Система органов управления финансами в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Финансы – это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами – предприятиями, домашними хозяйствами и государством.
Цель моей работы заключается в изучении системы управления финансами, ее функций и задач, в ознакомлении с основными правовыми актами, функциями и задачами органов управления финансами и определении основных направлений перестройки финансовой системы в РФ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Понятие управления финансами………………………………………….4
Система управления финансами, субъекты и объекты управления…………………………………………………………..4
Характеристика функций управления финансовой системой…...6
Правовое обеспечение системы управления финансами……………...10
Правовое оформление финансовых отношений, роль финансового права………………………………………………...10
Характеристика основных правовых актов……………………...12
Основные направления совершенствования правовой основы управления финансами в РФ……………………………………...15
Система органов управления финансами в РФ………………………..17
Общая характеристика органов управления финансами……….17
Задачи и функции органов управления на федеральном уровне………………………………………………………………18
Характеристика функций, выполняемых территориальными финансовыми органами управления……………………………..23
Направления перестройки системы управления финансами бюджетной сферы………………………………………………...25
Заключение…………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………………….28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 50.75 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

  1. Понятие управления финансами………………………………………….4
    1. Система управления финансами, субъекты и объекты управления…………………………………………………………..4
    2. Характеристика функций управления финансовой системой…...6
  2. Правовое обеспечение системы управления финансами……………...10
    1. Правовое оформление финансовых отношений, роль финансового права………………………………………………...10
    2. Характеристика основных правовых актов……………………...12
    3. Основные направления совершенствования правовой основы управления финансами в РФ……………………………………...15
  3. Система органов управления финансами в РФ………………………..17
    1. Общая характеристика органов управления финансами……….17
    2. Задачи и функции органов управления на федеральном уровне………………………………………………………………18
    3. Характеристика функций, выполняемых территориальными финансовыми органами управления……………………………..23
      1. Направления перестройки системы управления финансами бюджетной сферы………………………………………………...25

Заключение…………………………………………………………………..27

Список использованной литературы……………………………………….28

Приложения

 

 

 

Введение

Финансы – это не только историческая и экономическая категория  рыночной экономики, играющая важную роль. Финансы являются концентрированным  выражением экономики. Без нормального  функционирования финансовой системы  рыночная экономика работать не в  состоянии. Поэтому изучение и совершенствование системы управления финансами является одним из  важнейших направлений развития государства.

Финансы – это экономические  отношения, осуществляемые преимущественно  в денежной форме между основными  хозяйствующими субъектами – предприятиями, домашними хозяйствами и государством.

Цель моей работы заключается  в изучении системы управления финансами, ее функций и задач, в ознакомлении с основными правовыми актами, функциями и задачами органов  управления  финансами и определении  основных направлений перестройки  финансовой системы в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие управления финансами
    1. Система управления финансами, субъекты и объекты управления.

Управление – это действия субъекта, направленные на объект с  целью достижения определенного  результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство  в лице соответствующих управленческих структур. Управление финансами – это система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений  – взаимосвязанных и взаимодействующих  категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств  хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства. В рамках финансовой системы  осуществляется разнообразная деятельность, в том числе планирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, аудит  и т.д.

В соответствии с Конституцией РФ в стране действует трехуровневая  система государственного и муниципального управления – государственный, региональный и местный.

В управлении финансами, как  и в любой другой системе, выделяют объекты и субъекты управления.

В качестве объектов управления выступают разнообразные финансовые отношения, связанные с формированием  денежных доходов и накоплений.

В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри  звеньев  сферы государственных финансов делятся на подзвенья:

- федеральные финансы;

- финансы субъектов РФ;

- местные финансы.

Субъектами управления являются те организационные структуры, которые  осуществляют управление. Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. В то же время им присущи и единые приемы и способы управления, такие как: планирование, оперативное управление, контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Характеристика функций управления финансовой системой

Как отмечалось выше, в процессе управления финансами органами управления осуществляются следующие функции:

    • Финансовое планирование;
    • Оперативное управление;
    • Финансовый контроль.

В процессе финансового планирования, одного из функциональных элементов  управления финансами, субъекты хозяйствования, органы государственной власти и  местного самоуправления оценивают  состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и  способы увеличения их объема, направления  наиболее эффективного использования.

