Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 23:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Финансы и кредит".
Рыночный механизм хозяйствования формирует и реализует систему экономических отношений:
1) непосредственно между хозяйствующими субъектами – производителями и потребителями (продавцами и покупателями) товаров и услуг;
2) в сфере производства и обращения;
3) между хозяйствующими субъектами (налогоплательщиками и государством);
4) в финансово-бюджетной сфере – между хозяйствующими субъектами (работодателями и наемными работниками);
5) в сфере трудовых отношений. Хозяйствующие субъекты многолики и функционируют одновременно в качестве:
1) производителя и потребителя на рынке товаров и услуг;
2) заемщика и инвестора на финансовом рынке; i 3 работодателя на рынке труда.
В рыночной экономике взаимодействуют 3 специфических основных рынка:
1) рынок товаров и услуг;
2) рынок труда;
3) финансовый рынок.
Все три рынка находятся в постоянном взаимодействии, выполняя специфические функции рыночной системы хозяйствования.
Функционирование финансов как экономической категории обязательно связано с действием объективных экономических законов.
На современном этапе особо выделяются такие сущностные характеристики финансов, как социальная направленность финансовых отношений, что усиливает значение вопросов четкого взаимодействия между всеми участниками финансовых отношений в условиях рыночной экономики.
В мировой практике развитых стран выделяются две основные модели рыночной экономики, обеспечивающие экономический и социальный прогресс общества, различающиеся между собой прежде всего по степени государственного регулирования экономики.
Сущность той или иной модели определяется экономической и социальной ролью государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциалистических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.
Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода стран. Финансы воздействуют на производство, ^ас-пределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.
Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе.
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также ее отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т. п.
Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:
1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
2) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основу финансовой политики составляют:
1) стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны;
2) осуществление государством выбора текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.
Управление финансами предполагает деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами.
Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства; определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования; разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать:
1) специфику внутренней и международной обстановки;
2) реальные экономические нефинансовые возможности страны.
Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.
Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства.
Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).
Финансовый механизм можно представить в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы:
1) функционирование бюджетного механизма;
2) механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций;
3) механизм функционирования внебюджетных фондов;
4) механизм функционирования местных финансов;
5) функционирование страхового механизма;
6) механизм функционирования финансового рынка. Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. На основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.
Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленных целей и решать конкретные задачи.
Структура финансового механизма включает в себя:
1) финансовое регулирование;
2) финансовое стимулирование;
3) финансовые рычаги;
4) нормативное и правовое обеспечение;
5) информационное обеспечение. Финансовое регулирование представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.
Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народно-хозяйственных пропорций.
Финансовые рычаги представляют собой приемы, при которых финансы воздействуют на экономику государства и прежде всего на его нижнее звено – предприятия.
Правовое и нормативное обеспечение включают в себя:
1) законы (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Единую бюджетную классификацию, Закон о госбюджете и пр.);
2) указы Президента РФ (по налогообложению);
3) постановления Правительства РФ;
4) приказы и письма министерств и ведомств;
5) устав юридического лица.
Механизм финансового регулирования дает возможность государству сформировать такие условия для субъектов финансового механизма, которые бы принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества направлениями. Такое регулирование проводится с помощью инструментов фискальной, бюджетной, налоговой политики и др.
Управление финансами – это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность финансовой системы.
Общее управление финансами возложено на Федеральное Собрание и 2 его палаты – Государственную Думу и Совет Федерации. Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат.
Задачи Государственной Думы и Совета Федерации:
1) рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение отчета о его исполнении;
2) рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;
3) установление предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга. Министерство финансов организует и обеспечивает:
1) разработку и реализацию стратегических направлений финансовой политики;
2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;
3) разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию рынка ценных бумаг;
4) осуществляет выпуск государственных внутренних и внешних займов;
5) осуществляет контроль за бюджетными учреждениями;
6) разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности в стране;
7) финансирует сферы деятельности.
Задачи оргструктуры Министерства финансов:
1) бюджетный департамент (составляет проект федерального бюджета);
2) отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, сельского хозяйства и т. д.;
3) департамент иностранных кредитов и внешнего i долга;
4) департамент налоговых реформ;
5 департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка;
6) Главное управление федерального казначейства (кассовое исполнение бюджета).
Методы управления финансами
1. Экономические:
1) фискальная политика;
2) финансовое планирование;
3) координация финансовых ресурсов;
4) финансовое регулирование.
Фискальная политика – это меры со стороны правительственных органов по изменению порядка налогообложения и структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику для изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Объектом финансового планирования является формирование и распределение доходов и накоплений, использование различных фондов денежных средств. На общегосударственном и региональном уровнях оно реализуется как бюджетное планирование, а на уровне хозяйствующего звена – как финансовый план предприятия.
Координация финансовых ресурсов на общегосударственном уровне осуществляется через систему дотаций различным звеньям бюджетной системы и посредством субвенциального финансирования.
Финансовое регулирование осуществляется в виде регламентации использования финансовых ресурсов.
2. Административные:
1) система амортизационных отчислений;
2) система финансовых санкций.
Финансовый менеджмент осуществляет:
1) планирование и прогнозирование финансовой деятельности предприятия;
2) принятие решений по инвестированию средств;
3) координацию финансовой деятельности всех подразделений;
4) проведение операций на финансовом рынке.
Финансовое планирование – продукт финансовых исследований, которыми занимается наука. Планирование как элемент управления есть лучшее средство финансовой политики. Оно позволяет плавно и незаметно совершать крупные хозяйственные перемены. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом – составление финансовых планов, начиная от смет отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства.
В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем. Задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.
Методы финансового планирования:
1) автоматический. Этот метод является примитивным методом и, как правило, используется при нехватке времени;
2) статистический (складываются расходы за предыдущие годы и делятся на количество предыдущих лет);
3) нулевой базы (все позиции должны рассчитываться с самого начала. Метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями). Рыночная экономика опирается на сферу обмена, через которую осуществляются реализация товаров и услуг и признание общественно необходимых затрат, произведенных при их производстве и реализации.
Господствующим и определяющим способом связи в процессе производства и реализации товаров и услуг выступает рынок со своим механизмом, включающим деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Такая природа рыночного механизма определяет функционирование в нем прогнозного метода определения результатов производства и обмена, но с элементами планирования.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Финансы и кредит"