Шпаргалка по "Финансам и кредиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 05:00, шпаргалка

Описание работы

1. Эконом теория как наука. Эконом законы. Методы эконом теории. Эконом категории.
Экономика (термин ввёл Аристотель) - «правило ведения хоз-ва», занимается изучением деят-ти людей, её законов и закономерностей, условий и элементов в произ-ве.
Предмет экономики - экономич отношения (между людьми и соц группами, складывающиеся в пр-ве, распределении, обмене и потреблении благ).

Файлы: 1 файл

ответы на госы финансы и кредит 2010.doc

— 956.00 Кб (Скачать файл)

Рынок олигополистич. конк-ции - преобладают 1-3 фирм которые контрол-т значит долю рынка; потоки товаров – под влиянием 1-3 фирм; ценообразование – под лидир влиянием одной фирмы. немногочисленность фирм в отрасли; доступ нов фирм затруднён

Причины препятственного проникновения  на рынок: 1) эффект масштаба, который может сделать неприбыльным сосуществование мн фирм на рынке.2) применение стратегич действий ведущими фирмами также затрудняет вступление новичков на рынок.(они могут напугать, что насытят рынок товарами и тем самым снизят стоим-ть) для таких рынков отсутствует единая точка равновесия, к которой стремятся фирмы. Важно одно - неск фирм производят всю или почти всю пр-цию.; всеобщая взаимосвязь. Продавцы на олигополистических рынках знают, что когда они или их соперники изменят цены либо выпускаемое кол-во продукта, то последствия скажутся на прибыли всех фирм на рынке.

Олигополия - рыноч структура, где действуют немногочисл продавцы; характерны:высок уровень концентрации капитала и пр-ва, способ-ть влиять на Vпр-ва и уровент цен, использ-ся методы неценовой к-ции. Пример: рынок сотовой связи, иногда автомобили

Олигополия явл. преобладающей формой совр рыночной структуры. Немногочисленность фирм на ОР заставляет эти фирмы использовать не только ценовую (метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены), но и неценовую конкуренцию - явл-ся более эффек-ой. (технич превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставл-х услуг, рекламу).

Особенность ОР – зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные олиг-ие фирмы необходимы для достижения быстрых темпов НТП. Совр научно-исследоват деят-ть по разработке нов продуктов и производст-ых технологий явл-ся дорогост-й. Поэтому только крупные олигопол-ие фирмы способны финанс-ть ю работу в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).(Пр классич олигополий: "большая тройка" в США - "Дженерал моторз", "Форд", "Крайслер").

Олигополии  могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.; дифференциация - на рынках потребительских товаров.

Основное  отличие ОР от рынка совершен конк-ции связано с динамикой цен (если на совер рынке они пульсируют в зависимости от колебаний спроса и предлож-я, то при олигополии имеют тенденцию к устойчивойсти и измен-ся не так часто). Обычно цены диктует одна ведущая фирма. При равновесии кажд фирма максимизирует свою прибыль, зная Vпр-ва своих соперников, поэтому нет стимула менять  свой Vпр-ва и цену.

 

 

14. Моноп.: осн черты и послед. Принц. антимоноп. полит. Проблема моноп-ции рос рынка.

Рынок чистой монополии (противополож-ть чист конк-ции) – функцион-е одного круп предпр-ия- производит-ля товара; потоки товаров – отрасль монополизирована одной фирмой; ценообразование – цены монополизированы в отрасли . На рынке единств-й произв-ль, продающий свою продукцию множ покупателей; нет близких заменителей продукта монополиста; доступ новых фирм невозможен; монополист сам устанавливает не только кол-во предполаг-й продукции, но и ее цену.

Виды монопол объединений: 1) абсолютная моноп. - вид хоз орг-ции, кот. захватывает всё рыноч пространство, устанав-ет рыноч власть в опред отрасли торговли. 2) легальные монополии - образ-ся на законном основании. С их помощью от конкуренции и неправомерного использования защищаются изобретения, полезные модели. 3) естественная монополия - ею обладают частные собственники и хоз орг-ции, имеющие в своём распоряжении редкие элементы пр-ва (напр редкие металлы). 4) искусственные монополии - объединения, создаваемые ради получения монополистич-ких выгод. Они в виде картеля, синдиката или треста.

Монополия рынка позволяет устранить конкурентов. Но, даже при эффективном ведении пр-ва монополистом монопол рынки всё таки не эффективны: 1) рыноч цена выше предельных издержек- а это говорит о неэффективном распределении ресурсов; 2) V выпуска < конкурентного (т.е. выпуская меньше оптимального объёма пр-ва и реализуя по стоимости, не превышающей предельные издержки, приводит к фин потерям общественного благосостояния).

