Система управления финансами РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Финансы – это неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.
Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Основные задачи и методы управления финансами 5
1.1 Сущность и методы управления финансами 5
1.2. Объекты управления 7
1.3 Субъекты управления 11
1.4 Основные методы и формы управления финансами 13
Глава 2.Система государственных органов управления финансами 18
2.1 Методы государственного регулирования финансов 18
2.2 Органы управления финансами 19
2.2.1 Органы управления в зарубежных странах 20
2.2.2 Высшие органы государственной власти управления финансами в РФ 21
2.2.3 Министерство финансов Российской Федерации 22
2.2.4 Счетная палата РФ 26
2.2.5 Налоговые органы РФ 26
2.2.6 Федеральная таможенная служба РФ 28
Заключение 30
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая финансы и кредит.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)


 «Система управления финансами РФ»

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение             3

Глава 1.Основные задачи и методы управления финансами     5

1.1 Сущность и методы  управления финансами       5

1.2. Объекты управления          7

1.3 Субъекты управления          11

1.4 Основные  методы и формы управления  финансами     13

 

Глава 2.Система государственных органов управления финансами   18

2.1 Методы государственного  регулирования финансов     18

2.2 Органы управления  финансами         19

2.2.1 Органы управления  в зарубежных странах      20

2.2.2 Высшие органы  государственной власти управления  финансами в РФ  21

2.2.3 Министерство  финансов Российской Федерации     22

2.2.4 Счетная  палата РФ          26

2.2.5 Налоговые  органы РФ          26

2.2.6 Федеральная таможенная служба РФ       28

 

Заключение              30

Список использованной литературы         32

 

 

Введение

 

Финансы – это  неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. 

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. 

Считается, что  понятие финансовой системы является развитием общего определения –  финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: 

– недостаточные  темпы развития экономики; 

– диспропорции развития экономической системы; 

– отставание в  адаптации к изменениям на внешних  товарных и финансовых рынках; 

– излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; 

– низкий уровень  удовлетворения потребностей индивидуума и др. 

Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий». В другом труде выделяют в общей совокупности финансовых отношений (структурируют) три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства. 

Совокупность  всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. На финансовый аппарат возложено  решение задач финансовой политики государства. Основными целями финансовой политики являются: 

– повышение  объема и эффективности использования  финансовых ресурсов. Последнее, очень  важно для проверки воздействия  финансовой политики на экономику. Отказ  от учета повышения эффективности  использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества; 

– оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля; 

– достижение более  высокого уровня жизни населения  на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов. 

 

 

 

Глава 1.Основные задачи и методы управления финансами

1.1 Сущность и методы  управления финансами

 

Управление  присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под  управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект  с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.

Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.

В управлении финансами, как  и в любой другой управляемой  системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие группы объектов, как  финансы организаций(предприятий, учреждений), страховые отношения , государственные  финансы и финансы и домашнего  хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления как, как финансовые службы(отделы) предприятий , страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляемых управление финансами, является финансовым аппаратом.

Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. В то же время им присущи и единые приемы и способы управления. В управлении финансами можно выделить такие важнейшие функциональные элементы, как: планирование, оперативное управление, контроль.

Планирование занимает одно из важнейших мест в системе управления финансами. При планировании любой  субъект хозяйствования всесторонне  оценивает состояние финансов, вскрывает  возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направление их наиболее эффективного использования. Плановые решения принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при минимуме затрат помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов с елью улучшения хозяйственной  деятельности.

Контроль как элемент  управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет составить фактические  результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования.

Различают стратегическое, или общее, управление финансами  и оперативное. Стратегическое планирование выражается в определении финансовых ресурсов для реализации целевых программ и др. Оно осуществляется органами государственного и хозяйственного управления: Федеральным Собранием Российской Федерации, Администрацией Президента, Министерством Финансов, Министерством экономического развития и торговли и другими. Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых органов субъектов Российской федерации и местных органов власти, руководители внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб организаций, финансовых служб предприятий.

При обработке управленческих решений финансового характера как при стратегическом, так и при оперативном управлении учитываются требования экономических и юридических законов, результаты экономического анализа как итогов прошлого хозяйственного периода, так и перспектив, экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами, рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Управленческие решения по финансам оформляются в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других формах.

Приоритетными задачами экономической политики, направленными  на достижение устойчивых темпов экономического роста, представляются: создание условий  для развития основных элементов  финансовой инфраструктуры (банковского  сектора, фондового рынка, инвестиционных институтов, рынка страховых услуг) и достижение финансовой стабильности; обеспечение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования; существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной систем.

 

1.2.Объекты управления

 

Финансовая  система представляет собой  финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.

Финансовая  система – совокупность различных  сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Построение  финансовой системы базируется на следующих  принципах:

Функциональное  значение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).

Единство финансовой системы – предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.

Территориальность – каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными группами и слоями населения.

Государственные финансы – это отношения по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта (СОП) и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и использованием их на затраты по расширению производства, удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму  образования и использования  централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций  органов государственной власти.

Бюджет РФ как  финансовый план государства базируется на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие  показатели и структура доходов  и расходов органически связаны  с объемами общественного продукта и национального дохода и определяется налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.

Внебюджетные  фонды создаются федеральными и  региональными органами государственной  власти и органами местного самоуправления для аккумуляции денежных средств, направляемы на финансирование расходов, не включаемых в бюджет.

Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение и являются  самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования). Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.

Как финансово-кредитное  учреждение внебюджетный фонд может  выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.

Государственный кредит выражает кредитные отношения  между государством, в лице органов  исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.

Дополнительные  финансовые ресурсы государство  привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Информация о работе Система управления финансами РФ