Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 23:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Финансы и кредит".
И, напротив, для эффективного использования страхования в регулировании социально-экономических процессов необходим хорошо отлаженный механизм воздействия на само страхование. Любое решение, принимаемое государством в области страхования, должно оцениваться как с позиции страхового рынка (т. е. в соответствии с его непосредственным результатом в области регулирования страховой деятельности), так и с учетом его дальнейшего влияния на экономику в целом, а также его социального эффекта.
Государственное социальное страхование.
Виды государственных пенсий: по старости, по инвалидности, пенсия за выслугу лет, социальная пенсия – лицам, не имеющим права на получение трудовой пенсии.
Государственные пособия выплачиваются по линии социального страхования и по линии социального обеспечения за счет средств бюджета:
1) пособие, связанное с материнством и рождением детей;
2) пособие по беременности и родам. Выплачивается женщине в полном размере заработка;
3) пособие беременным при своевременной регистрации (до 12 недель) в размере 50 % минимального размера оплаты труда (МРОТ) – единовременная выплата;
4) пособие по рождению ребенка, равное 15 МРОТ; 5 пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. Равно 2 МРОТ, выплачивается ежемесячно;
6) пособие по уходу за ребенком до 3 лет без сохранения оплаты отпуска. Равно 50 % от МРОТ;
7) ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет (а учащимся в общеобразовательных школах – до окончания учебного заведения). 70 % МРОТ;
8) пособие на погребение – 5 МРОТ;
9) пособие по безработице – выплачивается в течение 12 месяцев;
10) пособие беженцам и вынужденным переселенцам.
Имущественное страхование:
1) сельскохозяйственное;
2) транспортное;
3) страхование имущества юридических лиц (все, что не входит в сельскохозяйственное и транспортное страхование);
4) страхование имущества физических лиц:
а) строений;
б) животных;
в) домашнего имущества;
г) транспортных средств граждан.
Страхование рисков включает:
1) производственные риски;
2) строительные риски;
3) коммерческие риски;
4) финансовые риски;
5) валютные риски;
6) атомные риски.
Личное страхование делится на 2 подотрасли:
1) страхование жизни;
2) страхование от несчастных случаев.
Основные случаи страхования жизни: 1 на дожитие;
2) на случай смерти.
3) на случай смерти и потери здоровья;
4) смешанное страхование;
5) страхование ренты;
6) страхование детей.
Страхование от несчастных случаев:
1) индивидуальное страхование от несчастного случая;
2) страхование от несчастных случаев работников предприятий.
Страхование ответственности. Страховщик страхует страхователя от имущественной ответственности перед третьим лицом, которому страхователь нанес ущерб своими действиями или бездействием. Основанием для объявления наступления страхового случая служит решение суда о взыскании суммы ущерба с застрахованного в пользу потерпевшего. При заключении договора страхования ответственности известны 2 лица – страхователь и страховщик, получатель неизвестен.
Чтобы сохранялась заинтересованность страхователя в недопущении ущерба, страховщик должен оставить часть возмещаемого ущерба страхователю (70–80 % вносит страховщик, остальное – страхователь).
Неизвестна величина ущерба (устанавливается максимальный предел страховой ответственности).
Защищают прежде всего интересы страхователя, но в немалой степени и потерпевшего. Страхование ответственности в определенной степени снижает ответственность самих страхователей (виновников нарушения).
В Гражданском кодексе закреплена система страховых обязательств, в соответствии с которой страхование осуществляется на основании договоров имущественного и личного страхования (ст. 927 ГК).
Личное страхование:
1) страхование жизни;
2) страхование от несчастных случаев и болезней;
3) медицинское страхование.
Имущественное страхование:
1) страхование средств наземного транспорта;
2) страхование средств воздушного транспорта;
3) страхование средств водного транспорта;
4) страхование грузов;
5) страхование других видов имущества;
6) страхование финансовых рисков:
а) остановки производства или сокращения объема производства в результате оговоренных событий;
б) потери работы (для физических лиц);
в) банкротства;
г) непредвиденных расходов;
д) неисполнения (ненадлежащего исполнения) договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке;
е) понесенных застрахованным лицом судебных расходов (издержек);
ж) иных событий.
Страхование ответственности:
1) страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
2) страхование гражданской ответственности перевозчика;
3) страхование гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности;
4) страхование профессиональной ответственности:
а) нотариальной деятельности;
б) врачебной деятельности;
1 в иных видов профессиональной деятельности;
5) страхование ответственности за неисполнение обязательств;
6) страхование иных видов гражданской ответственности.