Финансовое планирование предусматривает составление среднесрочных  и  текущих планов образования  и использования финансовых ресурсов. Управление общественными финансами  предполагает составление долгосрочных финансовых планов, сводных финансовых балансов, перспективных финансовых планов, смет доходов и расходов. Финансовое планирование обеспечивает сбалансированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций, позволяет определить пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Можно сделать вывод, что финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику.

Цель финансового планирования — обеспечение финансовыми ресурсами  воспроизводственных процессов  в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Она реализуется на основе использования  распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении  источников и планировании объемов  финансовых ресурсов, направлений их использования.

Финансовое планирование обеспечивается системой финансовых планов, которая включает:

      • Сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях;
      • Перспективные финансовые планы;
      • Федеральный и территориальные бюджеты;
      • Финансовые планы коммерческих организаций;
      • Финансовые планы (сметы) бюджетных организаций.

Оперативное управление финансами  включает комплекс действий по исполнению плановых заданий, связанных с формированием  финансовых ресурсов и финансовым обеспечением мероприятий, предусмотренных плановыми  документами. Необходимость такого управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, тенденций развития экономики государства в связи с разнообразными причинами, к которым относятся:

  • субъективные факторы, возникающие в результате неправильных действий работников финансовых органов, органов законодательной и исполнительной власти, имеющих отношение к финансовому планированию и прогнозированию, управлению финансовыми потоками организации, распределению и использованию финансовых ресурсов на макроуровне;
  • непредвиденные обстоятельства (т. е. изменение условий организации финансовых отношений, например изменение порядка осуществления налоговых платежей), возникшие при выполнении финансового плана, нарушающие заданный темп развития или ритм производства как на отдельных предприятиях, так и в экономике в целом;
  • новые научные и технические открытия, не учтенные ранее при прогнозировании экономического развития и способные дестабилизировать финансовую деятельность;
  • чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, нарушающие ритм производства и уничтожающие созданные материальные ценности, что обусловливает необходимость использования финансовых резервов или мобилизации дополнительных финансовых ресурсов для устранения их неблагоприятных последствий;
  • непредвиденные события, связанные с международными осложнениями, которые вызывают необходимость увеличения объема государственных расходов и привлечения дополнительных финансовых ресурсов с использованием финансового рынка;

Таким образом, в ходе оперативного управления финансами обеспечиваются стабильное развитие экономики государства  и функционирование субъектов хозяйствования, решаются задачи обеспечения финансовой поддержки населения, предупреждаются  и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе финансово-хозяйственной  деятельности и ликвидируются их последствия, осуществляется маневрирование бюджетными средствами с целью выполнения показателей бюджетов всех уровней  бюджетной системы в складывающихся условиях.

Финансовый контроль предусматривает  проверку законности, правильности образования  денежных средств, их эффективного и  целевого использования. В процессе финансового контроля анализируется деятельность субъектов хозяйствования, учреждений, органов власти управления. Используется несколько методов финансового контроля: документальные и камеральные проверки, обследования, мониторинг, надзор, ревизия. По времени проведения контроль бывает предварительный, текущий и последующий.

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

  • проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
  • проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  • проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
  • выявлении внутренних резервов производства;
  • устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач  финансового контроля укрепляется  финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях  выражается в том, что при его  проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам  государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

  1. Правовое обеспечение системы управления финансами
    1. Правовое оформление финансовых отношений, роль финансового права.

Для успешного проведения финансовой деятельности в области управления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти. Являясь частью рыночных экономических отношений, финансы одновременно – важный инструмент реализации государственной политики. Вся финансовая деятельность государства регулируется нормами финансового права. К финансовому праву относят также и нормы, регулирующие денежное обращение, валютное законодательство и законодательство о расчетах, движении ценных бумаг. Роль финансового права значительно возрастает и в связи с переходом в нашей стране от административно-командной системы управления к рыночной.

Финансовое право1 – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач. Финансовая деятельность государства основана на определенных принципах, основное содержание которых определяется Конституцией РФ. К ним относятся:

Информация о работе Система органов управления финансами в РФ