Роль финансов в создании и функционировании свободных экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:38, реферат

Описание работы

Терминология "свободных экономических зон” (СЭЗ) получила широкое распространение в мировой практике в течение последней четверти столетия. В современном виде они возникли в начале 70-х годов в странах юго-восточного азиатского региона. Вскоре эти страны приобрели название “азиатских тигров” благодаря их экономическому прыжку за счет достижения наиболее высоких в мире темпов развития их хозяйств. Еще 1 января 1970 года, одна из первых в мире, Южная Корея приняла закон об учреждении свободной экономической зоны.

Содержание работы

Введение.
1. СЭЗ в России.
1.1. История организации СЭЗ в России.
1.2. Типы СЭЗ, организуемых в России.
2. Роль финансов в создании и функционировании СЭЗ.
2.1. СЭЗ как препятствие на пути сохранения экономической целостности государства.
2.2. Финансирование государством СЭЗ.
3. Процесс интеграции России в мировую экономику.
3.1. Первый опыт интеграции России в мировую экономику.
3.2. Проблемы и перспективы интеграции России в мировую экономику.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

tema2.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

     В Думе находится на рассмотрении ряд  федеральных законопроектов, касающихся международного инвестиционного сотрудничества и привлечения иностранных инвестиций, в том числе и закон «Об основах создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон  в Российской Федерации» (проект закона о СЭЗ был принят в третьем чтении и одобрен Советом Федерации, однако не был подписан президентом). Была подготовлена новая редакция законопроекта, которая должна быть одобрена согласительной комиссией и повторно рассмотрена Государственной Думой). Создаваемая правовая база, контуры которой просматриваются в упомянутом законопроекте, должна, по идее, расширить формы привлечения иностранных инвестиций на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции, обеспечить приток крупномасштабных инвестиций в реальный сектор экономики.

  Инвестиционный  климат в России зависит также от инвестиционного климата, создаваемого на местах субъектами РФ и местными администрациями. В регионах идет процесс активизации привлечения иностранных инвестиций, устанавливаются международные региональные связи, формируется региональная инфраструктура привлечения инвестиций, стимулируется деятельность иностранных инвесторов путем предоставления им налоговых и других льгот на местном уровне. Министерством экономики России совместно с субъектами РФ и иностранными инвесторами будет продолжена практика проведения научно-практических региональных конференций по вопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов. Польза этих региональных совещаний и конференций заключается в том, что они вырабатывают рекомендации в адрес федеральных и местных органов исполнительной власти по решению вопросов, направленных на улучшение инвестиционного климата в регионах. В дальнейшей работе по совершенствованию инвестиционного климата будет уделяться внимание также таким вопросам, как:

  • развитие информационного и консультативного обеспечения иностранных инвесторов;
  • маркетинг инвестиционных программ и проектов;
  • развитие в зарубежных странах сети инвестиционных бюро, оказывающих услуги
  • потенциальным инвесторам для вхождения на российский рынок;
  • формирование банка данных по инвестиционным проектам и подготовка справочных
  • материалов об условиях инвестирования;
  • выпуск специальных информационных изданий;
  • формирование положительного образа России как страны, принимающей
  • иностранные инвестиции;
  • проведение «круглых столов» и семинаров-конференций с западными предпринимателями.

Реализация  перечисленных мер может помочь восстановлению доверия западных инвесторов, будет способствовать повышению рейтинга России в мировом экономическом сообществе, снизит риск вложения инвестиций и, следовательно, увеличит приток иностранных инвестиций в российскую экономику. Свободные экономические зоны России перестанут быть «камнем преткновения» и откроют новые перспективы для подъема российской экономики. Заключение

     СЭЗ могут стать реальными эпицентрами технологического прорыва России на качественно новый, современный уровень производства конкурентоспособной продукции, содействовать ее участию в международном разделении труда как производителя высокотехнологической продукции, так как Россия имеет широкие возможности создания СЭЗ научно-технологического характера.

     Отличительная особенность этого типа СЭЗ состоит  в том, что целью их создания является мобилизация всех доступных материальных и трудовых ресурсов для ускорения  передачи новых высоких технологий в промышленность, обеспечения новых рабочих мест, диверсификация экономики в регионе и в стране в целом. В современной литературе зоны такого типа называют технологическими парками, технополисами, научными парками, технологическими центрами, деловыми центрами. Обязательным условием создания научно-технологических СЭЗ является наличие в регионе значительного научно-технического потенциала.

