Роль государственного и муниципального финансового контроля в эффективном и результативном управлении финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление роли государственных органов финансового контроля в повышении эффективности государственного финансового контроля.
Для достижения данной цели, поставлены такие задачи как:
1. Рассмотрение теоретических основ финансового контроля, как элемента управления финансами, а также понятия государственного и муниципального финансового контроля и его видов.
2. Рассмотрение основных функций и задач органов государственного финансового контроля;
3. Выявление роли государственного и муниципального финансового контроля в эффективном управлении финансами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Финансовый контроль как элемент управления финансами…………5
1.1 Понятие управления финансами, его роль…………………………………..5
1.2 Понятие и виды государственного и муниципального финансового контроля………………………………………………………………….............10
Глава 2. Система государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации…………………………..............................15
2.1. Органы государственного и муниципального финансового контроля Российской Федерации……………………………………………….………....15
2.2. Совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля ………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы …………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Финансы.docx

— 779.06 Кб (Скачать файл)

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организации при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчётности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов МСУ. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Оперативный контроль использования государственных средств осуществляет действующая в рамках Минфина Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а также органы Федерального казначейства (федеральной службы).

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Минфина РФ, созданная Указом Президента РФ от 17 января 2011 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" является приемником Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ.

Вышеназванная Федеральная служба и его территориальные подразделения обязаны проводить комплексные ревизии и тематические проверки с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета и внебюджетных фондов; документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов, а также органов государственной власти субъектов РФ и МСУ.

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жёсткий контроль поступления, целевого и экономного использования государственных средств[7].

На него возложены следующие задачи:

  • Контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе его исполнения.
  • Контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчётов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы.
  • Контроль совместно с Банком России состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ.
  • Контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом.

По решению Правительства РФ переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, который должен был закончится в 1999 году, призван значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета.

В настоящее время предусмотрена серьёзная административная и уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, что резко повышает степень эффективности государственного контроля. Существует довольно обширная практика дел, возбуждённых по фактам нецелевого использования государственных ресурсов и доведённых до суда.

Финансовый контроль со стороны специализированных органов

Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в России существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, например налогообложение или страхование.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему. Главная задача налоговых органов – обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Система налоговых органов, подчиняющаяся Правительству РФ и входящая в состав Минфина России, включает Федеральную налоговую службу, а также государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено – городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учёт налогоплательщиков. В свою очередь Федеральное налоговая служба контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами.

Налоговые органы имеют право, в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; получать от них соответствующие справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов.

Для осуществления финансового контроля в сфере страхования была организована Федеральная служба страхового надзора. ФССН и территориальные органы, помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за соблюдением страховыми фирмами нормативов платёжеспособности. Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчёта соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учёта страховых операций и формы отчётности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.

Не последнее место в области финансового контроля занимает Федеральная служба по финансовому мониторингу, уполномоченная принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующая деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная служба по финансовому мониторингу в соответствии с возложенными на неё задачами выполняет следующие функции:

1) осуществляет сбор и обработку  информации об операциях (сделках) с денежными средствами или  иным имуществом, подлежащих контролю  в соответствии с законодательством  РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным  путем, и финансированию терроризма;

2) осуществляет в установленном  порядке проверку полученной  информации;

3) выявляет признаки, свидетельствующие  о том, что операция (сделка) с  денежными средствами или иным  имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным  путем или финансированием терроризма;

4) координирует деятельность федеральных  органов исполнительной власти  в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным  путем, и финансированию терроризма;

5) направляет информацию по операциям (сделкам) с денежными средствами  или иным имуществом в правоохранительные  органы в соответствии с их  компетенцией при наличии достаточных  оснований, свидетельствующих о  том, что операция (сделка) связана  с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем  или финансированием терроризма;

6) направляет в правоохранительные  органы по их запросам необходимую информацию.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному банку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделённый властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение – Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности.

На Федеральную таможенную службу при Министерстве экономического развития и торговли РФ возложен контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

В 2004 г. функции Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам, руководство которой осуществляет Правительство РФ.

Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам являются:

а) осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

б) обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) осуществление функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж.

Итак, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод. Финансовый контроль является одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системы и на современном этапе претерпевает серьезные изменения. Эти изменения также затрагивают и систему органов государства, осуществляющих финансовый контроль.

 

2.2. Совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля

Реформирование системы государственного управления является важнейшим условием ускорения социально-экономического развития страны [18]. Необходимым условием повышения качества управления государственными и муниципальными финансами является функционирование действенной и эффективной системы государственного и муниципального финансового контроля.

Основными направлениями развития и совершенствования государственного и муниципального финансового контроля, по нашему мнению, являются:

  • приведение теоретической базы и методологического обеспечения государственного и муниципального финансового контроля в РФ в соответствии с требованиями современной экономики;
  • совершенствование законодательного и нормативного правового регулирования финансового контроля в РФ;
  • унификация регламентов и стандартов деятельности контрольных органов;
  • разработка адекватного характеру решаемых задач методического обеспечения деятельности контрольных органов;
  • внедрение в практическую деятельность органов государственного и муниципального финансового контроля РФ аудита эффективности государственных расходов;
  • разработка механизма взаимодействия органов государственного и муниципального финансового контроля как внутри системы, так и с правоохранительными органами, органами негосударственного финансового контроля;
  • четкое разграничение полномочий и ответственности между органами государственного и муниципального финансового контроля в РФ;
  • совершенствование действующего механизма ответственности за нарушение бюджетного законодательства;
  • повышение эффективности системы управления в органах государственного и муниципального финансового контроля;
  • повышение роли государственного и муниципального финансового контроля для создания эффективной, устойчивой системы финансовых взаимоотношений между органами государственной власти в РФ;
  • развитие информационных технологий в деятельности органов государственного и муниципального финансового контроля.

Создание единой методологии государственного и муниципального финансового контроля в РФ позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля [17]. Должны быть законодательно определены: виды, субъекты и объекты контроля, сферы внешнего и внутреннего контроля. Отсутствие общих подходов к классификации государственного и муниципального финансового контроля, стандартизации контрольных процедур, единой терминологии создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов, методических документов контролирующих органов, способствует возникновению ряда спорных ситуаций.

Ключевым направлением совершенствования государственного и муниципального финансового контроля должно стать принятие единой Концепции государственного финансового контроля в РФ, которая позволит определить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в Российской Федерации. Предлагаемая концепция также должна содержать определение места и роли государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности государства.

В рамках концепции, например, следует: определить сферы государственного и муниципального финансового контроля с целью решения вопроса о «границах» распространения его на негосударственный сектор экономики; определить систему органов, осуществляющих контроль, а также направления их взаимодействия.

Совершенствование законодательного и нормативного правового регулирования государственного и муниципального финансового контроля требует организация и проведение внешнего финансового контроля муниципальных образований как составной части единого финансового контроля, а также следует решить вопрос о создании межмуниципальных контрольных органов.

Разработка единой кодифицированной системы стандартов государственного и муниципального финансового контроля даст возможность установить единые требования и правила к организации и проведению контрольных мероприятий. Следует также решить вопрос, касающийся «унификации» форм отчетности органов государственного финансового контроля, в том числе с учетом установленных критериев и показателей контрольной деятельности.

Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного и муниципального финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих пор не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных органов.

Информация о работе Роль государственного и муниципального финансового контроля в эффективном и результативном управлении финансами