Роль ТНК в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

Международные корпорации в последней четверти XX века становятся важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает процессы интернационализации производства и капитала, глобализации мирохозяйственных связей. Международные корпорации предстают непосредственными участниками всего спектра мирохозяйственных связей, своеобразными «локомотивами» мировой экономики.

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 502.19 Кб (Скачать файл)

     По  оценкам ЮНКТАД,  в 2009  году только приток низкоуглеродных ПИИ в три ключевых сегмента низкоуглеродной хозяйственной деятельности  (возобновляемые источники энергии, рециркулирование и обрабатывающая промышленность с использованием низкоуглеродных технологий)  составил 90  млрд. долл.  Совокупный объем таких инвестиций гораздо больше,  если учесть уже заложенные элементы низкоуглеродных инвестиций в других отраслях и недолевые формы участия ТНК.  И без того значительные потенциальные возможности трансграничных низкоуглеродных инвестиций приобретают колоссальный размах при переходе мира к низкоуглеродной экономике. В развивающихся странах низкоуглеродные иностранные инвестиции ТНК могут способствовать расширению и модернизации производственного потенциала и повышению конкурентоспособности экспорта этих стран,  помогая им в то же время переходить к низкоуглеродной экономике.  Вместе с тем такие инвестиции сопряжены и с социально-экономическими рисками.   "Утечка углерода" порождает последствия в плане усилий по сокращению глобальных выбросов и в плане экономического развития.  Однако оценить масштабы этого явления и его последствия нелегко.  Вместо решения этой проблемы инструментами пограничного контроля  (как это предлагается вОсновные выводы xiii рамках ведущихся обсуждений) проблему можно было бы решать в источнике возникновения,  действуя через механизм корпоративного управления,  например по линии совершенствования экологической отчетности и мониторинга окружающей среды. 
 
 
 

         Инвестиции  в целях развития:  предстоящие  задачи

         В связи с меняющимся миром ТНК  наряду с

         формирующимися  рамками инвестиционной политики возникают

         три группы задач инвестиций в целях  развития:

         • найти верный баланс мер политики  (либерализация и

         регулирование;   права и обязанности государства  и

         инвесторов);

         • расширять решающе важную увязку проблем инвестиций и

         развития,  например на стыке вопросов зарубежных

         инвестиций  и нищеты и национальных задач  развития;

         • обеспечить согласованность национальной и международной

         инвестиционной  политики и инвестиционной политики и

         государственной политики в других областях.

         Все это обусловливает потребность  в новой парадигме

         "инвестиции-развитие"  и продуманного международного

         инвестиционного режима,  действенно способствующего

     обеспечению устойчивого развития для всех. 
 
 

         Обзор

         Тенденции и перспективы в области ПИИ

         Во  втором полугодии 2009 года глобальные прямые

         иностранные инвестиции  (ПИИ)  начали выходить из пике.  А в

         первом полугодии 2010 года было зафиксировано некоторое

         восстановление  их уровня,  позволившее с известной  долей

         осторожности  все же оптимистично оценивать динамику ПИИ в

         краткосрочной перспективе  (диаграмма 1).  В более  долгосрочном

         плане восстановление уровней ПИИ, похоже, будет набирать темп

         (диаграмма  2).   Общемировой приток инвестиций,  как ожидается, 

         превысит  в 2010 году 1,2 трлн.  долл.,  возрастет  до 1,3-1,5  трлн.

         долл. в 2011 году и составит порядка 1,6-2 трлн. долл. в 2012 году. 

         Однако  эти оценки будущих ПИИ сопряжены с рисками и

         факторами неопределенности,  включая хрупкость  оживления

         глобальной  экономики.

         Наблюдающееся восстановление уровней ПИИ происходит

         после резкого их падения в 2009 году во всем мире.   После

         сокращения  на 16% в 2008 году глобальный приток ПИИ  снизился

         еще на 37% до 1 114 млрд. долл., а их отток  сократился примерно

         на 43% до 1 101 млрд. долл.

         В глобальной структуре ПИИ прослеживается ряд крупных

         сдвигов,  которые предшествовали мировому кризису  и темп

         которых, по всей вероятности, будет нарастать в краткосрочном и

         среднесрочном плане.   Во-первых,  как ожидается,  продолжится

         рост  удельного веса развивающихся стран  и стран с переходной

         экономикой  и как объектов размещения,  и  как источников

         глобальных ПИИ.   Эти страны,  на которые в 2009  году

         приходилась почти половина притока ПИИ, играют ведущую роль

         в процессе оживления ПИИ.  Во-вторых, отмеченный в последнее

         время дальнейший спад ПИИ в обрабатывающей промышленности

         по  сравнению с инвестициями в сферу  услуг и сектор добывающих

         отраслей  и сельского хозяйства вряд ли удастся переломить.   В-

         третьих,  несмотря на серьезные последствия  для ПИИ,  кризис не

         блокировал  процесс дальнейшей интернационализации

         производства. 2  Доклад о мировых инвестициях, 2010 год 
     
     