     Мировой опыт свидетельствует, что вместе со значительными успехами СЭЗ есть и неудачные попытки. Так, неэффективными оказались СЭЗ, созданные, например, в Польше и Индии. Основными причинами этого являются определенные просчеты, которые были допущены еще на стадии проектирования. К самым распространенным недостаткам и просчетам можно отнести:

- неудачный выбор месторасположения зоны;

- недостаточное  внимание к базовой инфраструктуре (то есть отсутствие необходимого уровня путей сообщения: автомобильных дорог, воздушного сообщения; недостаточный уровень развития телекоммуникаций и электроснабжение);

- недостаточные  институциональные связи между  администрацией зоны и теми  государственными учреждениями, которые  причастны к созданию льготных  режимов (такими, как, например, министерство  финансов, таможенный комитет, министерство экономики и тому подобное).

     В России к таким причинам присоединяется еще более существенный фактор - глубокий экономический кризис. Именно учитывая кризисное состояние российской экономики, видно, что создание СЭЗ в России может привести к нежелательным отрицательным последствиям, так как углубит дефицит бюджета. Свободные экономические зоны не способны сыграть весомую роль в такой острой экономической ситуации, которая существует в России сегодня.  Однако Россия пошла другим путем: СЭЗ создала, а финансировать их не стала. Возможно,  предоставление налоговых льгот должно было стать основным привлекательным моментом в российских СЭЗ.

     Но  нельзя преувеличивать роль налоговых  льгот в создании СЭЗ, так как  они не всегда обеспечивают экономический  рост. Для крупных инвесторов льготы иногда имеют второстепенное значение в отличие от малого и среднего бизнеса, которые всегда ощущают недостаток свободного капитала. Налоговые льготы и природные ресурсы не всегда могут заменить отсутствие современной инфраструктуры, которую обязана создать страна, принимающая на свою территорию СЭЗ. С другой стороны, завышенные льготы для иностранных инвесторов могут привести к неоправданным убыткам национальной экономики, поэтому ставки налогообложения должны быть детально обоснованными.

Регулирующие  механизмы создания и функционирования всех без исключения СЭЗ должны быть четко определены, а также обоснованы альтернативные варианты развития СЭЗ, связанные с перспективами будущего развития или перестройки экономики России, возможными изменениями конъюнктуры мирового рынка, решением проблем выравнивания уровней социально-экономического развития по регионам страны.

     Отсутствие  альтернативных вариантов привело  к определенной консервации СЭЗ в своем развитии, отдаляясь при этом от потребностей отечественной экономики в целом и проблем регионального развития в частности.

     Создание  СЭЗ в России не оправдало себя. Причинами этого стало: недостаточное финансирование из-за дефицита бюджетных средств; неразвитая инфраструктура регионов, в которых практиковалось создание СЭЗ, отсутствие или малое предоставление льгот (налоговых, таможенных и пр.); несовершенное законодательство (недоработанные и не до конца продуманные законы о СЭЗ и пр.). И, как следствие, создание СЭЗ мало повлияло на интеграцию России в мировую экономику, если не учитывать огромное количество товаров и валюты, вывезенной за границу (п. 2.2.).

     Однако, на мой взгляд, при серьезном и  разумном подходе к решению возникших  проблем, учитывая первый неудачный  опыт создания СЭЗ, СЭЗ в России могут  и должны работать. При создании необходимых благоприятных условий зоны в России «расцветут», и в российскую экономику хлынут потоки иностранных инвестиций, позволящих возродить и укрепить экономику нашей страны. Взаимовыгодное и честное сотрудничество СЭЗ с иностранными партнерами станут первым уверенным шагом на пути интеграции России в мировую экономику.                       

Приложение 1. Основные модели свободных зон

 типовые  размеры и состав льгот

Виды  свободных зон Размеры (кв. км) Наличие таможенной границы Базовые льготы6 Основные регионы/страны распространения
1 2 3 4 5
Зоны  свободной торговли до 3-5 обязательно таможенные Крупные транспортные узлы в развивающихся и развитых странах
Промышленно-производственные:
а). точечные до 1-2 отсутствует таможенные Бразилия, Мексика, Пуэрто-Рико, Филиппины, Карибский бассейн
б). промпарки  0,1-0,5 
1-20
не обязательно таможенные ЮВА, Мексика
Торгово-производственные 1-4 обязательно таможенные США
Зоны  малого бизнеса 0,01-3 отсутствует финансовые, налоговые Индия, Ближний Восток, Аргентина, Франция
Технико-внедренческие (научно-производственные) 2-20 не обязательно налоговые НИС Юго-Восточной  Азии
Оффшорные финансовые центры 0,05-0,1 отсутствует налоговые Карибский бассейн, Гонконг, Сингапур
Комплексные:
а). специальные  экономические 16-330 обязательно таможенные, налоговые, финансовые КНР
б). территории особого режима типа зоны "Манаус" 2 200 000 (льготируется до 10 000) обязательно для части зоны таможенные, налоговые, финансовые Бразилия ("Манаус"), Аргентина ("Огненная земля")
 
 
 
 
 
 
1 2 3 4 5
в). особые экономические зоны в пределах адм.-территориальных  образований (город, район) обязательно для  отдельных локальных зон, находящихся на территории особой зоны налоговые, таможенные, финансовые Россия (Калининградская обл., проекты для других территорий)7

Источник: Смородинская Н. Организация СЭЗ  в Российской Федерации. Анализ политико-правовой базы и возможных перспектив. Информационно-аналитические материалы ЦБ РФ, М., 1996, выпуск 3.  
 

