Система органов управления финансами в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Финансы – это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами – предприятиями, домашними хозяйствами и государством.
Цель моей работы заключается в изучении системы управления финансами, ее функций и задач, в ознакомлении с основными правовыми актами, функциями и задачами органов управления финансами и определении основных направлений перестройки финансовой системы в РФ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Понятие управления финансами………………………………………….4
Система управления финансами, субъекты и объекты управления…………………………………………………………..4
Характеристика функций управления финансовой системой…...6
Правовое обеспечение системы управления финансами……………...10
Правовое оформление финансовых отношений, роль финансового права………………………………………………...10
Характеристика основных правовых актов……………………...12
Основные направления совершенствования правовой основы управления финансами в РФ……………………………………...15
Система органов управления финансами в РФ………………………..17
Общая характеристика органов управления финансами……….17
Задачи и функции органов управления на федеральном уровне………………………………………………………………18
Характеристика функций, выполняемых территориальными финансовыми органами управления……………………………..23
Направления перестройки системы управления финансами бюджетной сферы………………………………………………...25
Заключение…………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………………….28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 50.75 Кб (Скачать файл)
    • Принцип федерализма;
    • Единство финансовой политики и денежной системы;
    • Равноправие субъектов РФ;
    • Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления;
    • Социальная направленность;
    • Разделение законодательной и исполнительной власти;
    • Принцип гласности;
    • Принцип плановости.

Финансово-правовые акты –  это принятые в предусмотренной  форме  и  имеющие юридические  последствия решения государственных  органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

По юридическим свойствам  финансово-правовые акты делятся на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений. Индивидуальные финансово-правовые акты содержат правила, направленные на один конкретный случай и ведущие к изменению конкретных финансовых правоотношений. Характерная особенность финансово-правовых актов – наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они принимаются в процессе финансовой деятельности государства и содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по использованию финансовых ресурсов. К ним относятся:

    • Основной финансовый план государства – федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;
    • Финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;
    • Финансово-кредитные и кассовые планы банков;
    • Финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий;
    • Сметы бюджетных учреждений.

 

 

 

 

2.2. Характеристика  основных правовых актов

    В целях управления  государственными финансами субъекты  власти используют финансово-правовые  акты, которые представляют собой  результат правотворчества органов  государственной власти и местного  самоуправления по вопросам финансовой  деятельности, входящим в их компетенцию,  и содержат соответствующие правовые  нормы по рассматриваемому вопросу.

     Используемые  в ходе управления финансами  финансово-правовые акты весьма  многообразны и классифицируются  по различным признакам. По  юридической силе эти акты  подразделяются на законы и подзаконные акты; по уровню власти — на правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления; по степени регулирования сфер и звеньев финансовой системы — на финансово-правовые акты, которые применяются для управления финансовыми отношениями в каждой сфере финансовой системы (Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ), и правовые акты, регулирующие финансовые отношения в отдельной сфере или звене финансовой системы.

     Основным законом,  закладывающим основы управления  финансами в нашей стране, является  Конституция РФ, в которой определяются  федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение  в составе бюджетной и налоговой  систем Российской Федерации  трех самостоятельных уровней  и влияет на принципы их  построения. Кроме того, в Конституции содержатся нормы, непосредственно регулирующие финансовые отношения, закрепляющие принцип единства экономической системы Российской Федерации2; право частной собственности3; определены предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и в сфере финансовых отношений4. В Конституции РФ устанавливаются правовые основы деятельности Президента РФ, органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе5.

     Нормы Бюджетного  кодекса РФ регулируют финансовые  отношения, возникающие в процессе  функционирования бюджетной системы  РФ, формирования доходов бюджетов  всех ее уровней и бюджетов  государственных внебюджетных фондов  и расходования их средств,  в ходе реализации межбюджетных  отношения, осуществления бюджетного  процесса на территории РФ  и применения мер ответственности  к нарушителям бюджетного законодательства  РФ. В Бюджетном кодексе отражены бюджетные полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований6, а также полномочия участников бюджетного процесса7.

     Нормы Налогового  кодекса РФ регулируют отношения  по установлению, взиманию налогов  и сборов на территории РФ, отношения в области налогового  контроля и ответственности за  совершение налоговых правонарушений.

     В сфере  государственных и муниципальных  финансов правовой основой управления  финансовыми отношениями являются  федеральные законы, законы субъектов  РФ и нормативно-правовые акты (решения) представительных органов  местного самоуправления, регулирующие  бюджетные правоотношения соответственно  на территории Российской Федерации,  субъекта РФ или муниципального  образования. Среди наиболее важных  финансово-правовых актов в этой  сфере следует отметить ежегодно  принимаемые федеральные законы  о федеральном бюджете и бюджетах  государственных внебюджетных фондов  на очередной финансовый год,  ФЗ от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Кроме финансового законодательства, важное место в системе правового  регулирования финансовых отношений  в сфере государственных и  муниципальных финансов занимают указы  Президента РФ, постановления Правительства  РФ и ведомственные нормативно-правовые акты — приказы, письма и инструкции федеральных министерств, служб  и агентств, органов исполнительной власти регионального уровня и органов  местного самоуправления по финансово-бюджетным  вопросам.

