- Принцип федерализма;
- Единство финансовой политики и денежной системы;
- Равноправие субъектов РФ;
- Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления;
- Социальная направленность;
- Разделение законодательной и исполнительной власти;
- Принцип гласности;
- Принцип плановости.
Финансово-правовые акты –
это принятые в предусмотренной
форме и имеющие юридические
последствия решения государственных
органов и органов местного самоуправления
по вопросам финансовой деятельности,
входящим в их компетенцию.
По юридическим свойствам
финансово-правовые акты делятся на
нормативные и индивидуальные. К нормативным
относятся акты, которые регулируют группу
однородных финансовых отношений. Индивидуальные
финансово-правовые акты содержат правила,
направленные на один конкретный случай
и ведущие к изменению конкретных финансовых
правоотношений. Характерная особенность
финансово-правовых актов – наличие среди
них большой группы финансово-плановых
актов. Они принимаются в процессе финансовой
деятельности государства и содержат
конкретные задания в области финансов
на определенный период, т.е. являются
планами по использованию финансовых
ресурсов. К ним относятся:
- Основной финансовый план государства – федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;
- Финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;
- Финансово-кредитные и кассовые планы банков;
- Финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий;
- Сметы бюджетных учреждений.
2.2. Характеристика
основных правовых актов
В целях управления
государственными финансами субъекты
власти используют финансово-правовые
акты, которые представляют собой
результат правотворчества органов
государственной власти и местного
самоуправления по вопросам финансовой
деятельности, входящим в их компетенцию,
и содержат соответствующие правовые
нормы по рассматриваемому вопросу.
Используемые
в ходе управления финансами
финансово-правовые акты весьма
многообразны и классифицируются
по различным признакам. По
юридической силе эти акты
подразделяются на законы и подзаконные
акты; по уровню власти — на правовые акты органов
государственной власти и органов местного
самоуправления; по степени регулирования
сфер и звеньев финансовой системы — на финансово-правовые
акты, которые применяются для управления
финансовыми отношениями в каждой сфере
финансовой системы (Конституция РФ,
Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс
РФ), и правовые акты, регулирующие финансовые
отношения в отдельной сфере или звене
финансовой системы.
Основным законом,
закладывающим основы управления
финансами в нашей стране, является
Конституция РФ, в которой определяются
федеративное государственное устройство,
что обусловливает выделение
в составе бюджетной и налоговой
систем Российской Федерации
трех самостоятельных уровней
и влияет на принципы их
построения. Кроме того, в Конституции
содержатся нормы, непосредственно регулирующие
финансовые отношения, закрепляющие принцип
единства экономической системы Российской
Федерации2; право частной собственности3; определены предметы ведения
Российской Федерации и ее субъектов,
в том числе и в сфере финансовых отношений4. В Конституции РФ устанавливаются
правовые основы деятельности Президента
РФ, органов законодательной (представительной)
власти, органов исполнительной власти
и местного самоуправления в бюджетном
процессе5.
Нормы Бюджетного
кодекса РФ регулируют финансовые
отношения, возникающие в процессе
функционирования бюджетной системы
РФ, формирования доходов бюджетов
всех ее уровней и бюджетов
государственных внебюджетных фондов
и расходования их средств,
в ходе реализации межбюджетных
отношения, осуществления бюджетного
процесса на территории РФ
и применения мер ответственности
к нарушителям бюджетного законодательства
РФ. В Бюджетном кодексе отражены бюджетные
полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных
образований6, а также полномочия участников
бюджетного процесса7.
Нормы Налогового
кодекса РФ регулируют отношения
по установлению, взиманию налогов
и сборов на территории РФ,
отношения в области налогового
контроля и ответственности за
совершение налоговых правонарушений.
В сфере
государственных и муниципальных
финансов правовой основой управления
финансовыми отношениями являются
федеральные законы, законы субъектов
РФ и нормативно-правовые акты
(решения) представительных органов
местного самоуправления, регулирующие
бюджетные правоотношения соответственно
на территории Российской Федерации,
субъекта РФ или муниципального
образования. Среди наиболее важных
финансово-правовых актов в этой
сфере следует отметить ежегодно
принимаемые федеральные законы
о федеральном бюджете и бюджетах
государственных внебюджетных фондов
на очередной финансовый год,
ФЗ от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ».
Кроме финансового законодательства,
важное место в системе правового
регулирования финансовых отношений
в сфере государственных и
муниципальных финансов занимают указы
Президента РФ, постановления Правительства
РФ и ведомственные нормативно-правовые
акты — приказы, письма и инструкции
федеральных министерств, служб
и агентств, органов исполнительной
власти регионального уровня и органов
местного самоуправления по финансово-бюджетным
вопросам.
Указы Президента
РФ, как правило, содержат поручения
органам государственной власти
по разработке нормативных актов,
определяют порядок их разработки
или основные направления деятельности
этих органов в сфере финансов.
На основании
постановлений Правительства РФ
осуществляется правовое регулирование
процесса управления государственными
финансами со стороны высшего
органа исполнительной власти
в РФ, который в соответствии
с Конституцией РФ обеспечивает
проведение единой финансовой
и налоговой политики.
