Роль финансовых ресурсов, их экономическая сущность и источники формирования. Виды ресурсов, факторы их роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 09:15, курсовая работа

Описание работы

Эффективное формирование и использование финансовых ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость предприятий, предотвращает их банкротство. В условиях рынка состояние финансов предприятий интересует непосредственных участников экономического процесса.
Основной целью деятельности предприятий в условиях рынка является удовлетворение общественных потребностей, получение прибыли и обеспечение своей финансовой устойчивости.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
1. Роль финансовых ресурсов, их экономическая сущность и источники формирования. Виды ресурсов, факторы их роста. Значение финансовых ресурсов для сбалансированного развития экономики.......................................4
1.1 Понятие, сущность и экономическое содержание финансовых ресурсов предприятия.............................................................................................4
1.2 Система формирования финансовых результатов предприятий......................
2.Содержание, развитие и задачи финансового планирования. Виды финансовых планов, их взаимосвязь. Роль индикативного планирования в рыночных условиях функционирования............................................................
2.1 Содержание и задачи финансового планирования.............................
2.2 Основные виды производственных планов и их взаимосвязь...........
2.3 Общие принципы планирования и взаимосвязь основных принципов..............................................................................................................
2.4 Роль индикативного планирования в рыночных условиях функционирования................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................

Файлы: 1 файл

гмф.docx

— 61.57 Кб (Скачать файл)

Финансовые ресурсы, выделяемые не для текущих расходов, а для строительства новых объектов, модернизации производства, приобретения оборудования, называют капиталовложениями, или инвестициями. Это финансовые ресурсы для будущей экономической деятельности. Вкладывать деньги и денежные средства можно в производство, бизнес, освоение технических и технологических новшеств, науку, культуру, образование или в широком смысле слова — в человека. Обеспечение финансовыми ресурсами инноваций, т. е. нововведений, принято называть венчурным финансированием. Обычно такое финансирование связано с повышенным риском, но в случае удачи финансовые вложения в научно-технические достижения дают большую отдачу, приносят весомую прибыль.

В целом, финансирование, часто привязывают его к источникам финансовых ресурсов. Так, финансирование из средств бюджетов государства, регионов, муниципалитетов называют бюджетным финансированием. А если предприятие, организация, предприниматель осуществляют финансирование экономической деятельности из собственных источников, то говорят, что имеет место самофинансирование. В ряде случаев финансирование одной организации, фирмы может осуществляться другой организацией или фирмой, которую называют спонсором. Спонсор не всегда предоставляет денежные средства на безвозмездной, благотворительной основе, он может выделять их и в форме кредита, подлежащего возврату, да еще и с процентами.

Таким образом, достаточность финансовых ресурсов для осуществления деятельности предприятия является важным фактором, обеспечивающим стабильность деятельности предприятия и определяющим его текущее и перспективное развитие. Для отечественной экономики на современном этапе характерен дефицит финансовых ресурсов, при этом тенденции финансовых вложений последних лет указывают на рост объема финансовых вложений в отрасли отечественной экономики.

1.2 Система формирования финансовых результатов предприятий

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу. Его основные задачи:

систематический контроль за формированием финансовых результатов;

определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;

оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях рыночной экономики главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.

Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки. Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии.

Финансовое состояние предприятий - это характеристика его конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими организациями. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.

Базой порядка формирования прибыли служит принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модель, представленная на следующей рисунке

Прибыль, которая учитывает все результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, называется балансовая прибыль. Она включает, - прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от прочей реализации, доходов по внереализационным операциям, уменьшенным на сумму расходов по этим операциям.

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в отчете о прибылях и убытках.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия.

За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.

За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и в конечном счете повышения жизненного уровня населения. Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и расходов, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.

Основным показателем прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной деятельности, выступает: балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.

Так как основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Содержание, развитие  и задачи финансового планирования. Виды финансовых планов, их взаимосвязь. Роль индикативного планирования  в рыночных условиях функционирования.