Последствия монополизации: резкое занижение пр-ва, завыш-е цен, монопольные сверхприбыли. Осн цель антимон-й политики - огранич-е монополист-х злоупотреблений. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий. Проблема приватизации и национализации естественных монополий в мире и России. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.

Два подхода  к регулированию: поведенческий и структурный критерий применения санкций. Достоинства и недостатки обоих подходов. Антимонопольные меры по отношению к существующим и формируемым монополиям. Контроль захватов и слияний. Антикартельные меры.

Проблема  монополизации российского рынка Понятие о едином народнохозяйственном комплексе социалистич-й экономики. Единственные производители продукции в условиях плановой экономики. «Взрыв» монополистических тенденций с началом реформ (завышение цен, снижение объема производства, появление сверхприбылей, сохранение Х-неэффективности).

 

 

 

15.Общие проблемы спроса на экономические ресурсы. Субъекты рынков ресурсов. Вторичность спроса на ресурсы по отношению к спросу на готовую продукцию.

Экономические ресурсы  – все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами

Виды экономических  ресурсов:

• природные  ресурсы (земля, недра, водные, лесные и  биологические, климатические и  рекреационные ресурсы);

• трудовые ресурсы (люди с  их способностью производить товары и услуги);

• капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств  производства, т.е. реальный капитал);

• предпринимательские способности (способности людей к организации  производства товаров и услуг), сокращенно — предпринимательство;

• знания, необходимые для  хозяйственной жизни.

Субъекты рыночной экономики:

  • домашние хозяйства (отдельный человек или группа людей), которые являются собственниками факторами производства и потребителями конечных товаров и услуг
  • фирмы
  • государство.

На рынках ресурсов продавцами могут быть и домашние хозяйства, и другие фирмы, и само государство, а в роли покупателей всегда выступают фирмы. Приступая к любому виду хозяйственной деятельности, фирма должна иметь четкое представление о количестве необходимых ей факторов производства. Это количество, выраженное в денежной форме, и есть объем спроса на ресурсы, и он стабилен. Поведение фирмы в рыночной конкуренции по принципу: производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели, произвести. Только ради удовлетворения спроса на свою продукцию фирма вообще покупает ресурсы. То есть рынок устанавливает первичность спроса на готовую продукцию и вторичность спроса на экономические ресурсы. Поэтому ключевой характеристикой спроса на ресурсы является его производный характер по отношению к спросу на конечную продукцию.

 

 

 

16. Рынок труда и зар плата. Особ-ти рынка труда в России.

Рынок труда - совок-ть социально-трудовых отношений по поводу найма, использования работника в обществ-ом пр-ве На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, по поводу трудоустройства, условий труда и зарплаты.

На  динамику рынка труда влияют след. факторы: 1)демографические (количество населения, объемы и направления миграционных потоков); 2) природно-климатические (характер климата, степень обжитости и отдалённости территории); 3) экономические (объем и структура пр-ва, степень конк-ции и монополизма, уровень инфляции и др. ); 4) социальные (уровень и качество жизни, мотивация к труду); 5) организац-ые (уровень орг-ции труда, пр-ва и управления); 6) правовые (законы, регулирующие предпр-ю деят-ть, банкротство предприятий).

Механизм  регулир. рынка труда осущ-ся через систему трудоустройства, (сеть бюро по занятости, банки данных о рабо местах, гос программы помощи в приобретении проф знаний и трудоустройстве ).

Основ-ые компоненты рынка труда: 1) стоим-ть раб силы-з/плата; 2) конкуренция (меж работн за раб место, меж работодат-ми за труд контингент, меж обоими-за условия найма); 3) спрос (в виде потреб-ей в раб силе) и предл-е (в виде кол-ва труд ресурсов). Соответствие спроса предложению обр-ют конъюктуру рынка труда. 4) профсоюзные орг-ции.

Субъекты  РТ: 1) работодатели и работники; 2) посредники меж ними; 3) представители органов гос власти. При избытке раб силы возникает безработица.

З/плата- цена за труд. Выделяют 2 формы з/платы: 1) повременная (почасовая, понедельная, помесячная). 2) сдельная (индивид-ная и групповая). Осн элемент при начислении заработка - расценка за ед произведённой пр-ции или за ед работы.

Сущ-ют понятия: номинальной (плата выраж-я в опред денеж форме, при этом её покупат-я способ-ть неизменна) и реальной з/платы (тот V товаров и услуг, кот. возможно приобрести за счёт номинальной з/платы.).

