Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 09:15, курсовая работа
Эффективное формирование и использование финансовых ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость предприятий, предотвращает их банкротство. В условиях рынка состояние финансов предприятий интересует непосредственных участников экономического процесса.
Основной целью деятельности предприятий в условиях рынка является удовлетворение общественных потребностей, получение прибыли и обеспечение своей финансовой устойчивости.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
1. Роль финансовых ресурсов, их экономическая сущность и источники формирования. Виды ресурсов, факторы их роста. Значение финансовых ресурсов для сбалансированного развития экономики.......................................4
1.1 Понятие, сущность и экономическое содержание финансовых ресурсов предприятия.............................................................................................4
1.2 Система формирования финансовых результатов предприятий......................
2.Содержание, развитие и задачи финансового планирования. Виды финансовых планов, их взаимосвязь. Роль индикативного планирования в рыночных условиях функционирования............................................................
2.1 Содержание и задачи финансового планирования.............................
2.2 Основные виды производственных планов и их взаимосвязь...........
2.3 Общие принципы планирования и взаимосвязь основных принципов..............................................................................................................
2.4 Роль индикативного планирования в рыночных условиях функционирования................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................
Производственно-экономическое планирование охватывает производственную и связанные с ней экономическую и социальную стороны деятельности организаций, не затрагивая ее предпринимательской части. Его можно разделить на два направления:
· планирование деятельности организации в целом
· планирование: работ по конкретному объекту или комплексу объектов.
Производственно-экономическое планирование деятельности организации включает составление годового производственного плана.
Планирование работ по конкретному объекту или комплексу объектов включает разработку рассмотренных в разделе проекта организации и проекта производства работ (ППР). В отечественной литературе обычно такое планирование относят к сфере проектирования организации СМР (ПОС является обязательной частью проекта) и рассматривают отдельно от вопросов производственно-хозяйственного планирования, хотя следующую ступень конкретизации работ по объекту - оперативное планирование обычно снова рассматривают как вид планирования.
Оперативное планирование является средством упорядочения текущей работы и включает составление месячных, декадных и недельно-суточных планов. К нему можно отнести и ежедневное (почасовое) планирование, которое ведется прорабом или мастером "устно", т.е. без составления специальных документов (графиков). Оперативное планирование является процессом доведения до непосредственных исполнителей тех задач, которые ставятся более общими планами. Кроме того нужно учесть, что никогда нельзя точно предвидеть псе возможные ситуаций. Всегда требуется не только конкретизация, но и определенная корректировка ранее намеченных действий применительно к складывающимся условиям. Оперативное планирование должно охватывать не только собственно производства, но и вопросы материально-технического снабжения, сбыта и т.д.
Кроме названных видов планирования следует также назвать планы, которые часто составляются на предпроектной стадии. Обычно собирается техническое совещание руководителей всех организаций-участников, на котором конкретизируются функции всех участников, намечаются необходимые организационные мероприятия, сроки их выполнения. Решения записываются в виде протокола технического совещания, который подписывается всеми участниками и утверждается заказчиком или представителем местной исполнительной власти.
2.4 Роль индикативного планирования в рыночных условиях функционирования.
Индикативное (от лат indicator —- указатель) планирование — один из методов государственного регулирования в рыночной экономике, направленный на согласование экономических интересов государственных и рыночных субъектов хозяйствования посредством одобренного всеми заинтересованными сторонами плана-индикатора социально-экономического развития страны с заложенными в нем приоритетами общенациональных интересов на ближайшую среднесрочную перспективу (3-6 лет).
Основной функцией индикативного планирования является координация, состоящая в разработке мер и механизма их реализации с учетом экономических интересов каждого участника и их взаимосвязи. Главный принцип достижения компромисса в системе интересов — равноправное взаимодействие государственных и рыночных структур, в результате которого государству удается реализовать национальные экономические интересы, а рыночным структурам — получить прибыль, следуя выполнению совместно разработанных экономических показателей индикативного плана.
Индикативное планирование в капиталистической экономике существенно отличается от системы планирования в бывшем СССР. Разрабатываемый плановыми органами СССР народнохозяйственный план утверждался высшими директивными органами страны и принимал форму закона — обязательного для исполнения всеми предприятиями и нижестоящими партийно-хозяйственными структурами на всей территории страны.
Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих субъектов на выполнение плановых заданий в тех или иных формах имеет место как в системе централизованного, так и индикативного планирования.
Существенная особенность индикативного планирования состоит в непосредственной вовлеченности в разработку плана и согласование интересов участников планового процесса на равноправной основе.
В условиях советской системы государство выступало единственным собственником всех материальных условий производства, и оно не только определяло, но и диктовало все условия хозяйствования.
В рыночной экономике такая система объективно сохраняется в рамках от дельного предприятия, в котором собственность на условия и результаты производства принадлежат одному физическому лицу — хозяину.
