Система финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть понятие государственного управления финансами, понятие методов государственного управления финансами, охарактеризовать компетенцию органов по управления финансами в Российской Федерации.
Задачи работы: 1. Дать понятие управления государственными финансами, определить объекты и субъекты управления, цели управления. 2.Охарактеризовать компетенцию федеральных органов государственного управления финансами в Российской Федерации. 3.Охарактеризовать административно-правовой статус и компетенцию специализированных органов государственного управления финансами. 4. Изучить организационно-правовую систему управления финансами.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 51.74 Кб (Скачать файл)

·   обеспечение устойчивости государственных финансов;

·   развитие финансового рынка;

·   концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов;

·   целевое финансирование общегосударственных потребностей;

·   разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и по источникам их погашения;

·   совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

·   осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

          В процессе реализации указанных задач Минфин РФ выполняет ряд функций:

· участвует в работе по комплексному анализу развития экономики  РФ, хода экономической реформы в  стране, разрабатывает необходимые  меры по финансовому и налоговому стимулированию хозяйственной деятельности, участвует в работе по составлению  долговременных и краткосрочных  прогнозов функционирования экономики, определению потребности в государственных  финансовых централизованных ресурсах, в подготовке предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов;

·   организует работу по составлению проекта федерального бюджета, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и представляет их в Правительство Российской Федерации;

·   обеспечивает исполнение федерального бюджета, финансовое исполнение государственных (федеральных) внебюджетных фондов, составляет и представляет в Правительство РФ отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ за истекший год;

·   участвует в определении ценовой, налоговой, таможенной, валютной, кредитной политики, в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране. Совместно с Министерством экономики РФ и Центральным банком участвует в разработке и осуществлении мер по обеспечению сбалансированности уровня доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения, повышению покупательной способности рубля и др., а также в подготовке предложений по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ и др.;

·   разрабатывает предложения по выпуску и размещению государственных внутренних займов РФ, производит согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов Федерации и докладывает об этом Правительству РФ;

·    разрабатывает предложения по формированию финансового рынка; регулирует рынок ценных бумаг, выдает лицензии на право деятельности в качестве инвестиционных институтов и фондовых бирж, регистрирует выпуск ценных бумаг, ведет Единый государственный реестр зарегистрированных в РФ ценных бумаг, осуществляет контроль за соблюдением правил их производства, хранения, учета и др.;

·   разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ, осуществляет совместно с другими федеральными органами исполнительной власти обслуживание государственного внешнего долга и задолженности иностранных государств РФ;

·   обеспечивает изготовление Гоcзнаком денежных билетов и металлических монет по заявке Центрального банка РФ. От имени Правительства РФ заключает соглашение с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие государственного бюджета и другие цели, несет ответственность за своевременное его погашение, осуществляет контроль за целевым использованием предоставленных кредитов;

·   рассматривает проекты планов отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней, а также проекты планов их сдачи в виде лома и отходов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, устанавливает в соответствии с законодательством РФ после соответствующих представлений и согласований расчетные, отпускные и другие цены на драгоценные металлы и драгоценные камни, участвует в контроле за их реализацией на внешнем рынке;

·   разрабатывает и выносит на рассмотрение Правительства предложения по совершенствованию законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Минфина; организует лицензирование аудита, проводит аттестацию по аудиту предприятий, товарных фондовых бирж, различных фондов, ведет государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм, получивших лицензии.

          Для выполнения столь обширного перечня задач и функций Министерству финансов РФ предоставлены широкие права. Оно имеет право:

· получать от органов исполнительной власти субъектов РФ отчеты об исполнении соответствующих консолидированных  бюджетов, получать от них и федеральных  внебюджетных фондов все необходимые  материалы для составления проекта  государственного бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, для осуществления  контроля за исполнением федерального бюджета;

·   получать от предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности материалы, необходимые для осуществления контроля за рациональным и целевым расходованием ассигнований, выделяемых из федерального бюджета, проводить документальные ревизии и проверки финансовой деятельности бюджетных учреждений и организаций, контролировать расходование бюджетных средств, давать обязательные к исполнению указания по устранению выявленных нарушений, а также налагать на нарушителей санкции вплоть до приостановки финансирования из федерального бюджета;

