Система управления финансами РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Финансы – это неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.
Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Основные задачи и методы управления финансами 5
1.1 Сущность и методы управления финансами 5
1.2. Объекты управления 7
1.3 Субъекты управления 11
1.4 Основные методы и формы управления финансами 13
Глава 2.Система государственных органов управления финансами 18
2.1 Методы государственного регулирования финансов 18
2.2 Органы управления финансами 19
2.2.1 Органы управления в зарубежных странах 20
2.2.2 Высшие органы государственной власти управления финансами в РФ 21
2.2.3 Министерство финансов Российской Федерации 22
2.2.4 Счетная палата РФ 26
2.2.5 Налоговые органы РФ 26
2.2.6 Федеральная таможенная служба РФ 28
Заключение 30
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая финансы и кредит.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

 

Планирование  на уровне хозяйствующих субъектов.

Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих субъектов зависят  от их организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и других факторов. Для коммерческих организаций основным предполагаемым финансовым результатом деятельности является прибыль. В современных условиях России, характеризующихся относительно высоким уровнем инфляции, фактическим отсутствием регулирования цен, широким распространением предоплаты и бартера, сложно обеспечить точность прогнозирования, в том числе прогнозирования прибыли.

Выделяют различные  типы финансовых планов: стратегические и текущие, долгосрочные и долгосрочные.

  • Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политики государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных и инфляционных процессов и т. д. Как правило, стратегические планы составляют коммерческую тайну предприятия.

Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса  доходов и расходов предприятия, в котором отражаются все стороны  его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечения наивысшей рентабельности, сферы наиболее эффективного вложения ресурсов, источники финансирования инвестиций и др.

Главными функциями  текущего планирования являются:

  • определение объема финансовых ресурсов и их источников для осуществления: производственной деятельности, инвестиционной деятельности, научно-проектной изыскательной деятельности, социальных проектов;
  • планирование себестоимости реализации продукции;
  • планирование денежных потоков;
  • планирование денежных потоков;
  • планирование прибыли от деятельности предприятия в целом;
  • планирование доходности инвестиций.

Долгосрочные  и краткосрочны планы отличаются не только масштабом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой  устойчивости темпов расширения фирмы, то целью краткосрочного является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.

 

Глава 2.Система государственных органов управления финансами

2.1 Методы государственного  регулирования финансов

 

Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами определяется, прежде всего, через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулирования доходов рабочего населения т.д. Другими словами, эти взаимоотношения перераспределения национального дохода носят опосредованный (косвенный) характер.

К косвенным  методам регулирования финансов также относятся:

  • формирование и поддержка конкурентной среды в экономике и ограничении монополизации рынка;
  • государственное регулирование цен естественных монополистов;
  • защита контактных отношений между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой сфере;
  • проведение эффективной таможенной политики;
  • содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков;
  • содействие развитию рынка капитала.

Наряду с  косвенными методами регулирования  финансов государство использует и  методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:

  • лицензирования предпринимательской деятельности, установление квот на производство некоторых товаров, установление предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг;
  • применение государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;
  • проведение системы мер социальных  гарантий и финансовой защиты, прежде всего в отношении малообеспеченных слоев населения;
  • установление льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;
  • применение финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.

Непосредственное  государственное управление финансами  осуществляется лишь в отношении  государственных финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного долга.

Управление  государственными финансами имеет  целью обеспечение:

  1. относительного баланса экономических интересов государства, юридических и физических лиц;
  2. бездефицитного государственного бюджета;
  3. устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

 

2.2. Органы управления финансами

 

В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное  Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

На общегосударственном  уровне аппарат управления финансовой системы включает следующие органы: профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная Палата РФ; Министерство Финансов РФ и его органы на местах; Центральный банк РФ; Федеральная служба налоговой полиции РФ; Государственный Таможенный Комитет РФ; Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство государственного имущества; исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

 

2.2.1. Органы управления в зарубежных странах

 

Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости  от государственного устройства высшими  законодательными органами выступают  различные образования. Так, в США - это Конгресс, в Великобритании - Парламент, в Германии- Бундестаг, во Франции- Национальное Собрание, в России- Федеральное Собрание.

В управлении  финансами, как правило, принимают участие различные органы исполнительной власти. В США к этим органам относится  Министерство финансов, Административно-бюджетное управление при Президенте. Кроме того, управление исполнением бюджета осуществляется наряду с Министерством Финансов Таможенной службой, бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию. В Великобритании главным исполнительным органом управления выступает Казначейство. Оно не только руководит разработкой и исполнением государственного бюджета, но и осуществляет контроль за расходованием средств государственными предприятиями. В исполнении бюджета участвует Управление таможенных пошлин и акцизов. В Германии главным органом управления финансами исполнительной власти выступает Министерство Финансов. Оно составляет проект бюджета, осуществляет кассовое обслуживание бюджета, контроль за его исполнением, регулирует межбюджетные отношения и т.д. Во Франции управление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета. В его функции входит не только разработка государственного бюджета и контроль за его исполнением, но и сбор налогов и пошлин.

 

 

2.2.2. Высшие органы государственной власти управления финансами в РФ

 

Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и  о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.

Кроме того, Президент  осуществляет некоторые кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначает  Председателя Правительства РФ, а  по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.

Президент РФ подписывает  и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами.

Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации.

Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета.

Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики.

Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического  управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина  и других соответствующих федеральных  ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.

Операции с государственным внешним долгом регламентируются федеральным законом и другими нормативно-правовыми актами.

Право на осуществление  государственных внешних заимствований  находится в компетенции Правительства  РФ. Предельный размер государственных  внешних заимствований ежегодно устанавливается в законе о федеральном  бюджете.

 

2.2.3. Министерство финансов Российской Федерации

 

Основные положения  и сущность  функций и задач МФ РФ, а также МНС РФ и ФСНП были изложены выше. А теперь попытаемся раскрыть механизм реализации этих функций и задач. А него возложены следующие задачи:

  • разработка и реализация единой государственной финансовой политики;
        • составление проекта и исполнение государственного бюджета;
        • осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных бюджетных фондов;
        • обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию рынка.

Деятельность  Министерства финансов РФ определяется и регулируется положением "О  Министерстве финансов" утвержденным постановление Правительства РФ.

Согласно положению  МФ РФ издает в пределах своей компетенции на основе законодательства РФ приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.

Министерство финансов РФ проводит в своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств. Также органы министерства проводят документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, организуют ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти  и органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Министерство  финансов имеет право:

    • ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета;
    • взыскивать в установленном порядке с организации средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому направлению, с наложением штрафа;
    • выдавать ссуды за счет средств федерального бюджета;
    • предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет;
    • осуществлять лицензионную деятельность.

Информация о работе Система управления финансами РФ