Система скидок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 16:04, реферат

Описание работы

В современной российской экономике всё большее применение находит система скидок как важнейший фактор стимулирования продаж.
В гражданском и налоговом законодательстве отсутствует определение понятия скидки. Вместе с тем, предоставляемые покупателям скидки, можно подразделить на две группы:
скидки, предоставляемые продавцом покупателю в результате пересмотра цены товара, отражённой в договоре купли-продажи (покупателю предоставляется скидка за приобретённый товар);

Файлы: 1 файл

СИСТЕМА СКИДОК И НАЛОГОВЫЕ РИСКИ.docx

— 38.38 Кб (Скачать файл)

Имеются и другие формы  предоставления скидок при купонаже.

При предоставлении скидок необходимо учитывать и налоговые последствия. Так, с 01. 01. 06 г. налогоплательщик — продавец, выплачивающий (предоставляющий) покупателям премии (скидки) вследствие выполнения определённых условий договора, в частности объёма покупок, без изменения цены единицы товара, может отражать сумму премий (скидок) в составе внереализационных расходов для целей налогообложения прибыли. У покупателя такая скидка будет являться безвозмездно полученным имуществом, подлежащим включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Если же скидка будет предоставлена путём пересмотра цены товара, то у покупателя дополнительный налогооблагаемый доход не возникает в целях исчисления налога на прибыль (письмо Минфина России от 15.09.05 г. № 03-03-04/1/190).

В налоговом и бухгалтерском  учёте порядок отражения применения цены, указанной в договоре, зависит от момента её изменения. Цена может быть изменена в момент реализации или после реализации товара. Предоставлять непосредственно скидку с цены товара целесообразнее в момент его реализации. При выполнении условий договора со стороны покупателя продавец предоставляет ему скидку на последующую отгрузку товара и выписывает соответствующие документы. В данном случае в налоговом учёте отражается реализация товаров по цене с учётом предоставляемой скидки. Сумма выручки для исчисления НДС определяется с учётом скидки. Отпадает необходимость внесения исправлений в первичные документы, учёт и книгу продаж.

Покупатель в налоговом  учёте отразит приобретённый товар по цене с учётом скидки, а к вычету примет суммы НДС, предъявленные поставщиком.

Налоговый аспект следует  учитывать и при проведении дисконтной политики. Это вызвано тем, что расходы фирм на разработку дисконтных карт, их распространение и предоставление самих скидок носят различный характер. Так, расходы на изготовление дисконтных карт, целью которых является не изучение конъюнктуры рынка, а продвижение товара, можно включить в группу прочих расходов для целей налогообложения (в частности, другие расходы, связанные с производством и реализацией). Все расходы, связанные с информацией по предоставлению скидок, следует рассматривать как расходы на рекламу. При этом некоторые из них учитываются в полном объёме (участие в выставках, наружная реклама, использование СМИ) или в пределах норматива (выпуск проспектов, каталогов и т.д.). Скидки же, предоставляемые по дисконтной карте, в расходы не включаются. Они уменьшают выручку от реализации, а, следовательно, и доход непосредственно в момент продажи товаров, а не после выполнения покупателем определённых условий.

Особого внимания заслуживает  ст. 40 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой налоговые органы могут проверить правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:

 

  • между взаимозависимыми лицами;
  • по товарообменным (бартерным) операциям;
  • при совершении внешнеторговых сделок;
  • при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Налоговый орган может  вынести мотивированное решение  о доначислении налога и пеней, если будет выявлен один из приведённых случаев и в результате проверки установлено, что цены товаров (работ, услуг), применяемые сторонами, отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20 % от рыночной цены идентичных (однородных) товаров. При этом налог и пени рассчитываются таким образом, как если бы результаты сделки оценивались с учётом рыночных цен.

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признаётся цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 Налогового кодекса РФ).