·   выдавать временные ссуды из федерального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов по бюджетам субъектов РФ;

·   запрещать либо приостанавливать выпуск ценных бумаг акционерными обществами и другими эмитентами, если он осуществляется с нарушением законодательства РФ;

·   предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном законодательством РФ, с уведомлением о принятых решениях Государственной налоговой службы РФ;

·   получать от банков и других кредитных учреждений справки по операциям и счетам предприятий независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, использующих средства федерального бюджета и государственных (внебюджетных) фондов;

·   выступать в лице Главного управления федерального казначейства официальным корреспондентом международных финансово-банковских организаций по вопросам финансовых операций Правительства РФ.

          Анализ законодательства, регламентирующего деятельность Минфина, свидетельствует о том, что этот орган призван решать ряд важнейших для государства задач, в связи с чем он наделен законом широкими властными полномочиями.

          Сегодня от Министерства финансов ждут практических шагов в преодолении бюджетного кризиса и наведении порядка в государственных финансах Российской Федерации, в стабилизации финансово-кредитной системы страны. Необходимо обеспечить условия для дедолларизации экономики, прекращения оттока капитала из России, сокращения объема теневого оборота капитала и др. В руках Минфина мощные рычаги вовлечения отечественного и иностранного капитала в сферу производства.

          Хотя решение этих вопросов зависит не только от Минфина, но и от других органов государственной власти Российской Федерации, тем не менее его эффективная деятельность остается необходимым условием успешного решения указанных вопросов.

 

3.2 Федеральная налоговая служба

 

          Федеральная налоговая служба (ФНС России), согласно Положению о ней, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

          Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. В этом случае задача Службы - добиваться, чтобы при банкротстве государство получило положенную ему долю средств.

          Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня - составляют единую централизованную систему налоговых органов, функционирующих на основе Налогового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов.

          Служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности утверждает форму требуемых документов: налогового уведомления, требования об уплате налога, заявления о постановке на учет в налоговом органе и уведомления о постановке на учет, свидетельства о постановке на учет, решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах и других документов.

          Осуществляя свои контрольные и надзорные полномочия, Служба имеет право применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства РФ.

 

3.3 Федеральное казначейство

 

          Федеральное казначейство (Казначейство России), согласно Положению о нем,  является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

          Казначейство России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.

          Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- доводит до главных  распорядителей, распорядителей и  получателей средств федерального  бюджета показатели сводной бюджетной  росписи, лимиты бюджетных обязательств  и объемы финансирования;

- ведет учет операций  по кассовому исполнению федерального  бюджета;

- открывает в Центральном  банке РФ и кредитных организациях  счета по учету средств федерального  бюджета и иных средств в  соответствии с законодательством  РФ, устанавливает режимы счетов  федерального бюджета;

- открывает и ведет  лицевые счета и сводный реестр  главных распорядителей, распорядителей  и получателей средств федерального  бюджета;

- ведет учет показателей  сводной росписи федерального  бюджета, лимитов бюджетных обязательств  и их изменений;

- составляет и представляет  в Министерство финансов РФ  оперативную информацию и отчетность  об исполнении федерального бюджета,  отчетность о наполнении консолидированного  бюджета Российской Федерации;

- осуществляет кассовое  обслуживание исполнения бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации, а также осуществляет  иные функции в соответствии  с Положением о Казначействе  России.

          Правовой статус Федерального казначейства должен позволять ему в полной мере обслуживать государственный бюджет, в том числе обеспечивать его прозрачность и делать это не только через распределение бюджета, но и через расчетное обслуживание счетов верхнего уровня, начиная с центральных счетов отраслей, с передачей коммерческим банкам лишь наиболее трудоемкого и наименее доходного - расчетного обслуживания отдельных школ, больниц, поликлиник и других бюджетных организаций. Для обслуживания центральных отраслевых и региональных счетов вовсе не нужен дополнительный персонал, как утверждают противники такого решения. Но в этом случае, конечно, Казначейство должно не только контролировать целевое использование выделенных бюджетом средств, но и участвовать в планировании будущих потребностей бюджетных организаций, с учетом перспективы развития социальных программ.

Информация о работе Система финансов