Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 04:30, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является рассмотрение современного рынка ценных бумаг, дача чётких определений касающихся этой темы и рассмотрению тенденций на современном рынке ценных бумаг.
Задачи которые необходимо решить:
- рассмотреть понятие рынка ценных бумаг, тенденцию развития в РФ;
- исследовать банковскую деятельность на рынке ценных бумаг и перспективы его развития;
- определить задачи государственного регулирования рынка ценных бумаг.
Объектом исследования является рынок ценных бумаг.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И НОРМЫ ПРЦЕНТА………………………………………………………………….5
1.1. Понятие рынка ценных бумаг и его место в рыночной экономике…...5
1.2. Виды и характеристика ценных бумаг………………………………….7
1.3. Участники рынка ценных бумаг……………………………………….15
ГЛАВА 2. БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ.20
2.1. Роль банков на рынке ценных бумаг…………………………………..22
2.2. Инвестиционная деятельность банков в 2010 – 2011 годы…………..22
2.3. Перспективы долгосрочного развития рынка ценных бумаг в России………………………………………………………………………...26
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
ЦЕННЫХ БУМАГ………………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
Рисунок 3. Структура вложений банков в ценные бумаги в 2012 году.
Основными принципами эффективной инвестиционной деятельности банков являются:
- во-первых, банк должен иметь
профессиональных и опытных
- во-вторых, банки действуют тем эффективнее, чем больше им удается распределить свои инвестиции между разнообразными видами фондовых ценностей, т.е. диверсифицировать вложения. Вложение целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения и т.д.
- в-третьих, вложения должны быть высоколиквидными, чтобы их можно было быстро переложить в инструменты, которые в связи с изменением конъюнктуры рынка становятся более доходными, а также, чтобы банк мог быстро получить обратно вложенные им средства.
Наиболее сложны в оценке целесообразности приобретения тех или иных ценных бумаг корпоративные бумаги. Существуют два основных профессиональных подхода к формированию портфеля корпоративных ценных бумаг. Большинство крупных банков проводит как фундаментальный анализ, так и технический.
Фундаментальный анализ охватывает изучение деятельности отраслей и компаний, анализ финансового состояния компании, менеджмента и конкурентоспособности. Он складывается из отраслевого анализа и анализа компании. При отраслевом анализе банк определяет отрасли, представляющие для него наибольший интерес, а затем в этих отраслях устанавливаются компании-лидеры, и среди них выбирается компания, акции которой целесообразно приобрести.
Технические эксперты базируются на изучении биржевой (или внебиржевой) статистики; анализируют изменение спроса и предложения, движение курсов акций, объемы, тенденции и структуру фондовых рынков на базе диаграмм и графиков, прогнозируют возможное воздействие ситуации на рынке на спрос и предложение ценных бумаг.
Инвестиционные ценные бумаги приносят банкам доход в виде процентного дохода, комиссионных за предоставление инвестиционных услуг и прироста рыночной стоимости.
2.3. Перспективы долгосрочного развития рынка ценных бумаг в России
Целью совершенствования регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу является его превращение в важнейший фактор повышения конкурентоспособности российской экономики. Это требует отладки рыночных механизмов привлечения инвестиций, обеспечивающих развитие инноваций и инфраструктуры, реализацию проектов по модернизации экономики, а также повышения эффективности исполнения государственных функций по защите прав и законных интересов участников финансового рынка, по предупреждению и предотвращению недобросовестной практики и нарушений законодательства на рынке ценных бумаг. Все это является основой формирования в России одного из ведущих мировых финансовых центров.
С учетом положений концепции к 2013 году могла бы быть сформирована консолидированная биржевая инфраструктура российского финансового рынка, включающая специализированные биржевые площадки, например, по сделкам с акциями, облигациями, по сделкам с производными финансовыми инструментами. Уже сейчас специализация фондовых бирж РТС и ММВБ достаточно четка определена.
Это позволит говорить об организационной готовности инфраструктуры финансового рынка к роли одного из мировых финансовых центров, обладающего достаточной степенью интеграции, капитализации и защищенности о возможных недружественных поглощений со стороны других вертикально-интегрированных биржевых структур, действующих на глобальном финансовом рынке.