2.3. Основные направления
совершенствования правовой основы
управления финансами в РФ
Эффективность управления
финансами во многом зависит от качества действующих финансово-правовых
актов, регулирующих финансовые отношения
во всех сферах финансовой системы государства.
Поэтому во всех странах правовым вопросам
регулирования экономики государства
уделяется повышенное внимание.
В Российской Федерации современное
финансовое право проходит новый
виток в своем развитии, не все
финансовые отношения получили четкую,
правовую регламентацию, что на практике
приводит к применению в ряде случаев
директивного управления финансами, а
не управления посредством закона.
Вместе с тем многие действующие юридические нормы,
в том числе относящиеся к финансовому
праву, еще недостаточно совершенны по ряду причин,
к которым относятся:
- противоречия между федеральными, региональными
и муниципальными правовыми актами, что, с одной стороны, приводит к сепаратистским тенденциям в построении финансовых отношений между субъектами власти разных уровней бюджетной системы РФ, а с другой — к ущемлению интересов субъектов РФ и муниципальных образований в федеральном законодательстве (например, до сих пор отсутствует четкое разграничение доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ);
- противоречия между отдельными законами
и ведомственными нормативно-правовыми
актами, порождающие их неоднозначное толкование;
- формальный характер научной экспертизы принимаемых проектов законов и нормативно-правовых актов в финансовой сфере;
- наличие законов и нормативно-правовых
актов, которые не исполняются в течение
ряда лет из-за отсутствия финансовых ресурсов для их реализации;
- нечеткие формулировки в нормативных документах, порождающие необходимость их уточнения и дополнения;
- сложный язык нормативных документов;
- несвоевременное принятие законов и
подзаконных нормативно-правовых актов по финансовым вопросам.
Решение указанных проблем в
области финансового права позволит
обеспечить стабильность развития экономики
нашего государства, повысить финансовую
устойчивость субъектов хозяйствования,
усилить действенность финансового
контроля деятельностью органов
власти и отдельных организаций,
укрепить финансовое положение государства.
- Система органов управления финансами в РФ
3.1. Общая характеристика
органов управления финансами
Переход к рыночным отношениям
не мог не отразится на процессе управления
финансами. Были созданы новые финансовые
и контрольные ведомства. Процесс управления
осуществляется в первую очередь учреждениями,
относящимися к представительным и исполнительным
органам власти.
Представительными органами
власти, участвующими в процессе управления
общественными финансами, являются
Государственная Дума, республиканские,
краевые, областные, городские, районные
думы, депутаты которых рассматривают,
утверждают бюджеты, контролируют ход
их исполнения.
Исполнительные органы власти
в лице Правительства РФ, территориальных
администраций и подведомственных
им функциональных подразделений организуют
составление и исполнение территориальных
бюджетов, формирование внебюджетных
фондов, ведение финансовой отчетности
по исполнению бюджетов, смет бюджетных
учреждений, а в лице финансовых
органов ведут контроль за эффективным
использованием бюджетных средств.
3.2. Задачи и функции
органов управления на федеральном уровне
На федеральном уровне
непосредственное управление финансами
осуществляется Президентом РФ, Министерством
финансов РФ, Федеральным казначейством,
Федеральной налоговой службой, Федеральной
службой финансово-бюджетного надзора
РФ, Федеральной службой по финансовому
мониторингу и т.д.
В своей работе я рассмотрю
характеристику деятельности Министерства
финансов РФ, Федерального казначейства
и Федеральной налоговой службы.
Министерство
финансов РФ8
В соответствии с Положением
о Министерстве финансов РФ, утвержденным
постановлением Правительства РФ от
06.03.1998 г. №237, на Министерство финансов
возложены следующие функции:
- Подготовка предложений и реализация мер по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ
- Разработка проектов федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ
- Осуществление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета
- Подготовка предложений, направленных на совершенствование структуры государственных расходов
- Исполнение в пределах своей компетенции федерального бюджета, составление отчета об исполнение федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ
- Реализация мер по выполнению обязательств РФ по кредитным соглашениям с иностранными государствами и международными финансовыми организациями.
Министерство финансов РФ
принимает участие:
- В разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу
- В подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике
- В подготовке федеральных целевых программ
- В разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ
- В разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг в РФ
и т.д.
Основными задачами Министерства
финансов РФ являются:
- Составление проекта и исполнение федерального бюджета
- Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики
- Обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны
- Совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности
- Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов и т.д.
Федеральное
казначейство
Федеральное казначейство выполняет
следующие функции:
- Осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ
- Открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ, устраивает режимы счетов федерального бюджета
- Открывает и ведет счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета
- Ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств
- Ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений
- Составляет и представляет в Министерство финансов РФ оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ9
- Получает от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ
- Распределяет доходы от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ
- Осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета
- Управляет операциями на едином счете федерального бюджета
- Осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ
- Обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы РФ от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджета, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе
- Проводит предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.