Индикативное планирование выступает одновременно и методом государственного регулирования рыночной экономики, и методом ее саморегулирования. Индикативное планирование призвано корректировать как дефекты собственно рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в рыночные воспроизводственные процессы.
Индикативное планирование в капиталистических странах возникло и развивалось в период после Второй мировой войны. Теоретической основой его служит теория Д.Кейнса о необходимости регулирования рыночной экономики в изменяющихся условиях функционирования современных рынков.
Главными целями, преследуемыми правительствами капиталистических стран при разработке индикативных планов, являются подъем национальной экономики, поддержание экономически эффективного устойчивого экономического роста на основе реализации мировых достижений НТР, стимулирование изменений в структуре производства для выполнения поставленных в плане задач, создание новых рабочих мест, повышение доходов всего населения. Существенное место отводилось разработке внешнеэкономической политики и механизма повышения конкурентоспособности национальных товаров на мировом рынке.
Наибольшее распространение индикативное планирование получило в странах с повышенной долей государственного сектора в общей структуре предприятий всех форм собственности.
Доля государственного сектора в экономике стран ЕС в 2001 г., %
Страны |
В численности занятых |
В валовом внутреннем продукте |
В капвложениях в основной капитал |
В среднем по стране |
Германия |
10,1 |
11,1 |
16,8 |
12,6 |
Италия |
15,0 |
20,0 |
26,0 |
20,3 |
Англия |
9,0 |
12,0 |
17,0 |
12,7 |
Франция |
17,6 |
19,5 |
34,9 |
34,0 |
Испания |
6,0 |
14,0 |
21,0 |
13,6 |
Голландия |
6,3 |
11,0 |
7,0 |
8,1 |
Бельгия |
11,0 |
8,3 |
14,0 |
11,1 |
Люксембург |
5,0 |
3,5 |
4,0 |
4,2 |
Португалия |
12,1 |
21,0 |
35,0 |
22,7 |
Греция |
10,0 |
19,0 |
40,6 |
23,2 |
Дания |
8,2 |
6,0 |
20,0 |
11,4 |
Ирландия |
10,5 |
14,7 |
20,7 |
15,3 |
Источник: Российский экономический журнал 1998 № 2 С. 85
Наиболее активно и глубоко процесс индикативного планирования развивался в послевоенные годы во Франции. И это не случайно, если судить по данным таблицы. В структуре занятости, валовом внутреннем продукте, капитальных вложений в основной капитал доля государственного сектора наиболее высока в экономике Франции. В этой стране накоплен опыт индикативного планирования за самый длительный период.
Первый индикативный план во Франции был разработан на 1947-1953 гг., затем последовательно было разработано еще 10 планов, каждый сроком на 3-5 лет (Одиннадцатый — на 1993-1997 гг.).
При исследовании сущности, функций, механизма индикативного планирования в зарубежных странах отечественная экономическая наука опирается в основном на опыт Франции. Индикативный план во Франции является результатом многоступенчатых, неоднократно повторяющихся обсуждений и достижения в конечном счете заинтересованного согласия на его реализацию всеми участниками процесса.
Плановые показатели не являются обязательными (директивными), а выступают прежде всего в качестве экономических индикаторов — носителей информации об ожидаемой экономической конъюнктуре. Особенность индикативного планирования во Франции заключается в том, что определяющую роль играет не собственно план, а сам процесс — процедура его составления. В результате выработки плана происходит не только обмен информацией, но достигается национальный консенсус между различными участниками хозяйствования, а также разными уровнями управления.
Французское индикативное планирование четко ориентировано на инвестиционную деятельность, что вполне понятно, если посмотреть на долю государства в капвложениях в основной капитал.
Эффективность системы индикативного планирования может быть оценена по двум направлениям. Во-первых, путем сравнения плановых показателей с фактически полученными в стране за планируемый период. Во- вторых, на основе сравнения основных национальных макроэкономических показателей (темпы экономического роста, уровень производительности труда, рост доходов населения и др.) своей страны с аналогичными показателями других стран, примерно равных по уровню экономического развития, но где индикативное планирование отсутствует.
В бывшем СССР, в том числе в России, был накоплен огромный опыт по планированию и прогнозированию. Разработке научных народнохозяйственных планов способствовала обязательная государственная отчетность и статистика. Наиболее слабым звеном народнохозяйственного планирования был механизм реализации планов. Советский опыт разработки народнохозяйственных планов служил объектом изучения во многих странах мира.
За годы реформирования, в процессе всеобщего отрицания и разрушения уничтожены все государственные институты, занимавшиеся разработкой народнохозяйственных планов, растеряны специалисты высокого уровня. За последние 10 лет не появилось ни прогнозных программ, ни среднесрочных планов социально-экономического развития России. Между тем бюджет с граны не может быть реальным, если он не основывается на объективных оценках фактического состояния экономики и ее кратко- и среднесрочных прогнозах.
Необходимость планирования и прогнозирования осознается правительством и экономической наукой России. Формирование рыночной экономики не оставляет иного пути государственного регулирования в России кроме индикативного планирования.