Избежать претензий со стороны налоговых органов можно  было бы, если скидки с цен устанавливались  до 20%. Однако такой размер скидки не достаточен для увеличения реализации товара, особенно при сезонных распродажах.

Вместе с тем  необходимо иметь в виду, что налоговые органы при определении рыночной цены учитывают при заключении сделок между не взаимозависимыми лицами скидки с цен, вызванные:

  • сезонными и другими колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
  • потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
  • истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
  • маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
  • реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание в тех случаях, если их взаимозависимость не повлияла на результаты сделки.

Налоговые органы, анализируя получение меньшей выручки продавцом, изучают заключенные договоры и содержащиеся в них условия предоставления скидок. Это подтверждается письмами Минфина России от 24.01.05 г. №03-03-01-04/1/24иФНСРоссии от 25.01.05г.№02-1-08/8@.

Поэтому в договорах, маркетинговых  соглашениях следует предусмотреть  условия возникновения обстоятельств для предоставления скидки (выплаты премии). Для розничной торговли это могут быть публично объявленные условия продаж товаров.

Некорректные толкования положений заключаемых договоров могут поставить под сомнение предоставление той или иной скидки с цены.

Операции по предоставлению скидки с цены должны быть отражены и в первичных учётных документах (товаросопроводительные документы, акт о предоставлении

скидок, их расчет, акт о  списании задолженности покупателя, акт сверки взаиморасчётов и т. д.).

Важнейшим первичным документом является акт о предоставлении скидок (расчёт предоставляемых скидок), служащий документальным подтверждением выполнения предусмотренных договором условий предоставления скидки (премии). Акт составляется по каждой товарной партии с указанием артикула товара и размера скидки с цены.

Соответствующие унифицированные формы первичной  учётной документации применяются, когда предоставляются конкретные виды скидок, например, при потере качества товара или иных потребительских свойств и т.д.

Решение о предоставляемых  скидках должно быть закреплено во внутреннем документе организации (приказе, распоряжении руководителя организации — продавца), в котором указываются причины снижения цен, период действия скидок, договор с покупателем, публичная информация о ценах на реализуемые товары с отражением суммы скидки и основании для её предоставления.

Систему скидок следует отразить в положении о маркетинговой политике, которое является основным документом для поставщиков, предоставляющих скидки (премии). При этом, по мнению налоговых органов, методика применения скидок должна быть отражена не только в маркетинговой политике, но и в учётной политике для целей налогообложения (письма ФНС России от 25. 01. 05 г. № 02-1-08/8®, УФНС России по г. Москве от 27. 07. 05 г. №20-12/53195).

В целях снижения налоговых  рисков организациям желательно иметь "Положение о скидках и премиях", которое может являться приложением  к "Положению о маркетинговой  политике".

Механизм предоставления скидок должен учитывать различные  факторы:

  • группы покупателей (постоянные клиенты); определённые юридические лица (благотворительные организации, общественные организации инвалидов); определённые категории населения (пенсионеры, молодёжь и т.д.);
  • вид товара (новый товар, товар с истекшим или приближающимся сроком реализации, товар несезонного характера и т. д.), его особенности, количество и каналы сбыта;
  • место реализации товара (реализация на территории, удалённой от места производства, на новых рынках и т. д.);
  • способ оплаты (оплата в счёт предстоящих поставок товаров, с помощью кредитной карты определённого банка);
  • наступление определённого события (праздники, юбилейные даты и т. д.);
  • сравнительные характеристики товара поставщика и конкурентов;
  • максимальные и минимальные цены конкурентов, контролирующих наибольшую долю рынка аналогичных товаров;
  • характер ценовой стратегии (краткосрочная или долгосрочная);
  • бюджет и прибыльность поставщика;
  • некоторые другие факторы.

Все внутренние документы  о скидках и премиях должны подтверждать, что они способствуют росту покупательского спроса, увеличению сбыта продаж и прибыли.

 

 


Информация о работе Система скидок