С 2011 года может быть поставлен вопрос о дальнейшей капитализации российского биржевого холдинга путем публичного размещения его ценных бумаг. Возможно, что на первом этапе акции холдинга могли бы преимущественно приобретаться российскими инвесторами, а в более отдаленной перспективе (2013-2015 годы), акции такого холдинга могли бы быть предложены международным инвесторам. С учетом уже имеющей сегодня оценочной стоимости фондовых бирж ММВБ и РТС, можно предположить, что к 2020 году по своей капитализации единый российский биржевой холдинг вправе претендовать на одно из лидирующих мест в мире.
Необходимо совершенствование действующего механизма налогового контроля за соответствием фактических цен сделок с ценными бумагами рыночным (расчетным) ценам. В частности, следует уточнить определение рыночной цены и скорректировать срок, в течение которого применяется значение рыночной цены, сложившейся в прошлом, для ценных бумаг, которые не имеют соответствующих рыночных цен на момент расчета. В настоящее время в отсутствии рыночной цены используется стоимость, которая сформировалась в течение календарного года. Это важно для расширения операций с ценными бумагами с низкой биржевой ликвидностью, для которых реальная рыночная цена формируется на внебиржевом рынке. Предлагается рассмотреть вопрос об отказе от использования оценки ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, на основе цен на аналогичные обращающиеся ценные бумаги. По сути, каждая ценная бумага является уникальной, так как выпущена различными эмитентами, поэтому критерий адекватности зачастую неприменим.
Необходимо объединить в одну налоговую базу доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными инструментами, используя в качестве критерия - обращаемость тех и иных инструментов на организованном рынке ценных бумаг. Кроме того, следует ввести перенос убытков на следующий отчетный налоговый период.
Необходимо сформировать эффективное правовое регулирование, обеспечивающее обращение на российском рынке широкого спектра финансовых инструментов. В настоящее время наиболее отлаженным является регулирование ценных бумаг. Вместе с тем, в отношении иных финансовых инструментов такая детальная регламентация отсутствует. Появление на российском рынке новых финансовых инструментов требует решения следующих вопросов:
-учет прав на финансовые инструменты, не являющиеся ценными бумагами и их обращение по правилам учета и обращения ценных бумаг;
-распределение рисков, связанных с деятельностью посредников на рынке финансовых инструментов;
-защита прав владельцев финансовых инструментов.
В связи с перспективой доступа иностранных ценных бумаг на российский финансовых рынок возникает задача по созданию нормативной базы, устанавливающей требования по раскрытию информации, учитывающие специфику этих инструментов. Такие требования должны обеспечить российских инвесторов информацией, достаточной для принятия обоснованного решения. Как правило, в таких случаях источником информации являются инвестиционные меморандумы, подготовку которых осуществляют лица, оказывающие услуги по размещению ценных бумаг. Такие меморандумы распространяются среди ограниченного числа лиц и информация об итогах размещения может быть недоступна. Представляется целесообразным предусмотреть публичное раскрытие такой информации при проведении публичного предложения ценных бумаг.
Необходимо дополнить процедуры раскрытия информации по облигациям с ипотечным покрытием, прежде всего, эмитируемых ипотечным агентом, требованием раскрытия информация об активах, за счет которых обеспечивается исполнение обязательств по соответствующим облигациям. Аналогичные требования должны быть распространены на иные виды облигаций, эмитируемые в процессе секьюритизации.
В связи с ускорением процесса формирования розничных инвесторов на фондовом рынке необходимо создать систему публичного раскрытия информации со стороны организаций, оказывающих розничные услуги на финансовых рынках.
В целом, по мнению ФСФР России решение изложенных в докладе задач позволило бы создать надежную базу долгосрочного роста российского финансового рынка и повышение его роли как в рамках национальной, так и мировой экономики. В результате могли бы быть достигнуты следующие целевые показатели (таблица 4):
Таблица 2.3.
Результаты долгосрочного планирования на рынке ценных бумаг.
