Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:28, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть понятие государственного управления финансами, понятие методов государственного управления финансами, охарактеризовать компетенцию органов по управления финансами в Российской Федерации.
Задачи работы: 1. Дать понятие управления государственными финансами, определить объекты и субъекты управления, цели управления. 2.Охарактеризовать компетенцию федеральных органов государственного управления финансами в Российской Федерации. 3.Охарактеризовать административно-правовой статус и компетенцию специализированных органов государственного управления финансами. 4. Изучить организационно-правовую систему управления финансами.
3.4 Центральный Банк Российской Федерации
Центральный банк РФ (Банк России) подотчетен Государственной Думе РФ. Его функции и полномочия предусмотрены Конституцией и Федеральным законом о нем от 10 июля 2002 г. В своей деятельности он руководствуется также Законом РФ "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. Свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Банк России является органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования и банковского надзора.
Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные и другие учреждения.
Управление Банком России осуществляет Совет директоров, в состав которого входит Председатель Банка, назначаемый Государственной Думой по представлению Президента, и 12 членов Совета директоров, работающих на постоянной основе. Члены Совета директоров назначаются на должность по представлению Председателя Банка, согласованному с Президентом. Министр финансов РФ и министр экономического развития и торговли РФ или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.
Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; денежная эмиссия, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективности и бесперебойного функционирования платежной системы. Банк России и Правительство информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.
Банк России консультирует Минфин России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга страны с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
По вопросам, отнесенным к компетенции Банка России, он издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
3.5 Федеральная служба по финансовым рынкам
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) находится в непосредственном ведении Правительства. Служба, согласно Положению о ней, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). Свою деятельность она осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы. Положение о территориальных органах утверждено Приказом Службы от 2 сентября 2004 г.
Служба самостоятельно принимает нормативные правовые акты по утверждению:
- стандартов эмиссии ценных
бумаг, проспектов ценных
- единых требований к
правилам осуществления
- обязательных требований к порядку ведения реестра владельцев ценных бумаг;
- обязательных для
- иных нормативных правовых
актов, принятие которых
Осуществляя полномочия по контролю и надзору, Служба регистрирует: выпуски эмиссионных ценных бумаг и отчеты об итогах выпусков; правила доверительного управления паевыми инвестиционными фондами и ипотечным покрытием; осуществляет лицензирование, приостанавливает эмиссию ценных бумаг. Служба проводит необходимые проверки и выдает предписания, запрещает или ограничивает на срок до шести месяцев проведение профессиональными участниками отдельных операций на рынке ценных бумаг, а также решает другие задачи, указанные в Положении о Службе. Успешное выполнение задач и функций Службы и ее территориальных органов во многом зависит от квалификации специалистов рынка ценных бумаг. Поэтому 24 декабря 2003 г. Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг было утверждено Положение о них, которым определен порядок аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, и организаций, осуществляющих деятельность специализированных депозитариев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы отметить, что финансы как объект правового регулирования и государственного управления являются системой общественных отношений относительно правового режима функционирования денежных фондов, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.
Финансовое обеспечение - это определенная законодательством совокупность мер и средств, направленных на создание финансовой базы для достижения определенных целей. Финансы всегда играли ведущую роль в деятельности государства, так как это сфера пересечения политических, экономических и социальных интересов, поэтому организация управления финансами должна обеспечить объединение этих интересов с целью стабильности и согласия в обществе. Ни одна ветвь власти, ни один государственный орган не имеют реальной власти без соответствующего финансового обеспечения своей деятельности. Для нормального функционирования общества, для реального обеспечения создания действительно правового, социального, демократического государства нужно, чтобы каждый государственный орган, наделенный полномочиями в сфере финансов, был подконтрольным со стороны других ветвей власти. Только так можно предотвратить использование государственных средств в частных интересах тех или иных политических сил.
Государственное управление финансами в России с переходом к рыночным отношениям приобрело новое содержание - от жестких нормативных методов, присущих командно-административной системе, к применению экономических рычагов воздействия путем осуществления финансово-кредитной политики через систему уполномоченных органов. Однако это не означает, что государство отказывается от властных методов воздействия. Государственное управление финансами объединяет методы прямого оперативного властно-распорядительного управления с использованием стимулирующего влияния при помощи экономических регуляторов.
Перед управлением финансами стоит цель обеспечить оптимальный режим функционирования финансовых ресурсов государства, через законность принятых решений, размежевание компетенции между органами власти, соблюдение правовых норм каждым участником правовых отношений, что необходимо для построения правового государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
2. Административное право. Учебник. Под ред. Л.Л. Попова. М. 2006.
3. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2005.
4. Венгеров А.Б. Теория
государства и права:
Учебник для юридических вузов. 3-е изд.
– М.: Юриспруденция, 2004.
5. Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. - ЗАО Юстицинформ, 2005 г.
6. Козлов Ю.М. Административное право. учебник. М., 2004.
7. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I. M.: МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-М», 2005.
8. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М, 2003.
9. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. — Изд. 3, перераб. и доп. — М.: Юристь, 2003.
10. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005.
11. Общая теория права. Курс лекций. Под общей редакцией профессора В. К. Бабаева. Нижний Новгород.2003.
12. Теория государства и права: Учебник. Матузов Н.И., Малько А.В. Юрист, 2004.
13. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство "Зерцало", 2004. (Классический университетский учебник).
14. Химичева Н.И. Финансовое право Российской Федерации. Учебное пособие. М. 2006.