       

         В группе крупнейших получателей ПИИ  Китай в 2009  году

         занял второе место после Соединенных  Штатов.   Половину из

         шести главных стран назначения потоков  ПИИ составляют теперь

         развивающиеся страны и страны с переходной экономикой

         (диаграмма  4).   Свыше двух третей сделок  по линии

         трансграничных СиП по-прежнему совершаются с участием

         развитых  стран, однако удельный вес развивающихся стран и стран

         с переходной экономикой как принимающих  сторон в этих сделках

         возрос  с 26%  в 2007  году до 31%  в 2009  году.   Кроме того,  на

         страны  этой группы в 2009 году приходилось более 50% проектов,

         осуществляемых с нуля.   В сегменте вывоза инвестиций Гонконг

         (Китай),  Китай и Российская Федерация  (в указанном порядке) 

     входят  в группу 20 крупнейших инвесторов мира. 
 
 

       
 
 

 
 
 

Привлечение иностранных  инвестиций для целей

низкоуглеродной экономики

ТНК как часть  и проблемы, и ее решения

В рамках обсуждения политики решения проблем изменения

климата вопрос о  том,  стоит ли что-то делать,  уже  не ставится. 

Теперь речь идет о том,  насколько масштабны должны быть

действия,  какие  меры нужно принять и кто должен это делать. 

Глобальный уровень  задачи по сокращению выбросов парниковых

газов  (ПГ)  требует  эквивалентных колоссальных финансовых и

технологических ответных мер.  ТКН, безусловно, призваны внести

вклад в дело перехода к низкоуглеродной экономике,  поскольку в

процессе своих гигантских международных операций они являются

крупными источниками  выбросов,  а также в силу того,  что они

находятся в чрезвычайно  выгодном положении,  позволяющем

генерировать и  распространять технологии и финансировать

вложения в борьбу с выбросами ПГ.   Безусловно,  ТНК являются

частью и самой  проблемы, и ее решения.

Согласно одной  оценке на 2010-2015  годы,  для того чтобы

ограничить выбросы  ПГ уровнем,  необходимым для удержания

потепления в пределах целевого показателя 2 °С  (согласно

Копенгагенской договоренности),  ежегодно потребуютсяОбзор 29

дополнительные глобальные вложения в размере 440 млрд. долл.  К

2030 году размеры  потребности возрастут еще больше, до 1,2 трлн.

в год.  Во всех исследованиях  подчеркивается, что для обеспечения

прогресса в усилиях,  призванных сделать экономику всех стран

мира более щадящей климат,  необходим финансовый вклад

частного сектора,  особенно с учетом колоссальных дефицитов

государственных бюджетов во всем мире.  Ввиду этого для  борьбы

с изменением климата  в национальные экономические стратегии  и

стратегии развития необходимо интегрировать политику по

вопросам низкоуглеродной экономики с ориентацией на ТНК и

иностранные инвестиции.

Необходимость эффективных  механизмов для мобилизации

частного сектора

Существующий международный  режим по вопросам

изменения климата,  несмотря на прирост в последнее  время,  не

оправдал возлагавшихся  на него надежд в плане поощрения

инвестиций в низкоуглеродную экономику и притока связанных с

этим технологий  (особенно в бедные развивающиеся  страны). 

После встречи,  состоявшейся в Копенгагене в декабре 2009 года,

по-прежнему нет ясности  относительно будущих целевых

показателей выбросов,  характера учреждений,  конкретных

механизмов и источников финансирования.  Главным

инструментом международной  политики пока остается Киотский

протокол,  перспективы  которого неопределенны.   Таким  образом,

существующий режим  по вопросам изменения климата неспособен

создать то,  в  чем больше всего нуждается частный  сектор для

переориентации своих  деловых стратегий,  а именно четкие,

стабильные и предсказуемые  рамки политики.  

В качестве положительной  стороны Киотского протокола

называлось создание механизмов для сокращения выбросов,

включая Механизм чистого  развития,  который также

рассматривается в  качестве канала оказания помощи

развивающимся странам  в обеспечении устойчивого

экономического развития.   Однако,  поскольку механизмы

Протокола разрабатывались  для соблюдения целевых показателей

сокращения выбросов на национальном уровне,  правительства30  Доклад о мировых инвестициях, 2010 год

стран сами вправе решать,  как лучше всего привлечь частный

сектор к этой деятельности, что ведет к фрагментации рынков. 

Сегодня ясно,  что  заключить очередную  "великую  сделку"

недостаточно.   Крайне необходимы скрупулезные механизмы  как

Информация о работе Роль ТНК в экономике