- долгосрочные казначейские обязательства: срок их погашения составляет десять и более лет, по ним выплачиваются купонные проценты и по истечении указанного в них срока их владельцы могут получить их стоимость наличными или иными ценными бумагами аналогичной стоимости;
- среднесрочные казначейские векселя: казначейские обязательства со сроком погашения от одного до пяти лет, выпускаемые обычно с условием выплаты фиксированного процента;
- казначейские векселя: краткосрочные государственные обязательства, погашаемые в пределах годичного срока и по цене ниже номинала;
- государственные (казначейские) облигации: разновидность средне- и долгосрочных казначейских обязательств, в некоторых случаях могут распространяться с помощью нерыночных механизмов.
Задачи рынка государственных
ценных бумаг
Задачи выпуска государством ценных
бумаг и деятельности данного специализированного
рынка: финансирование текущего бюджетного
дефицита; обеспечение исполнения государственного
бюджета; формирование уровня доходности
по различного рода ценным бумагам; обеспечение
коммерческих банков ликвидными резервными
активами; регулирование инфляционных
процессов; нормализация нестабильной
финансовой ситуации вследствие сложностей
с поступлением налоговых платежей; погашение
ранее размещённых займов; регулирование
денежной массы внутри страны; поддержка
социально значимых учреждений и организаций;
финансирование целевых программ общегосударственного
и регионального масштаба; корректировка
курса национальной валюты.
В соответствии с различными задачами,
которые государство возлагает
на рынок ценных бумаг, выпускаются
и различные виды государственных
ценных бумаг. Это могут быть среднесрочные
и долгосрочные долговые ценные бумаги,
которые выпускаются для покрытия
хронического дефицита государственного
бюджета. Это могут быть ценные бумаги,
выпускаемые с конкретной целью
залатать временную «брешь» в государственном
бюджете. Речь идёт о так называемых кассовых
разрывах, которые возникают в тех случаях,
когда наблюдается стабильность расходов
при нестабильности доходов. То есть из
казны средства тратятся регулярно, а
вот в неё поступают от случая к случаю.
И на определённом этапе может возникнуть
ситуация, когда деньги потрачены, а налоги
ещё не поступили – временный дефицит
бюджета. Если же речь идёт о необходимости
обслуживания государственного долга,
то для этих целей выпускают уже другую
разновидность государственных ценных
бумаг. Так, скажем, в России в середине
1990-х годов такими бумагами были казначейские
обязательства, которыми государство
расплачивалось по долгам, и которые в
дальнейшем могли быть перепроданы на
вторичном рынке ценных бумаг. Наконец,
государству могут понадобиться средства
для реализации вполне конкретных, локализованных
во времени и пространстве, но весьма дорогостоящих
проектов. Например, для строительства
крупных промышленных предприятий или
объектов инфраструктуры (железных дорог,
плотин, атомных электростанций и тому
подобного). В таком случае государство
занимает средства у физических и юридических
лиц посредством выпуска целевых облигаций.
- Государство как кредитор, заемщик и гарант
Государственная гарантия – способ обеспечения
гражданско-правовых обязательств, в силу
которого гарант (РФ или её субъект) дает
письменное обязательство отвечать за
исполнение должником обязательства перед
третьими лицами. Гарант по государственной
гарантии несет субсидиарную ответственность
с должником по гарантированному им обязательству.
Государство в качестве
гаранта:
А) гарантирует восстановление и
обеспечение сохранности вкладов
в Сбербанке, сделанных до 20.06.1991
г. и организациях государственного
страхования по договорам личного
страхования в период до 1.01.1992 г.;
Б) гарантирует гражданам доход
и фиксированный набор основных
потребительских товаров и услуг
в рамках системы государственных
минимальных социальных стандартов;
В) РФ может выступать гарантом
по обязательствам субъектов РФ и
муниципальных образований;
Г) юридическим лицам государственные
гарантии могут предоставляться
на конкурсной основе под высокоэффективные
инвестиционные проекты.
Государство как кредитор
В качестве заемщиков средств федерального
бюджета могут выступать:
1) бюджетные учреждения. Они не
имеют права получать кредиты
у кредитных организаций и
других физических и юридических
лиц, за исключением ссуд из
бюджета и государственных внебюджетных
фондов;
2) государственные и муниципальные
унитарные предприятия;
3) другие юридические лица;
4) органы исполнительной власти
нижестоящих бюджетов.
Способами обеспечения возврата бюджетного
кредита являются банковские гарантии,
поручительства, залог имущества. Возврат
предоставленных юридическим лицам
бюджетных средств, а также плата
за пользование ими приравниваются
к платежам в бюджет.
Бюджетный кредит – бюджетные средства,
предоставляемые юридическим лицам
или другому бюджету на возвратной
и возмездной основе. Бюджетная ссуда
– это бюджетные средства, предоставляемые
другому бюджету на возвратной, безвозмездной
или возмездной основе на срок не более
6 месяцев в пределах финансового
года.
Субъекты РФ также предоставляют
бюджетные кредиты.
Внешние кредиты – предоставленные
иностранным государствам, ЮЛ, международным
организациям. Долги третьих стран
России – 140 млрд. долл. РФ предлагает им
конверсию долга в собственность
на территории этих стран, использование
иностранной рабочей силы, экспортные
поставки. Основные должники: Куба, Монголия,
Вьетнам, Индия, Ирак, Афганистан, Эфиопия,
Алжир, Ангола.
- Государственные пенсии.
Виды государственных пенсий.
Законодательство
предусматривает несколько видов
государственных пенсий:
- за выслугу лет (назначаются федеральным государственным служащим и военнослужащим, проходившим военную службу по контракту);
- по старости (назначаются отдельным категориям граждан, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф);
- по инвалидности (назначаются военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, участникам Великой Отечественной войны и отдельным категориям граждан, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф);
- по случаю потери кормильца (устанавливаются членам семьи военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и отдельных категорий граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф);
- социальная (назначается нетрудоспособным гражданам).
Категории получателей.
- федеральные государственные служащие:
- военнослужащие:
- участники
Великой Отечественной войны:
- граждане,
награжденные знаком "Жителю блокадного
Ленинграда":
- граждане,
пострадавшие в результате радиационных
или техногенных катастроф:
- нетрудоспособные
граждане:
- Социальные пособия
Социальоне пособие - безвозмездная денежная выплата, выплачиваемая
за счет государства.
В России cуществуют различные виды пособий. К
ним, в частности, относятся:
- социальное пособие по уходу за больным ребенком
- социальное пособие по безработице
- социальное пособие по беременности и родам
- ежемесячное социальное пособие на ребенка
- государственное ежемесячное социальное пособие
пособие по временной нетрудоспособности
не может относиться к разряду
государственных, так как выплачивается
не из госбюджета, а из страховых
взносов Фонда социального страхования
(его уровней). Социальным пособием может
считаться только то, которое всецело
выплачивается из государственного бюджета,
даже если упомянутый фонд некоммерческий
и не частный.
- единовременное пособие беременным женщинам
- единовременное пособие при рождении ребенка
Социальные пособия, за исключением
пособий по временной нетрудоспособности
(включая пособие по уходу за больным ребенком),
а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые
в соответствии с действующим законодательством,
не подлежат налогообложению. При этом к
пособиям, не подлежащим налогообложению,
относятся пособия по безработице, беременности
и родам.
Социальные пособия есть и в других странах
(Казахстан, Эстония, Латвия)