Показатель |
2007 |
2012 |
2020 |
Капитализация публичных компаний, трлн. руб. |
32,3 |
84 |
170 |
Соотношение капитализации к ВВП, в % |
97,8 |
130 |
110 |
Биржевая торговля акциями, трлн. руб. |
31,4 |
78 |
240 |
Стоимость корпоративных облигаций в обращении, трлн. руб. |
1,2 |
7,7 |
19 |
Активы паевых инвестиционных фондов, трлн. руб. |
0,8 |
5,8 |
17 |
Годовой объем публичных размещений акций на внутреннем рынке, по рыночной стоимости, в трлн. руб. |
0,7 |
1,4 |
3 |
Количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг, млн. человек |
0,8 |
8,3 |
20 |
Доля иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж, % |
0 |
4 |
12 |
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Рынок ценных бумаг как составная часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования. Целью государственного регулирования рынка является создание такой системы, которая должна способствовать притоку инвестиций в экономику, создавать равные возможности для реализации прав всем участникам рынка и не допускать ущемления интересов одних участников рынка за счет других.
Государственное регулирование фондового рынка осуществляется соответствующими государственными органами в соответствии с нормативно-правовыми актами, в которых определены основные направления и рычаги регулирования.
Нормативно-правовая база регулирования рынка ценных бумаг складывается из трех уровней:
-верхний уровень - это законодательные акты, принимаемые высшим законодательным органом страны. В законах, как правило, прописываются основные принципы регулирования без подробной детализации;
-второй уровень образуют нормативные акты, которые принимаются органами исполнительной власти - правительством, министерствами и ведомствами;
-третий уровень - это правила, инструкции, методики, которые разрабатываются саморегулируемыми организациями и организаторами торговли.
Если требования законодательных и нормативных актов являются обязательными для всех участников фондового рынка, то правила третьего уровня предназначены для членов и участников соответствующих организаций.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется по следующим основным направлениям:
-установление правил выпуска и обращения ценных бумаг. Так, например, выпуск и обращение эмиссионных ценных бумаг на территорий Российской Федерации должен осуществляться в строгом соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и «Стандартами эмиссии», утвержденными Постановлением ФКЦБ от 18 июня 2003 г. № 03-30/пс, а выпуск векселей - в соответствии с Федеральным законом «О переводном и простом векселе»;
-определение видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, установление обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка и контроль за деятельностью профессиональных участников;
-разработка системы квалифицированных требований к руководителям и специалистам организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг и аттестация их для работы с ценными бумагами. В России согласно действующему в настоящее время положению руководители, контролеры и специалисты организаций - профессиональных участников фондового рынка должны иметь соответствующий квалификационный аттестат, установленный актами Федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
-лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. В России лицензирование осуществляется Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или другими уполномоченными органами. Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» лицензированию подлежит деятельность всех профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Для получения лицензии компания-соискатель должна иметь минимальный собственный капитал. Его размер зависит от видов деятельности. Минимальный собственный капитал профессионального участника рынка ценных бумаг должен составлять (млн. руб.):
-брокерская деятельность - 0,42;
-дилерская деятельность - 0,67;
-брокерская лицензия для работы с физическими лицами -1,68;
-деятельность по управлению ценными бумагами-2,92;
-депозитарная деятельность - 6,26;
-клиринговая деятельность - 835;
-деятельность по организации торговли ценными бумагами (некоммерческие организации) - 83;
-деятельность по организации торговли ценными бумагами (коммерческие организации) -16,7.
Система органов государственного регулирования рынка ценных бумаг во многом определяется тем, какова модель организации финансового рынка страны.
В России складывается модель регулирования фондового рынка, которая тяготеет к американской модели. Так, распоряжением Президента Российской Федерации от 9 марта 1993 г. № 163-рп было утверждено положение о Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам — коллегиальном органе при Президенте Российской Федерации, организующем разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка ценных бумаг в России, а также защите интересов инвесторов и эмитентов ценных бумаг.
В тексте Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (в ред. 1996 г.) название Комиссии было несколько изменено - она стала именоваться Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). В декабре 2002 г. в связи с принятием поправок к указанному Закону Федеральная комиссия получила новое название - Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг была ликвидирована, а ее функции переданы в Федеральную службу по финансовым рынкам. В Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (в настоящее время - Федеральная служба по финансовым рынкам):
-осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;