Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 10:56, лекция
Задачи данной работы — рассмотрение понятия государственный финансовый контроль, его видов, основных методов, а также рассмотрение осуществления контроля со стороны властных структур Российской Федерации.
Целью работы является выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля.
Введение... 3
Глава 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля... 4
1.1 Сущность и виды финансового контроля. 4
1.2 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля. 6
1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля. 9
1.4 Формы государственного финансового контроля. 13
1.5 Принципы государственного финансового контроля. 14
Глава 2. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации.... 16
2.1 Система государственного финансового контроля. 16
2.2 Органы государственного финансового контроля Российской Федерации. 18
2.3 Деятельность Счетной палаты Российской Федерации. 24
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля... 33
3.1 Оценка эффективности государственного финансового контроля. 33
3.2 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации. 36
3.3 Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации 41
Заключение... 48
Список использованной литературы..... 50
Усиление роли Счетной палаты как органа, осуществляющего функции контроля за бюджетным процессом, за целесообразностью и эффективностью расходования государственных средств и коммерческого применения государственной собственности является одним из основных постулатов этого подхода. Поэтому для полноценного выполнения названных функций рекомендуется принять ряд новых правообеспечивающих деятельность Счетной палаты решений.
По поводу построения
системы государственного финансового
контроля в России существует и другой
подход, авторы которого активно выступают
против создания жестко иерархической
соподчиненной контрольной
В соответствии с рассматриваемой
позицией структурная основа государственной
системы контроля должна складываться,
с одной стороны, из высших органов
государственной власти и управления,
наделенных Конституцией РФ и законодательно-нормативными
актами в области государственного
контроля. С другой стороны, ее составной
частью могут стать специальные
органы государственного контроля как
ныне действующие, например. Департамент
государственного финансового контроля
Минфина России и вновь созданный
— Комитет финансового
Каждый из этих подходов
имеет свои сильные и слабые стороны,
однако при обсуждении возможных
концепций организации
Счетная палата Российской
Федерации — единственный государственный
орган финансового контроля на федеральном
уровне, статус, задачи и порядок
деятельности которого определены отдельным
законом. Счетная палата Российской
Федерации за весь период своей деятельности
показала себя как весьма продуктивный
орган финансового контроля. Ею было
проведено более 1500 контрольных
мероприятий, в том числе более
300 в соответствии в соответствии
с поручениями палат
В результате проверок Счетной палатой выявляются множественные нарушения в бюджетной сфере. Однако, основным следствием этой деятельности является только констатация фактов выявленных нарушений. Происходящие в России коренные рыночные преобразования выводят на первые позиции судебно-правовые взаимоотношения, отводя ведущую роль правосудию. Поэтому, весьма актуальной. представляется постановка проблемы участия Счетной палаты Российской Федерации (ее представителей) в гражданском и арбитражном судопроизводстве в интересах государства.
Сегодня для повышения
эффективности всей правоохранительной
системы государства, необходимы разработка
и принятие комплекса поправок к
действующим федеральным
· уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушения требований закона при исполнении федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также при распоряжении государственной собственностью;
· конкретизация наступления ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Счетной палаты и других контрольных органов;
· введение подконтрольности Центрального Банка проверкам Счетной палаты, в том числе в формировании и исполнении собственной сметы расходов, в поступлении доходов и формировании прибыли;
· принятие форм финансовой отчетности всех органов государственной власти;
· наделение Счетной палаты Российской Федерации правом выступать в судах с исками в защиту интересов государства в случае установления фактов незаконных или притворных сделок.
В последнее время
нередко высказывается идея сосредоточения
функций финансового контроля в
стране исключительно в руках
Счетной палаты РФ. Вряд ли, однако,
она справится с задачей
С учетом вышесказанного
Счетную палату РФ некоторые экономисты
предлагают превратить в компактный,
мобильно реагирующий на изменения
социально-экономических
Также предлагается включить
в Федеральный закон «О Счетной
палате Российской Федерации» норму
об обязательной координации с ней
деятельности контрольных органов
всех ветвей власти в сфере финансов
и управления собственностью. Принятие
этих решений в первую очередь
позволило бы, думается, в значительной
мере ликвидировать разобщенность,
несогласованность и
Действующее законодательство
не обеспечивает адекватных действий
Генеральной прокуратуры России
в случаях выявления при
В настоящее время не обеспечена скоординированность действий органов финансового контроля. Принципиальные полномочия по проведению проверок за рациональным и целевым использованием государственных средств и материальных ценностей ряда федеральных государственных органов, осуществляющих финансовый контроль (Счетная Палата, контрольно-ревизионные органы Минфина, ревизионные управления министерств и ведомств федерального уровня), как правило, пересекаются.
Между тем абсолютное
большинство контрольных
Представляется целесообразным строго определить приоритетным и исключительным направлением контрольной деятельности органов Казначейства осуществление текущего контроля за обоснованностью оплаты счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Последующий контроль, думается, не должен входить в функции казначейских органов. Контрольно-ревизионные органы Минфина при этом должны получить полномочия проверять территориальные органы федерального Казначейства на предмет полноты и своевременности исполнения обязательств перед конкретными бюджетополучателями. [18, с. 22] Одновременно основной функцией этих органов должен стать контроль за законностью, эффективностью и целевым расходованием государственных средств каждым получателем выделенных ресурсов. При этом следовало бы предоставить Департаменту государственного финансового контроля Минфина полномочия по проведению контроля за обоснованностью исполнения сметы расходов Счетной Палаты РФ.
Заключение
Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.
Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна.
В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.
При совершенствовании
системы финансового контроля, принципиально
важно использование
Принципиально значимым представляется достижение в деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской Федерации такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.
Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.
Весьма своевременным является предоставление в законодательном порядке широких полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых странах высшим судебным и независимым органом контроля за формированием и использованием государственных средств.
Список использованной
литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон № 145-ФЗ от 31.07.1998 // Российская газета. — 1998 — 12 августа
2. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ: Указ Президента РФ от 25.07.1996 // Российская газета. — 1996 — 6 ноября
3. О Счетной палате РФ: Федеральный закон № 4-ФЗ от 14.01.1995 // Российская газета. — 1995 — 14 января
4. Акбарова Ж.Д. К вопросу
о государственном финансовом контроле.
// Материалы сайта «Современная Россия.
Информационно-аналитический портал».
— www.nasledie.ru/schetpal/
Информация о работе Система государственного финансового контроля в Российской Федерации