     Указы Президента  РФ, как правило, содержат поручения  органам государственной власти  по разработке нормативных актов,  определяют порядок их разработки  или основные направления деятельности  этих органов в сфере финансов.

     На основании  постановлений Правительства РФ  осуществляется правовое регулирование  процесса управления государственными  финансами со стороны высшего  органа исполнительной власти  в РФ, который в соответствии  с Конституцией РФ обеспечивает  проведение единой финансовой  и налоговой политики.

 

 

 

 

 

 

2.3. Основные направления  совершенствования правовой основы  управления финансами в РФ

 Эффективность управления финансами во многом зависит от качества действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому во всех странах правовым вопросам регулирования экономики государства уделяется повышенное внимание.

В Российской Федерации современное  финансовое право проходит новый  виток в своем развитии, не все  финансовые отношения получили четкую, правовую регламентацию, что на практике приводит к применению в ряде случаев  директивного управления финансами, а  не управления посредством закона. Вместе с тем многие действующие юридические нормы, в том числе относящиеся к финансовому праву, еще недостаточно совершенны по ряду причин, к которым относятся:

  • противоречия между федеральными, региональными и муниципальными правовыми актами, что, с одной стороны, приводит к сепаратистским тенденциям в построении финансовых отношений между субъектами власти разных уровней бюджетной системы РФ, а с другой — к ущемлению интересов субъектов РФ и муниципальных образований в федеральном законодательстве (например, до сих пор отсутствует четкое разграничение доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ);
  • противоречия между отдельными законами и ведомственными нормативно-правовыми актами, порождающие их неоднозначное толкование;
  • формальный характер научной экспертизы принимаемых проектов законов и нормативно-правовых актов в финансовой сфере;
  • наличие законов и нормативно-правовых актов, которые не исполняются в течение ряда лет из-за отсутствия финансовых ресурсов для их реализации;
  • нечеткие формулировки в нормативных документах, порождающие необходимость их уточнения и дополнения;
  • сложный язык нормативных документов;
  • несвоевременное принятие законов и подзаконных нормативно-правовых актов по финансовым вопросам.

Решение указанных проблем в  области финансового права позволит обеспечить стабильность развития экономики  нашего государства, повысить финансовую устойчивость субъектов хозяйствования, усилить действенность финансового  контроля деятельностью органов  власти и отдельных организаций, укрепить финансовое положение государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Система органов управления финансами в РФ

3.1. Общая характеристика  органов управления финансами

Переход к рыночным отношениям не мог не отразится на процессе управления финансами. Были созданы новые финансовые и контрольные ведомства. Процесс управления осуществляется в первую очередь учреждениями, относящимися к представительным и исполнительным органам власти.

Представительными органами власти, участвующими в процессе управления общественными финансами, являются Государственная Дума, республиканские, краевые, областные, городские, районные думы, депутаты которых рассматривают, утверждают бюджеты, контролируют ход их исполнения.

Исполнительные органы власти в лице Правительства РФ, территориальных  администраций и подведомственных им функциональных подразделений организуют составление и исполнение территориальных  бюджетов, формирование внебюджетных фондов, ведение финансовой отчетности по исполнению бюджетов, смет бюджетных  учреждений, а в лице финансовых органов ведут контроль за эффективным использованием бюджетных средств.

 

 

 

 

 

 

3.2. Задачи и функции органов управления на федеральном уровне

 На федеральном уровне  непосредственное управление финансами  осуществляется Президентом РФ, Министерством финансов РФ, Федеральным казначейством, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора РФ, Федеральной службой по финансовому мониторингу и т.д.

В своей работе я рассмотрю  характеристику деятельности Министерства финансов РФ, Федерального казначейства и Федеральной налоговой службы.

Министерство  финансов РФ8

В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. №237, на Министерство финансов возложены следующие функции:

    • Подготовка предложений и реализация мер по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ
    • Разработка проектов федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ
    • Осуществление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета
    • Подготовка предложений, направленных на совершенствование структуры государственных расходов
    • Исполнение в пределах своей компетенции федерального бюджета, составление отчета об исполнение федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ
    • Реализация мер по выполнению обязательств РФ по кредитным соглашениям с иностранными государствами и международными финансовыми организациями.

Министерство финансов РФ принимает участие:

    • В разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу
    • В подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике
    • В подготовке федеральных целевых программ
    • В разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ
    • В разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг в РФ

и т.д.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

    • Составление проекта и исполнение федерального бюджета
    • Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики
    • Обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны
    • Совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности
    • Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов и т.д.

 

Федеральное казначейство

Федеральное казначейство выполняет  следующие функции:

    • Осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ
    • Открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ, устраивает режимы счетов федерального бюджета
    • Открывает и ведет счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета
    • Ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств
    • Ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений
    • Составляет и представляет в Министерство финансов РФ оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ9
    • Получает от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ
    • Распределяет доходы от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ
    • Осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета
    • Управляет операциями на едином счете федерального бюджета
    • Осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ
    • Обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы РФ от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджета, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе
    • Проводит предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Информация о работе Система органов управления финансами в РФ