Список  литературы

  1. Васильев  Л. СЭЗ: мифы и действительность. - Биржевые ведомости, 1995, N 1-2, с.8.
  2. Вардомский Л., Самбурова Е. Гора родила мышь. - Деловые люди, 1994, N 3, c.48-50.
  3. Вардуль Н. Приморская находка. - Коммерсантъ, 1996, N 10, с.46-47.
  4. Галиев А., Привалов А. Что ж там встает на Востоке? - Коммерсантъ, 1994, N 28, с.40-45.
  5. Глуховский М. СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность. - Деловые люди, 1994, N 3, c.53-54.
  6. Елисеев А. Особая экономическая зона в Калининградской области. - Международный бизнес России, 1996, N 5, с.14-17.
  7. Закон РСФСР от 4.07.91 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР".
  8. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 1994, N 3, c.44-46.
  9. Конституция Российской Федерации, 1993 г. 17. Постановление Правительства РФ от 19.06.94 г. N 740 "О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики".
  10. Независимая газета, 27.10.2000.
  11. Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.93 N НП-4-06/93н, Минфина РФ от 25.06.93 N 04-06-01 "О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах".
  12. Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края. Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. N 540.
  13. Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь"). Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09.91 г. N 497.
  14. Постановление ВС РФ от 7 июля 1993 г. N 5343-1 "О внесении дополнений в постановление ВС РФ "О введении в действие закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
  15. Постановление Правительства РФ от 08.09.94 г. N 1033 "О некоторых мерах по развитию СЭЗ "Находка".
  16. Постановление Правительства РФ от 29.12.94 г. N 1430 "Об особой экономической зоне в границах особо охраняемого эколого-курортного региона - Кавказских Минеральных Вод".
  17. Постановление ВС РСФСР от 14.07.90 г. N 106-1 "О создании зон свободного предпринимательства".
  18. Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г. N 165-1 "О создании зон свободного предпринимательства".
  19. Постановление ВС РСФСР ОТ 24.10.90 г. "О создании в Приморском крае в районе г. Находка свободной экономической зоны".
  20. Рекомендации по созданию СЭЗ в России. - БИКИ, 1996, N 39 (7465), с.2.
  21. Савин В. О законодательной базе свободных экономических зон в России. - Бизнес, 1996, N 7, с.38-39.
  22. Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон. - Российский экономический журнал, 1995, N 11, с.34-44.
  23. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 1994, N 12, с.126-140.
  24. Смородинская Н. Организация СЭЗ в Российской Федерации. Анализ политико-правовой базы и возможных перспектив. - Информационно-аналитические материалы ЦБ РФ, М., 1996, вып. 3.
  25. Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. - Экономика и жизнь, 1997, N 12, с.1. 
  26. Стулов А. Балтийский "Янтарь". - Деловые люди, 1994, N 3, c.57-58. Указ Президента РСФСР от 15.11.91 г. N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР".
  27. Указ Президента РФ от 4.06.92 г. N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации".
  28. Указ Президента РФ от 10.12.92 г. N 1572 "О создании зоны свободной торговли "Шереметьево".
  29. Указ Президента РФ от 3.06.93 г. N 847 "О свободных таможенных зонах "Московский Франко-Порт" и "Франко-Порт Терминал".
  30. Указ Президента РФ от 27.09.93 г. N 1466 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями".
  31. Указ Президента РФ от 07.12.93 г. N 2117 "О Калининградской области".
  32. Указ Президента РФ от 6.03.95 г. N 244 "О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот"
  33. Федеральный закон от 13.03.95 г. N 31-ФЗ "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности".
  34. Федоров В. "Находка" может оказаться для кого-то настоящей находкой. - Рынок ЦБ, 1996, N 4, с.20-25.
  35. ЭиЖ-Сибирь, 2000, октябрь, № 18 (132)
  36. Экономика предприятия, 1999, № 2-3, с. 24-34

Информация о работе Роль финансов в создании и функционировании свободных экономических зон как одном из направлений интеграции России в мировую экономику