2.1Содержание и задачи финансового  планирования

Стабильная деятельность предприятий (корпораций) в рыночных условиях невозможна без использования современных методов управления финансами. Одним из основных направлений повышения качества управления является совершенствование внутрифирменного финансового планирования и контроля. Отечественный и зарубежный опыт подтверждает, что проблема совершенствования финансового планирования на микроуровне продолжает оставаться актуальной. 
Планирование деятельности корпорации имеет два тесно связанных и взаимообусловленных аспекта: 
общеэкономический — с позиции теории формы; 
управленческий — как функция менеджмента, которая состоит в умении прогнозировать деятельность компании и использовать этот прогноз в целях ее развития. 
Планирование помогает устранить излишние трансакционные издержки внутри корпорации по торговым сделкам (контрактам), например на поиск покупателей и поставщиков, проведение переговоров о предмете сделки, оплату услуг консультантов и пр. Планирование дает ответы на следующие вопросы. 
На каком уровне развития находится корпорация (ее производственный и научно-технический потенциал) и каковы результаты ее финансово-хозяйственной деятельности? 
При помощи каких ресурсов, включая и финансовые, можно достичь целей корпорации? 
Разработка предприятиями (корпорациями) финансовых планов (бюджетов) занимает приоритетное место в системе мер по стабилизации их денежного хозяйства. Раскроем основные понятия, связанные с финансовым планированием. 
Финансовое планирование — вид управленческой деятельности руководства корпорации, направленный на разработку системы финансовых планов по отдельным направлениям ее деятельности, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии на предстоящий период. 
Финансовый план — обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) периоды. Этот план необходим для получения качественного прогноза будущих денежных потоков. 
Данный плановый документ предполагает составление оперативных и капитальных бюджетов, а также прогноза финансовых ресурсов на 1-3 года. В России до недавнего времени такой план составляли в форме баланса доходов и расходов (на год с поквартальной разбивкой). 
В современных условиях роль финансового планирования принципиально изменилась. В отличие от положения, существовавшего в период централизованного управляемой экономики, предприятия теперь сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение на сегодня и ближайшее будущее, чтобы: 
преуспеть в своей хозяйственной деятельности; 
своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами и тем самым защитить себя от штрафных санкций; 
координировать и контролировать деятельность структурных подразделений (филиалов), дочерних и зависимых обществ в рамках корпоративной группы. 
В связи с этим целесообразно заранее рассчитывать доходы и расходы, прибыль, объем инвестиций, учитывать последствия инфляции, изменения рыночной конъюнктуры, возможные нарушения договорных обязательств партнерами и др. 
Основной целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования денежных потоков, возникающих в текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Финансовый план взаимосвязан с планами по производству и сбыту продукции, закупкам материальных ресурсов, инвестициям, маркетингу, научным исследованиям и разработкам и т. д. 
Задачи финансового планирования следующие: 
использование экономической, правовой, учетной и рыночной информации для разработки финансовых планов (бюджетов); 
анализ и оценка взаимосвязи решений о дивидендах, краткосрочном финансировании и инвестициях; 
прогноз последствий управленческих решений с целью избежать воздействия негативных событий и четко представлять влияние долгосрочных и оперативных решений на конечный финансовый результат; 
выбор решений, которые выполнимы в рамках принятых финансовых и инвестиционных планов; 
сравнительная оценка результатов реализации выбранных решений, отраженных в финансовых планах. 
Смета — форма планового расчета, определяющая потребность корпорации в денежных ресурсах на предстоящий период (год, квартал) и последовательность действий по исчислению показателей. Например смета (бюджет) затрат на производство и реализацию продукции. Этот доку-мент широко применяли в плановой экономике при разработке техпром- финплана предприятия на предстоящий год. 
Наличная смета (Cash Budget) характеризует ожидаемые значения поступлений и выплат при различных сценариях будущего движения денежных средств. Она не является простой суммой доходов и расходов, а представляет собой прогноз объемов и сроков поступления и расходования средств. Точность прогноза зависит от особенностей деятельности компании: степени неопределенности среды, в которой она функционирует, и способности финансовых менеджеров предвидеть будущие денежные потоки. Аналогом данной сметы в российской практике служит бюджет движения денежных средств. 
Важнейшие объекты финансового планирования: 
выручка (нетто) от продажи продукции (работ и услуг); 
прибыль и ее распределение; 
фонды специального назначения и их использование; 
объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов; 
взносы в государственные внебюджетные фонды в форме единого социального налога; 
объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка; 
плановая потребность в оборотных средствах и источниках финансирования их пополнения; 
объем капитальных вложений и источники их финансирования и др. 
В условиях конкуренции, при необходимости прогнозной оценки рынка сбыта товаров, особое значение имеют перспективные финансовые планы, охватывающие 2-3 года. Например, бизнес-планы инвестицион-ных проектов с длительными сроками реализации. В зарубежных корпорациях (США, Канада, ЕЭС, Япония) при разработке финансовых планов рассматривают сводные показатели по каждому виду деятельности с последующей их детализацией в отдельных мелких проектах. Эти инвести-ционные проекты сводят воедино и затем рассматривают как единый проект. На начальном этапе планирования руководство корпорации может потребовать от каждого подразделения представить четыре альтернативных бизнес-плана на ближайшие 5 лет. 
План агрессивного роста подразделения, включающий крупные капиталовложения на развитие новых видов продукции и освоение передовых технологий, увеличение доли уже освоенных сегментов рынка или проникновение на новые рынки. 
План нормального развития, при котором подразделение развивается в соответствии с изменениями на рынке сбыта, а не за счет ак-тивного вытеснения конкурентов.

