Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 16:04, реферат
В современной российской экономике всё большее применение находит система скидок как важнейший фактор стимулирования продаж.
В гражданском и налоговом законодательстве отсутствует определение понятия скидки. Вместе с тем, предоставляемые покупателям скидки, можно подразделить на две группы:
скидки, предоставляемые продавцом покупателю в результате пересмотра цены товара, отражённой в договоре купли-продажи (покупателю предоставляется скидка за приобретённый товар);
Имеются и другие формы предоставления скидок при купонаже.
При предоставлении скидок необходимо учитывать и налоговые последствия. Так, с 01. 01. 06 г. налогоплательщик — продавец, выплачивающий (предоставляющий) покупателям премии (скидки) вследствие выполнения определённых условий договора, в частности объёма покупок, без изменения цены единицы товара, может отражать сумму премий (скидок) в составе внереализационных расходов для целей налогообложения прибыли. У покупателя такая скидка будет являться безвозмездно полученным имуществом, подлежащим включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Если же скидка будет предоставлена путём пересмотра цены товара, то у покупателя дополнительный налогооблагаемый доход не возникает в целях исчисления налога на прибыль (письмо Минфина России от 15.09.05 г. № 03-03-04/1/190).
В налоговом и бухгалтерском учёте порядок отражения применения цены, указанной в договоре, зависит от момента её изменения. Цена может быть изменена в момент реализации или после реализации товара. Предоставлять непосредственно скидку с цены товара целесообразнее в момент его реализации. При выполнении условий договора со стороны покупателя продавец предоставляет ему скидку на последующую отгрузку товара и выписывает соответствующие документы. В данном случае в налоговом учёте отражается реализация товаров по цене с учётом предоставляемой скидки. Сумма выручки для исчисления НДС определяется с учётом скидки. Отпадает необходимость внесения исправлений в первичные документы, учёт и книгу продаж.
Покупатель в налоговом учёте отразит приобретённый товар по цене с учётом скидки, а к вычету примет суммы НДС, предъявленные поставщиком.
Налоговый аспект следует учитывать и при проведении дисконтной политики. Это вызвано тем, что расходы фирм на разработку дисконтных карт, их распространение и предоставление самих скидок носят различный характер. Так, расходы на изготовление дисконтных карт, целью которых является не изучение конъюнктуры рынка, а продвижение товара, можно включить в группу прочих расходов для целей налогообложения (в частности, другие расходы, связанные с производством и реализацией). Все расходы, связанные с информацией по предоставлению скидок, следует рассматривать как расходы на рекламу. При этом некоторые из них учитываются в полном объёме (участие в выставках, наружная реклама, использование СМИ) или в пределах норматива (выпуск проспектов, каталогов и т.д.). Скидки же, предоставляемые по дисконтной карте, в расходы не включаются. Они уменьшают выручку от реализации, а, следовательно, и доход непосредственно в момент продажи товаров, а не после выполнения покупателем определённых условий.
Особого внимания заслуживает ст. 40 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой налоговые органы могут проверить правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:
Налоговый орган может вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней, если будет выявлен один из приведённых случаев и в результате проверки установлено, что цены товаров (работ, услуг), применяемые сторонами, отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20 % от рыночной цены идентичных (однородных) товаров. При этом налог и пени рассчитываются таким образом, как если бы результаты сделки оценивались с учётом рыночных цен.
Рыночной ценой товара (работы, услуги) признаётся цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 Налогового кодекса РФ).
Избежать претензий со
стороны налоговых органов
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что налоговые органы при определении рыночной цены учитывают при заключении сделок между не взаимозависимыми лицами скидки с цен, вызванные:
Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание в тех случаях, если их взаимозависимость не повлияла на результаты сделки.
Налоговые органы, анализируя
получение меньшей выручки
Поэтому в договорах, маркетинговых
соглашениях следует
Некорректные толкования
положений заключаемых договоро
Операции по предоставлению
скидки с цены должны быть отражены
и в первичных учётных
скидок, их расчет, акт о списании задолженности покупателя, акт сверки взаиморасчётов и т. д.).
Важнейшим первичным документом является акт о предоставлении скидок (расчёт предоставляемых скидок), служащий документальным подтверждением выполнения предусмотренных договором условий предоставления скидки (премии). Акт составляется по каждой товарной партии с указанием артикула товара и размера скидки с цены.
Соответствующие
унифицированные формы
Решение о предоставляемых скидках должно быть закреплено во внутреннем документе организации (приказе, распоряжении руководителя организации — продавца), в котором указываются причины снижения цен, период действия скидок, договор с покупателем, публичная информация о ценах на реализуемые товары с отражением суммы скидки и основании для её предоставления.
Систему скидок следует отразить в положении о маркетинговой политике, которое является основным документом для поставщиков, предоставляющих скидки (премии). При этом, по мнению налоговых органов, методика применения скидок должна быть отражена не только в маркетинговой политике, но и в учётной политике для целей налогообложения (письма ФНС России от 25. 01. 05 г. № 02-1-08/8®, УФНС России по г. Москве от 27. 07. 05 г. №20-12/53195).
В целях снижения налоговых
рисков организациям желательно иметь
"Положение о скидках и
Механизм предоставления скидок должен учитывать различные факторы:
Все внутренние документы о скидках и премиях должны подтверждать, что они способствуют росту покупательского спроса, увеличению сбыта продаж и прибыли.