Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 17:12, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение действующей в настоящее время в Республике Беларусь системы форм и методов социальной защиты населения.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты организации социальной защиты населения;
- провести анализ организации социальной защиты населения в Республике Беларусь за 2009-2011 гг.;
- рассмотреть направления развития социальной защиты населения в Республике Беларусь.
С.
Введение…………………………………………………………………….
3
Теоретические аспекты организации социальной защиты населения.…………………………………………………..
6
1.1.Экономическая сущность и роль социальной защиты населения в социально-экономическом развитии государства…..………........................
6
1.2. Финансовый механизм социальной защиты населения.………………..
9
1.3.Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в Республике Беларусь…………………………………………………………..
11
2. Анализ организации социальной защиты населения в Республике Беларусь за 2009-2011 гг.………………………………
18
2.1. Анализ динамики состава и структуры отчислений в Фонд социальной защиты населения………………….………………………………
18
2.2. Анализ динамики состава и структуры социальных выплат из Фонда социальной защиты населения………………………………………………..
23
3. Направление развития социальной защиты населения в Республике Беларусь...………………………………………………...
31
Заключение…………………………………………………………………
34
Список использованных источников……………………………
35
В Законе Республики Беларусь от 31 января 1995 г. «Об основах государственного социального страхования» (с учетом изменений и дополнений) даны основные положения о государственном социальном страховании.
Государственное социальное страхование включает в себя систему пособий, пенсий и иных выплат гражданам Республики Беларусь из средств государственных внебюджетных фондов социального страхования в таких случаях, которые предусмотрены настоящим Законом.
Законодательство о государственном социальном страховании состоит из настоящего Закона, а также иных актов законодательства, которые регулируют определённые условия, порядок и размеры организации государственного социального страхования в каждом страховом случае.
Правила международного договора применяются, если международным договором предусмотрены прочие правила, в отличии от тех, которые предусмотрены законодательством Республики Беларусь о государственном социальном страховании.
Размеры взносов на государственное социальное страхование устанавливаются законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.
Размеры взносов на государственное социальное страхование определяются зависимо от страхового случая, они могут дифференцироваться по категориям работников и условиям труда.
Право на выплаты по государственному социальному страхованию приобретается зависимо от оплаты взносов на государственное социальное страхование на соответственные страховые случаи [12].
К случаям, при которых у застрахованных граждан появляется право на выплаты по государственному социальному страхованию, можно отнести:
- временная нетрудоспособность и болезнь;
-беременность, роды;
-рождение ребенка;
-уход за ребенком в возрасте до трех лет;
-достижение пенсионного возраста;
-инвалидность;
-потеря работы;
-потеря кормильца;
-смерть застрахованного или члена его семьи.
Размеры, условия, порядок осуществления и назначения выплат по государственному социальному страхованию определяются согласно законодательству, которое регулирует вопросы государственного социального страхования по определённому страховому случаю [12].
Согласно указу президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты», Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является органом государственного правления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.
Фонд представляет собой департамент с правами юридического лица Министерства труда и социальной защиты, также имеет самостоятельную печать, баланс и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также другие штампы и печати.
Финансирование деятельности Фонда исполняется на основании сметы в границах расходов на его содержание за счет средств государственного социального страхования [13].
Положением « Об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения» устанавливается порядок уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и прочих платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты [11].
Таким образом, социальная защита населения, как органическая составная социальной политики основывается на системе законодательных, экономических, социальных и других гарантий населению, которые обеспечивают социальную справедливость разным его категориям с учетом их социального положения и социокультурных особенностей. Основная роль для обеспечения функционирования системы финансовых взаимоотношений физических лиц и государства по вопросам, касающимся социальной защиты, относится финансовым методам. В Республике Беларусь социальное законодательство в настоящее временя представляет собой обширный спектр юридических документов, которые развиваются в духе международных правовых актов по правам человека обеспечивающих защиту граждан в разнообразных ситуациях, относящихся к категории социального риска.
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2009-2011 ГГ.
2.1 Анализ динамики состава и структуры отчислений в Фонд социальной защиты населения
Средства Фонда формируются за счет: взносов на профессиональное пенсионное страхование; обязательных страховых взносов; ассигнований из республиканского бюджета; доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования; доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование; поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, которые ответственны за причиненный вред в соответствии с законодательством, в размере суммы пенсий и пособий, которые выплачены в связи с увечьем или другим повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие показанных причин; сумм недоимок, административных штрафов и пеней; других поступлений [8].
Проанализируем состав и структуру отчислений поступающих в ФСЗН. Данные за 2009-2011 гг. отразим в таблице 2.1. Для исключения влияния инфляционного фактора и обеспечения возможности анализа, данные за 2009 год и 2010 год приведем в сопоставимый вид в сравнении с данными за 2011 год. Для этого используем индекс потребительских цен ИПЦ2010/2009= 1,099 и ИПЦ2011/2010= 2,087. Таким образом, для обеспечения сопоставимости данных, показатели за 2009 год умножим на 1,099, а затем на 2,087, а показатели за 2010 год умножим на 2,087. После этого данные могут быть использованы для их анализа.