План снижения расходов и сужения специализации, в котором ставится задача минимизации капиталовложений, с учетом возможного падения объема производства и продаж данного подразделения. 
План реорганизации, продажи или ликвидации подразделения. 
Каждый вариант связан с определенным потоком денежных средств (их притоком и оттоком). Следовательно, эти варианты можно рассматривать как четыре взаимоисключающих проекта инвестиций. 
Специалисты в области финансового планирования обычно воздерживаются от составления плана капиталовложений по пеприоритетным для компании проектам. Обычно инвестиционные проекты рассматривают в совокупности как единое целое. Однако крупномасштабные проекты, связанные с освоением новых месторождений полезных ископаемых, строительством электростанций и объектов производственной инфраструктуры, обеспечением экологической безопасности требуют составления отдельных бизнес-планов. Такие проекты финансируют, как правило, в рамках долгосрочного финансового плана корпорации. 
Основу финансовой стратегии компании составляет самофинансирование. Оно предусматривает использование прежде всего собственных источников (чистой прибыли и амортизационных отчислений — более 50% от общего объема финансовых ресурсов), а также привлеченных средств с рынка капитала и бюджетных ассигнований. Так, аэрокосмические, авиастроительные и иные крупные корпорации США работают по заказам федерального правительства. 
Привлеченные средства (кредиты банков, эмиссия облигаций и др.), являясь платными, сужают рамки самофинансирования корпорации. Не-обходимость повышения доли собственных источников в общем объеме финансовых ресурсов требует от компании гибкой технической, кадровой, маркетинговой, финансовой и инвестиционной политики. 
Для составления финансовых планов используют следующие информационные источники: 
договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов и услуг; 
результаты анализа бухгалтерской отчетности и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год); 
прогнозные расчеты по реализации продукции исходя из заказов потребителей, прогнозов спроса, уровня продажных цен и других условий рыночной конъюнктуры, включая поставку продукции за наличные деньги и в порядке бартерного обмена. Исходя из показателей сбыта, рассчитывают объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность активов, собственного капитала, продаж и другие параметры; 
экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды, сроки службы амортизируемого имущества по группам, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и др.); 
принятая руководством компании учетная политика. 
Разработанные на основе этих данных финансовые планы (бюджеты) служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов и других мероприятий, обеспечивающих развитие корпорации.

Информация о работе Роль финансовых ресурсов, их экономическая сущность и источники формирования. Виды ресурсов, факторы их роста