Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:11, контрольная работа
Международные корпорации в последней четверти XX века становятся важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает процессы интернационализации производства и капитала, глобализации мирохозяйственных связей. Международные корпорации предстают непосредственными участниками всего спектра мирохозяйственных связей, своеобразными «локомотивами» мировой экономики.
По
оценкам ЮНКТАД, в 2009 году только
приток низкоуглеродных ПИИ в три ключевых
сегмента низкоуглеродной хозяйственной
деятельности (возобновляемые источники
энергии, рециркулирование и обрабатывающая
промышленность с использованием низкоуглеродных
технологий) составил 90 млрд. долл.
Совокупный объем таких инвестиций гораздо
больше, если учесть уже заложенные
элементы низкоуглеродных инвестиций
в других отраслях и недолевые формы участия
ТНК. И без того значительные потенциальные
возможности трансграничных низкоуглеродных
инвестиций приобретают колоссальный
размах при переходе мира к низкоуглеродной
экономике. В развивающихся странах низкоуглеродные
иностранные инвестиции ТНК могут способствовать
расширению и модернизации производственного
потенциала и повышению конкурентоспособности
экспорта этих стран, помогая им в то
же время переходить к низкоуглеродной
экономике. Вместе с тем такие инвестиции
сопряжены и с социально-экономическими
рисками. "Утечка углерода"
порождает последствия в плане усилий
по сокращению глобальных выбросов и в
плане экономического развития. Однако
оценить масштабы этого явления и его
последствия нелегко. Вместо решения
этой проблемы инструментами пограничного
контроля (как это предлагается вОсновные
выводы xiii рамках ведущихся обсуждений)
проблему можно было бы решать в источнике
возникновения, действуя через механизм
корпоративного управления, например
по линии совершенствования экологической
отчетности и мониторинга окружающей
среды.
Инвестиции в целях развития: предстоящие задачи
В связи с меняющимся миром ТНК наряду с
формирующимися рамками инвестиционной политики возникают
три группы задач инвестиций в целях развития:
• найти верный баланс мер политики (либерализация и
регулирование;
права и обязанности
инвесторов);
• расширять решающе важную увязку проблем инвестиций и
развития, например на стыке вопросов зарубежных
инвестиций и нищеты и национальных задач развития;
• обеспечить согласованность национальной и международной
инвестиционной политики и инвестиционной политики и
государственной политики в других областях.
Все это обусловливает потребность в новой парадигме
"инвестиции-развитие" и продуманного международного
инвестиционного режима, действенно способствующего
обеспечению
устойчивого развития для всех.
Обзор
Тенденции и перспективы в области ПИИ
Во втором полугодии 2009 года глобальные прямые
иностранные инвестиции (ПИИ) начали выходить из пике. А в
первом полугодии 2010 года было зафиксировано некоторое
восстановление их уровня, позволившее с известной долей
осторожности все же оптимистично оценивать динамику ПИИ в
краткосрочной перспективе (диаграмма 1). В более долгосрочном
плане восстановление уровней ПИИ, похоже, будет набирать темп
(диаграмма
2). Общемировой приток инвестиций,
превысит в 2010 году 1,2 трлн. долл., возрастет до 1,3-1,5 трлн.
долл. в 2011 году и составит порядка 1,6-2 трлн. долл. в 2012 году.
Однако эти оценки будущих ПИИ сопряжены с рисками и
факторами неопределенности, включая хрупкость оживления
глобальной экономики.
Наблюдающееся восстановление уровней ПИИ происходит
после резкого их падения в 2009 году во всем мире. После
сокращения на 16% в 2008 году глобальный приток ПИИ снизился
еще на 37% до 1 114 млрд. долл., а их отток сократился примерно
на 43% до 1 101 млрд. долл.
В глобальной структуре ПИИ прослеживается ряд крупных
сдвигов, которые предшествовали мировому кризису и темп
которых, по всей вероятности, будет нарастать в краткосрочном и
среднесрочном плане. Во-первых, как ожидается, продолжится
рост удельного веса развивающихся стран и стран с переходной
экономикой и как объектов размещения, и как источников
глобальных ПИИ. Эти страны, на которые в 2009 году
приходилась почти половина притока ПИИ, играют ведущую роль
в процессе оживления ПИИ. Во-вторых, отмеченный в последнее
время дальнейший спад ПИИ в обрабатывающей промышленности
по сравнению с инвестициями в сферу услуг и сектор добывающих
отраслей и сельского хозяйства вряд ли удастся переломить. В-
третьих, несмотря на серьезные последствия для ПИИ, кризис не
блокировал процесс дальнейшей интернационализации
производства.