Указанные виды (подвиды) страхования могут осуществляться в добровольной либо обязательной форме.
Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно.
Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации.
Суть обязательного страхования заключается в том, что обязанным в договоре является страхователь, который страхует за свой счет риск выгодоприобретателя (если только выгодоприобретателем не является пассажир, риск которого страхуется за его счет), будучи с точки зрения закона ответственным за данное лицо либо обязанным перед ним. В силу этих причин страхователь не вправе уклониться от заключения обязательного договора страхования либо заключить его на менее выгодных по сравнению с предусмотренными законом условиях.
Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Обязательное имущественное страхование для имущества юридических лиц может быть установлено законом лишь в отношении имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью (п. 3 ст. 935 ГК).
Государственные финансы – денежные отношения по поводу распределения и перераспределения ВНП, которые связаны с формированием финансовых ресурсов в руках государства.
Государственные финансы:
Федеральные финансы.
В РФ в есть следующее административное деление:
1) республики;
2) края;
3) области;
4) Москва и Санкт-Петербург;
5) финансы субъектов Федерации (в РФ 89 субъектов). Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, предприятиями и населением по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.
Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.
Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Исполнение бюджета – это работа по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.
Финансы субъектов РФ состоят из:
1) федерального бюджета:
2) бюджета;
3) внебюджетных фондов;
4) государственного кредита.
Местные финансы (МФ) – совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. МФ включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства. Формирование и использование МФ основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.
Местные финансы не относятся к государственным финансам, так как существуют документы, которые разграничивают местные права и полномочия и государственные.
Через местные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления местным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.
Состав и структура местных финансов. Звеньями системы МФ являются местные бюджеты, специальные фонды местного значения, финансы предприятий, находящихся в собственности местных органов управления. Главное звено МФ – местный бюджет, который включает основные доходы и расходы местных органов власти.
В современных условиях все в большей степени местные органы власти призваны обеспечивать комплексное развитие территорий, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер.
Государственные и муниципальные финансы – это экономические отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием средств на затраты по выполнению государственных функций.
Государственные расходы – система экономических отношений по поводу распределения и использования финансовых ресурсов на выполнение функций государства.
Финансовые функции современного государства:
1) экономическая – вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства. Это создание и управление государственным сектором экономики, а также программирование и регулирование экономики;
2) управленческая – финансирование системы органов управления. Это совокупность представительных и исполнительных органов власти всех уровней, суда и прокуратуры. Расходы на управленческую функцию государства – 3–5 %;
3) оборонная – обеспечение существования нации, защита ее суверенитета, национальных границ. Расходы на эти цели превышают все другие расходы, составляя 20–30 % всех расходов государства;
4) социальная – регулирование личных доходов граждан путем перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев. Существование функциональных государственных расходов предполагает наличие источников их финансирования.
Государственные доходы – экономические отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства.
Главный источник их мобилизации – национальный доход.
Методы мобилизации государственных доходов:
1 военные доходы;
2) доменный доход;
3) государственные регалии;
4) налоги;
5) займы;
6) эмиссия.
Организация государственных финансов тесно связана с организацией государственного управления, прежде всего с уровнями управления. Государственные финансы включают в себя 4 звена:
1) государственный бюджет;
2) муниципальные финансы;
3 финансы государственных предприятий; 4) внебюджетные фонды.
Масштабы полномочий каждого уровня управления и выполняемые ими функции предопределяют размеры их доходов, порядок формирования и расходования средств:
1) федеральный уровень – решение следующих общеэкономических задач:
а) обеспечение деятельности Президента и его аппарата, федеральной судебной системы;
б) национальная оборона, безопасность, конверсия;
в) атомная энергетика, космос, государственные инвестиционные программы и т. д.;
2) уровень субъекта Федерации – решение тех же задач на региональном уровне;
3) муниципальный уровень. Его роль постоянно возрастает. Осуществляет регулирование экономических процессов, влияет на размещение производительных сил, повышение конкурентоспособности продукции, улучшение инфраструктуры. Доля местных финансов в финансовых системах всех государств составляет 30–60 %. В России большая часть социальных расходов финансируется на местном уровне.
Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов. Наблюдается значительная зависимость бюджетной системы от государственного устройства и территориального деления. Особенно это касается структуры государственного бюджета, имеющего свои национальные особенности в каждой стране.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Финансы и кредит"