Таблица 2.1 – Доходы ФСЗН за 2009-2011 гг.
Доходы |
2009г.* (млрд. рублей) |
2010г.* (млрд. рублей) |
2011г. (млрд. рублей) |
ПЕРЕХОДЯЩИЙ ОСТАТОК СРЕДСТВ |
9 578 |
11 850 |
6 978 |
Поступление средств фонда-всего |
37 147 |
41 066 |
29 594 |
Обязательные страховые взносы работодателей, Белгосстраха, работающих физических лиц и граждан, которые уплачивают эти взносы самостоятельно |
35 771 |
43 618 |
28 460 |
Окончание таблицы 2.1
Обязательные страховые взносы, которые уплачивают граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность |
160 |
144 |
119 |
Поступления от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий работникам, которые заняты на работах с тяжелыми и вредными условиями труда |
25 |
- |
- |
Доходы от капитализации средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты |
772 |
614 |
475 |
Поступления на профессиональное пенсионное страхование |
303 |
403 |
331 |
Другие поступления |
115 |
217 |
208 |
Итого средств фонда |
46 725 |
52 916 |
36 572 |
Примечание * - данные, приведенные в сопоставимый вид.
Источник: собственная разработка на основе отчетных данных о формировании бюджетов Фонда за 2009-2011 гг.
Рассмотрев таблицу, следует отметить, что в 2010-2011 гг. в ФСЗН не поступали средства от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий работникам, занятым на работах с вредными и тяжёлыми условиями труда.
Ссылаясь на рисунок 2.1, заметим, что в 2010 г. по сравнению с 2009 г. наблюдается положительная, а в 2011 г. по сравнению с 2010 г. отрицательная динамика поступающих в Фонд средств. Средства Фонда в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличились на 6 191 млрд. рублей (12 %). В 2011 г. по сравнению с 2010 г. средства уменьшились на 16 344 млрд. рублей (44 %).
Рисунок 2.1 – Динамика отчислений в ФСЗН за 2009 – 2011 гг.
Источник: собственная разработка.
Рассматривая рисунок 2.2, отметим, что большую часть поступлений за 2009 год составляют страховые взносы юридических лиц независимо от форм собственности (96,3%), далее идут доходы от капитализации средств (2,08%), поступления на профессиональное страхование (0,82%), возмещение расходов по выплате пенсий работникам, занятых на работах с вредными и тяжёлыми условиями труда (0,07%), страховые взносы индивидуальных предпринимателей (0,43%), наименьшую долю составляют прочие доходы (0,3%).
Рисунок 2.2 – Доходы Фонда за 2009 год, %
Источник: собственная разработка.
Ссылаясь на рисунок 2.3, рассмотрим структуру доходов фонда на 2010 год. Большую долю, как и в 2009 году, составляют страховые взносы юридических лиц независимо от форм собственности (96,64%), далее идут доходы от капитализации временно свободных средств (1,5%), поступления на профессиональное страхование (0,98%), страховые взносы индивидуальных предпринимателей (0,35%), наименьшую долю, как и в предыдущем году составляют прочие доходы (0,53%).
Рисунок 2.3 - Доходы Фонда за 2010год, %
Источник: собственная разработка.
Структура доходов фонда за 2011 год отражена на рисунке 2.4. Как и за предыдущие годы, наибольшую часть доходов составляют страховые взносы юридических лиц независимо от форм собственности (96,2%), далее идут доходы от капитализации свободных средств (1,6%), поступления на профессиональное страхование (1,1%), страховые взносы индивидуальных предпринимателей (0,4%), наименьшую долю составляют прочие доходы (0,7%).
Рисунок 2.4 – Доходы Фонда за 2011год, %
Источник: собственная разработка.
Средства
Фонда имеют целевое
Данные средства могут направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования [7].
Рассмотрим расходы фонда за 2009-2011 гг. Данные представим в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Расходы ФСЗН за 2009- 2011 гг.
РАСХОДЫ |
2009 г.* (млрд. рублей) |
2010 г.* (млрд. рублей) |
2011 г. (млрд. рублей) |
На выплату: |
|||
пенсий и пособий пенсионерам |
26 328 |
30 163 |
21 431 |
пенсий военнослужащим срочной службы сержантского, рядового и старшинского состава и их семьям, социальных пенсий, доплат за особые заслуги и доплат за выслугу лет госслужащим (вкл. почтовые расходы) |
408 |
432 |
328 |
пенсий гражданам, которые выехали за пределы страны и прибыли из пределов страны |
64 |
114 |
152 |
пособий на погребение |
273 |
294 |
202 |
пособий на детей в возрасте до 3 лет |
1 544 |
2 001 |
1 562 |