2 Доклад о мировых инвестициях,
2010 год
В группе крупнейших получателей ПИИ Китай в 2009 году
занял второе место после Соединенных Штатов. Половину из
шести главных стран назначения потоков ПИИ составляют теперь
развивающиеся страны и страны с переходной экономикой
(диаграмма 4). Свыше двух третей сделок по линии
трансграничных СиП по-прежнему совершаются с участием
развитых стран, однако удельный вес развивающихся стран и стран
с переходной экономикой как принимающих сторон в этих сделках
возрос с 26% в 2007 году до 31% в 2009 году. Кроме того, на
страны этой группы в 2009 году приходилось более 50% проектов,
осуществляемых с нуля. В сегменте вывоза инвестиций Гонконг
(Китай), Китай и Российская Федерация (в указанном порядке)
входят
в группу 20 крупнейших инвесторов мира.
Привлечение иностранных инвестиций для целей
низкоуглеродной экономики
ТНК как часть и проблемы, и ее решения
В рамках обсуждения политики решения проблем изменения
климата вопрос о том, стоит ли что-то делать, уже не ставится.
Теперь речь идет о том, насколько масштабны должны быть
действия, какие меры нужно принять и кто должен это делать.
Глобальный уровень задачи по сокращению выбросов парниковых
газов (ПГ) требует эквивалентных колоссальных финансовых и
технологических ответных мер. ТКН, безусловно, призваны внести
вклад в дело перехода к низкоуглеродной экономике, поскольку в
процессе своих гигантских международных операций они являются
крупными источниками выбросов, а также в силу того, что они
находятся в чрезвычайно выгодном положении, позволяющем
генерировать и распространять технологии и финансировать
вложения в борьбу с выбросами ПГ. Безусловно, ТНК являются
частью и самой проблемы, и ее решения.
Согласно одной оценке на 2010-2015 годы, для того чтобы
ограничить выбросы ПГ уровнем, необходимым для удержания
потепления в пределах целевого показателя 2 °С (согласно
Копенгагенской договоренности)
дополнительные глобальные вложения в размере 440 млрд. долл. К
2030 году размеры
потребности возрастут еще
в год. Во всех исследованиях подчеркивается, что для обеспечения
прогресса в усилиях, призванных сделать экономику всех стран
мира более щадящей климат, необходим финансовый вклад
частного сектора, особенно с учетом колоссальных дефицитов
государственных бюджетов во всем мире. Ввиду этого для борьбы
с изменением климата в национальные экономические стратегии и
стратегии развития необходимо интегрировать политику по
вопросам низкоуглеродной экономики с ориентацией на ТНК и
иностранные инвестиции.
Необходимость эффективных механизмов для мобилизации
частного сектора
Существующий международный режим по вопросам
изменения климата, несмотря на прирост в последнее время, не
оправдал возлагавшихся на него надежд в плане поощрения
инвестиций в низкоуглеродную экономику и притока связанных с
этим технологий (особенно в бедные развивающиеся страны).
После встречи, состоявшейся в Копенгагене в декабре 2009 года,
по-прежнему нет ясности относительно будущих целевых
показателей выбросов, характера учреждений, конкретных
механизмов и источников финансирования. Главным
инструментом международной политики пока остается Киотский
протокол, перспективы которого неопределенны. Таким образом,
существующий режим по вопросам изменения климата неспособен
создать то, в чем больше всего нуждается частный сектор для
переориентации своих деловых стратегий, а именно четкие,
стабильные и предсказуемые рамки политики.
В качестве положительной стороны Киотского протокола
называлось создание механизмов для сокращения выбросов,
включая Механизм чистого развития, который также
рассматривается в качестве канала оказания помощи
развивающимся странам в обеспечении устойчивого
экономического развития. Однако, поскольку механизмы
Протокола разрабатывались для соблюдения целевых показателей
сокращения выбросов на национальном уровне, правительства30 Доклад о мировых инвестициях, 2010 год
стран сами вправе решать, как лучше всего привлечь частный
сектор к этой деятельности, что ведет к фрагментации рынков.
Сегодня ясно, что заключить очередную "великую сделку"
недостаточно. Крайне необходимы скрупулезные механизмы как