Шпаргалка по финансам и кредиту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 03:04, шпаргалка

Описание работы

Денежное обращение и денежная система 5. Ликвидность
Ликвидность – это способность любого реального актива выступить в роли средства платежа.
Все, что выступает в качестве денег, и есть деньги. Платежным средством может выступить любой актив, на который на рынке имеется спрос. Степень ликвидности означает сравнительную величину затрат обмена данного актива и аналогичных затрат на обмен другого актива (трансакционные издержки).

Файлы: 1 файл

ФиК.docx

— 332.93 Кб (Скачать файл)

 

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В процессе образования доходов  бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства.

Доходы бюджета имеют  существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но они  преследуют одну цель — формирование доходной части бюджетов разных уровней.

Доходы бюджета могут  носить налоговый и неналоговый  характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Структура бюджетных доходов  подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Сущность и роль региональных (местных) финансов в экономическом  и социальном развитии административно-территориальных  образований

В ХХ столетии во всем мире ускоряется процесс развития демократических  принципов в государственном  устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного строя является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения своих функций эти органы наделяются определенными имущественными и финансово- бюджетными правами.

В условиях демократии одной из важнейших составных  частей финансовой системы государства являются региональные (местные) финансы, которые охватывают территориальные (местные) бюджеты и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей, а также внебюджетные фонды.

Региональные (местные) финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных  с социально-культурным и коммунально-бытовым  обслуживанием населения.

Таким образом, региональные (местные) финансы – это система  экономических отношений, посредством  которой распределяется и перераспределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и  социальное развитие территорий.

В последние десятилетия  во многих государствах наблюдается  регионализация экономических и  социальных процессов. Все в большей  мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных  уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина территориальных финансов растет, и во многих странах это  превалирующая часть финансовых ресурсов государства.

Через региональные (местные, территориальные) финансы государство  активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным  органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых  мероприятий расширяется.

С помощью территориальных  финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

Внебюджетные фонды

Внебюджетные  средства - это финансовые ресурсы государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет.

Внебюджетные средства находятся  в распоряжении органов государственной  власти соответствующего уровня и концентрируются  в специальных фондах, предназначенных  для финансирования определенных мероприятий. Таким образом, внебюджетные фонды - это способ организации государственных  финансовых ресурсов.

Необходимость создания внебюджетных фондов состоит  в следующем: в рамках бюджета  практически отсутствует закрепленность доходов за конкретными видами расходов, существует возможность перелива средств  по статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в частности  социальным. Выходом из такой ситуации является формирование финансовых ресурсов за пределами бюджета и использование  их для финансирования отдельных  общественных потребностей на основе оперативной самостоятельности.

Сегодня в отдельных развитых странах насчитывается от 30 до 80 специальных фондов, которые формируются, в основном, двумя способами:

-  выделяются из государственных или местных бюджетов;

-  создаются по особому решению законодательного органа.

Источниками внебюджетных фондов могут быть специальные  налоги и сборы, субсидии из бюджета, займы. Конкретный перечень источников определяется задачами, для реализации которых создаются фонды.

По принадлежности фонды могут быть федеральными, региональными, муниципальными (в соответствии с  уровнями государственного управления). В зависимости от целей использования  они делятся на экономические  и социальные.

на федеральном уровне как самостоятельные существуют четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования. Данные фонда имеют территориальные отделения.

Региональные  и местные органы государственной  власти обладают полной самостоятельностью в решении вопросов формирования внебюджетных фондов за счет местных  источников. В частности, это могут быть:

-  фонды развития территорий;

-  фонды природоохранных мероприятий;

-  фонды социальной поддержки населения;

-  валютные фонды и др..

Общими направлениями  использования средств внебюджетных фондов являются следующие:

-  расходы, обусловленные назначением фондов;

-  расходы на учредительскую деятельность;

-  инвестиции.

По основным направлениям своей деятельности фонды  освобождаются от уплаты налогов, государственных  и таможенных пошлин

Экономическое содержание страхования

Экономическая категория страхования – составная  часть категории финансов. Однако если финансы в целом связаны  с распределением и перераспределением доходов, то страхование охватывает сферу исключительно перераспределительных  отношений.

Страхование – это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между их участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения вероятного ущерба, нанесенного субъектам хозяйствования, или выравнивания потерь в доходах в связи с последствиями произошедших страховых случаев.

Можно выделить следующие  сущностные признаки, характеризующие  специфичность этой категории.

1. При страховании возникают  денежные перераспределительные  отношения, обусловленные наличием  вероятности наступления внезапных  непредвиденных и непреодолимых  событий, т. е. страховых случаев.

2. При страховании осуществляется  раскладка нанесенного ущерба  между участниками страхования,  которая всегда носит замкнутый  характер. Возникновение таких перераспределительных  или раскладочных отношений обусловлено  тем, что случайный характер  нанесения ущерба влечет за  собой материальные или иные  потери, которые, как правило,  охватывают не все хозяйство,  не всю территорию, а лишь их  часть.

3. Страхование предусматривает  перераспределение ущерба как  между территориальными единицами,  так и во времени, при этом  для эффективного перераспределения  средств страхового фонда в  рамках одного года требуется  достаточно большая территория  и значительное число подлежащих  страхованию объектов.

4. Замкнутая раскладка  ущерба обусловливает возвратность  средств, мобилизованных в страховой  фонд. Страховые платежи любого страхования, вносимые в страховой фонд, имеют только одно назначение – возмещение вероятной суммы ущерба в определенном территориальном масштабе и в течение определенного периода.

Сущность страхования  проявляется в его функциях, они позволяют выявить особенности страхования как звена финансовой системы. Главной определяющей является:

  1. рисковая функция, поскольку страховой риск как вероятность ущерба непосредственно связан с основным назначением страхования по оказанию денежной помощи пострадавшим;
  2. страхование имеет также предупредительную функцию, связанную с использованием части страхового фонда на уменьшение степени и последствий страхового риска;
  3. сбережение денежных сумм с помощью страхования на «дожитие» связано с потре<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Verdana', 'Arial'; fo

Информация о работе Шпаргалка по финансам и кредиту