особ-ти рынка труда в РФ: отличит особ-ть рыноч экономики, то что чел сам принимает решение - работать ему или нет. Реформирование экономики поставило проблему становления рынка труда как одной из подсистем рыноч механизма. Уже на первых этапах 1992-95г.г. произошло существ сокращение занятых в экономике. Это было вызвано не только кризисом, но и административно- командной сист экономики. С начало реформ пр-тия стали сокращать лишн раб силу. 5% безработных- норма для экон-ки. В конце 1991г. Появились официальные безработные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Рынок природных ресурсов. Земельная  рента: сущность и виды. (график)

пример воспроизводимого ресурса - лес. Если его вырубать, то со временем вырубки снова зарастут, но воспроизводимость таких ресурсов, как лес, чистая вода, рыба, пушной зверь, нельзя абсолютизировать. Способ-ти природы к воспр-ву ресурсов не безграничны.

Еще более аккуратно  надо обращаться с невоспроизводимыми ресурсами - природ богатствами, объем которых природой не восстанавливается. (виды минерал. сырья: нефти, газу, углю; а также к земел ресурсам в их естеств-м природ виде). Люди сумели научиться восстанавливать некот виды ресурсов для повтор исполь-ия в хоз деят-ти.

Невоспроизводимые ресурсы разделены на две группы: 1) невозвратные ресурсы – природ ресурсы, уничтож-ся в процессе потребления, и не могут быть восстановлены (топливо, кот. при использ-ии сгорает); 2) возвратные ресурсы – прир ресурсы, кот. после испол-ния могут быть восстановлены для дальнейшего испол-ния (железо, медь, золото, бумага и картон, резина, пластмассы).

Рынок прир ресурсов вкл 2 тесно взаимосв-х  сектора: рынок запасов и рынок потоков. Запас ресурсов – объем, существ-й в природе (пр. в месторождениях на террит данной страны.) Запас ресурсов от хоз деят-ти людей почти не зависит. Если в недрах страны нет нефти, то фонтаны «черного золота» все равно не забьют. Важ фактором пр-ва и природ ресурсом явл-ся земля. Земли (для с/х пр-ва) делятся на лучшие, худшие и средние

Рента - доход, получаемый владельцем земли. Виды ренты:

1) абсолютная (берёт своё начало с монополии частной собст-ти на землю. При этом происходит плата арендатором собственнику земли за право пользования землёй.

2) дифференциальная рента бывает 2-х видов (1 и 2 порядка): а) определяется многообразным плодородием зем участков, возникает на лучших и средних землях и принадлежит собственнику земли) б) опред-ся дополнит-ми капиталовложениями, может принадл-ать как собственнику так и арендатору).

3) монопольная (этот вид ренты создаётся монопол-ой ценой на редчайшие товары, выпуск которых ограничен и по принадлежности относится к собственнику земли.

4) экономическая рента (стоимость земли, которую платит арендодатель её собствен-ку за использ-ие как фактора пр-ва и получения прибыли от неё).

Рентные отношения – отношения, возникающие по ценообразованию и распределению доходов от использ-ия земли.

 

 

 

 

18. Предприятие как глав субъект  микроэкономики. Типы орг-ции предприятия.

Микроэк-ка - часть экономики, где сосредоточены обособленные хоз-ва и не большие пр-тия. Предп. и фирма это разн вещи (в фирме могут быть неск предп.).

Предпр-ие - самостоят. хоз-ый субъект, облад-ий правами юр. лица, производ-й прод-ию, товары, услуги, заним-ся различными видами эконом-ой деят-ти, целью кот. явл. обеспечение общест-х потребностей, извлечение прибыли и прироста капитала. В процессе пред-кой деят-ти у орг-ции пред-ий возникают хоз-ые связи со своими контрагентами, банками, гос-вом. В рез-те возникают фин.отношения. Материальной основой явл. деньги.

Предприятие - орг-ция коммерч дела с целью выпуска пр-ции (оказания услуг) и получения прибыли. Признаки пр-тия: 1) явл-ся хоз ед; 2) обладает административной и эконом самост-тью (т.е. правами и обязат-ми юр лица); 3) имеет общность целей и действий; 4) имеет собственника (частное лицо, гос-во); 5) имеет руководителя.

Организационно-правовые виды предп.: Коммерческие предп. (хоз-ные товарищества – полные товарищества, тов-ва на вере, хоз-ные общества – ООО, ОАО, ЗАО, гос-ные предп. – на праве хоз-ного ведения, на праве оперативного управ., произ-ные кооперативы), Некоммерческие (потребит.кооперативы, ассоциации и союзы, обществ. и религ. орг., учреждения, фонды)

 

 

 

19. Гос-во как предпр-ль. Причины и границы гос предпр-ва. Формы гос предпр-ва. Гос сектор в РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам и кредиту"