в частные ценные бумаги.
Традиционно любое государство чаще всего выступает заемщиком, нежели кредитором. Нехватка собственных финансовых ресурсов для проведения экономической политики вынуждает страны обращаться к внешним заемным средствам. Внешнее финансирование государства включает в себя следующие важные звенья:
— международное финансирование — займы на мировых финансовых рынках (выпуск суверенных еврооблигаций);
— кредиты международных финансовых организаций (МВФ, Группы Всемирного банка, региональных фондов и банков);
— двусторонние и многосторонние кредиты других государств, иностранных банков и компаний (проектное финансирование и др.);
— иностранное инвестирование (прямое и портфельное) на национальном рынке (продажа государственной собственности, выпуск государственных облигаций на национальном рынке);
— финансовая помощь (гранты на развитие отраслей ) [9].
Значение и необходимость
международного кредита для государства
определяется природой функционирования
государственных финансов. Бюджетный
дефицит требует финансирования
из различных источников, и в том
числе из внешних. Развитые страны могут
позволить себе большой бюджетный
дефицит для стимулирования экономического
роста, поскольку всегда могут найти
платежеспособные внутренние источники,
например дееспособный внутренний рынок
капиталов, для покрытия дефицита. Развивающиеся
страны и страны с переходной экономикой
не имеют такой возможности. Поэтому
часто они вынуждены
Необходимость международного
кредита для банковских и небанковских
кредитно-финансовых учреждений связана
с самой банковской деятельностью.
Банки при свободе движения капиталов
привлекают и размещают средства
там, где они могут быть наиболее
рационально использованы: для получения
высокой прибыли или
Производственный и иные сектора используют международный кредит как дополнительный источник при развитости внутреннего кредитования или как основной при неразвитости национального рынка ссудных капиталов для расширенного воспроизводства.
Международный кредит, как
правило, размещается в наиболее
прибыльные отрасли, что приводит к
диспропорциям в экономике. Иностранный
капитал редко учитывает
С другой стороны, государство
может нерационально
Международный кредитный рынок является неотъемлемой частью мирового финансового рынка и находится в постоянном взаимодействии с ним. Многие инструменты международного кредитного рынка тесно связаны с осуществлением торговых, валютных и финансовых операций на международных рынках.
В силу того, что развитые страны имеют «свободные» ресурсы и могут позволить себе кредитовать экономики тех государств, которые в этом нуждаются, а развивающиеся страны и страны с переходной экономикой остро нуждаются в финансовых резервах, осуществляется взаимовыгодное сотрудничество на международном кредитном рынке.
При грамотном использовании
возможностей международного кредитования
у государства в целом и
у отдельных предприятий
2. Анализ применения Российской Федерации новшеств в методике составления платёжного баланса.
2.1. Принципы составления платёжного баланса и его оценка на примере Российской Федерации.
Органам государственной власти, определяющим внешнеэкономическую, финансовую и денежно-кредитную политики, необходима информация о взаимоотношениях государства как субъекта международных экономических отношений с экономическими агентами для принятия решений относительно будущих действий на финансовых, валютных и денежных рынках, в области инвестиционной и ценовой политики.
Особая важность и актуальность такой информации обусловлена финансовыми взлетами и падениями последних лет, в связи с которыми необходим постоянный мониторинг состояния активов и обязательств страны. Такие макроэкономические отчеты государства, как платежный баланс и международная инвестиционная позиция, содержат в себе всю необходимую информацию для оценки экономических отношений страны с остальным миром и определения ее внешней позиции в экономическом мире. [12]
Составление платежного баланса
как отражение международных
расчетов страны предназначено для
выполнения как учетных, так и
аналитических задач, тесно связанных
между собой. Круг участников международных
операций многообразен: отдельные страны
и их группировки, национальные, иностранные
и транснациональные
Эти рекомендации положены
в основу составления платежных
балансов стран – членов МВФ. В
то же время отдельные страны вносят
в правила составления
В платежном балансе отражаются
экономические отношения данной
страны с другими странами. Очень
важно, чтобы форма производимых
в нем записей имела
При составлении платежного
баланса все участники
Информация о работе Роль финансов в развитии международных экономических отношений.