Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 17:12, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение действующей в настоящее время в Республике Беларусь системы форм и методов социальной защиты населения.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты организации социальной защиты населения;
- провести анализ организации социальной защиты населения в Республике Беларусь за 2009-2011 гг.;
- рассмотреть направления развития социальной защиты населения в Республике Беларусь.
С.
Введение…………………………………………………………………….
3
Теоретические аспекты организации социальной защиты населения.…………………………………………………..
6
1.1.Экономическая сущность и роль социальной защиты населения в социально-экономическом развитии государства…..………........................
6
1.2. Финансовый механизм социальной защиты населения.………………..
9
1.3.Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в Республике Беларусь…………………………………………………………..
11
2. Анализ организации социальной защиты населения в Республике Беларусь за 2009-2011 гг.………………………………
18
2.1. Анализ динамики состава и структуры отчислений в Фонд социальной защиты населения………………….………………………………
18
2.2. Анализ динамики состава и структуры социальных выплат из Фонда социальной защиты населения………………………………………………..
23
3. Направление развития социальной защиты населения в Республике Беларусь...………………………………………………...
31
Заключение…………………………………………………………………
34
Список использованных источников……………………………
35
Окончание таблицы 2.2
пособий на детей в возрасте от 3 до 16 лет (которые учатся, не получают стипендий, детей-инвалидов до 18 лет) |
447 |
474 |
187 |
пособий по временной нетрудоспособности |
2 530 |
2 954 |
2 048 |
пособий по беременности и родам |
571 |
647 |
501 |
пособий в связи с рождением ребенка |
408 |
405 |
335 |
На оказание услуг по выплате пенсий и пособий |
323 |
359 |
230 |
На оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам |
11 |
13 |
14 |
Финансирование развития стационарных учреждений социального обслуживания |
- |
- |
49 |
Финансирование выплат на оздоровление и санаторно-курортное лечение |
136 |
282 |
155 |
Финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации профсоюзов Беларуси |
85 |
96 |
79 |
Финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения |
266 |
234 |
116 |
На содержание органов Фонда социальной защиты населения |
158 |
152 |
129 |
Международная деятельность |
0,4 |
0,8 |
0,5 |
Расходы по профессиональному пенсионному страхованию |
0,05 |
2 |
3 |
Иные выплаты |
- |
- |
0,0004 |
ИТОГО РАСХОДОВ |
33 702 |
38 353 |
27 520 |
Примечание * - данные, приведенные в сопоставимый вид.
Источник: собственная разработка на основе отчетных данных об исполнении бюджетов Фонда за 2009-2011 гг.
Следует отметить, что в 2011 году, в отличие от 2009 и 2010 гг. стали выделяться средства на финансирование развития стационарных учреждений социального обслуживания и расходы на иные выплаты.
Изучив рисунок 2.5, можно заметить положительную динамику социальных выплат из Фонда социальной защиты населения, как по отдельным статьям расходов, так и в целом в 2010 г. по сравнению с 2009 г., но так же следует отметить отрицательную динамику в 2011 г. в отличие от 2010 г.. Общая сумма выплат в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 4 651 млрд. р. (12%), в 2011 г. по сравнению с 2010 г. уменьшилась на 10 833 млрд. р. (39,3%).
Рисунок 2.5 – Динамика социальных выплат из Фонда социальной защиты населения
Источник: собственная разработка.
На рисунке 2.6 рассмотрена структура расходов Фонда социальной защиты населения за 2009 г. Большую часть выплат составляют пенсии и пособия пенсионерам (79,27%), далее идут пособия по временной нетрудоспособности при рождении ребёнка (10,42%), менее всего идёт на расходы по профессиональному пенсионному страхованию (0,0002%).
Рисунок 2.6 - Расходы Фонда за 2009 год, %
Источник: собственная разработка.
Рассмотрев рисунок 2.7, можно заметить, что в 2010 г. так же как и в 2009 г. большую часть выплат идёт на пенсии и пособия пенсионерам (79,87%), следующие пособия по временной нетрудоспособности при рождении ребёнка (9,75%), менее всего расходов на профессиональное пенсионное страхование (0,0054%).
Рисунок 2.7 - Расходы Фонда за 2010 год, %
Источник: собственная разработка.
На рисунке 2.8 рассмотрим расходы фонда за 2011 г. Пенсии и пособия пенсионерам составляют 79,25%, пособия по временной нетрудоспособности при рождении ребёнка 10,49%, менее всего расходов на профессиональное пенсионное страхование 0,01%.
Рисунок 2.8 – Расходы Фонда за 2011 год, %
Источник: собственная разработка.
Таким образом, следует отметить, что в 2010 г. по сравнению с 2009 г. наблюдается положительная, а в 2011 г. по сравнению с 2010 г. отрицательная динамика поступающих в Фонд средств. Средства Фонда в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличились на 6 191 млрд. рублей (12 %). В 2011 г. по сравнению с 2010 г. средства уменьшились на 16 344 млрд. рублей (44 %).Средства Фонда в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличились на 6 191 млрд. рублей (12 %). В 2011 г. по сравнению с 2010 г. средства уменьшились на 16 344 млрд. рублей (44 %). Общая сумма выплат в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 4 651 млрд. р. (12%), в 2011 г. по сравнению с 2010 г. уменьшилась на 10 833 млрд. р. (39,3%).
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Главным направлением социальной политики является обеспечение системы мероприятий по улучшению условий жизни всех слоев населения, устранению и предотвращению социального неравенства, негативных явлений в обществе, повышение культурного и образовательного уровня всего населения.
Приоритетной областью социальной защиты в Республике Беларусь является борьба с бедностью, из-за чего социальная защита населения направлена на большую поддержку малообеспеченных и нетрудоспособных граждан.
У нас в стране сложилась очень разветвленная система поддержки пенсионеров, инвалидов, одиноких лиц пожилого возраста, многодетных и неполных семей, которая направленна на поддержание их жизненного уровня, проведение социальной и медицинской реабилитации, решение социально-бытовых проблем. Свойственными сторонами подобной национальной модели являются ее программно-целевой характер и адресность.
Развитие и формирование системы социальной защиты в Республике Беларусь базируется на следующих подходах и принципах:
• все принципы и подходы, относящиеся к строению системы социальной защиты населения, образованы на праве граждан на социальную защиту от объективно определенных рисков (инвалидности, потери трудоспособности, болезни, безработицы, старости, ущерба вследствие аварии на производстве и т. п.);
• адресности социальной защиты (исходя из опыта разных стран, можно отметить, что адресность является критерием эффективности государственной социальной поддержки, преследующей цель обеспечить доходы граждан на определенном, минимально допустимом уровне, это может быть: прожиточный минимум, черта бедности, доля от среднестатистического (медианного) дохода семьи, доход на члена семьи ниже определенного денежного эквивалента);
• разнообразии видов и форм социальной помощи (денежной и натуральной формах, а также в форме различного вида льгот и услуг);
• передача трудоспособному населению возможности получения необходимого дохода через заработную плату;
• государственном урегулировании сверхвысоких доходов с помощью экономических методов для смягчения тенденций экономического неравенства в обществе, обеспечения стабильности социальной обстановки;
• четком разделении функций социального страхования, которое основано на скоплении населением средств на протяжении всей своей жизни, от функций социальной помощи, в основании которой находится перераспределение доходов разных групп населения;
• разработке программ, которые направленны на предупреждение бедности, а также адресную помощь населению;
• формировании гибкой системы программ по поддержке многодетных и малообеспеченных семей, детей, одиноких граждан и т. д.;
• сочетании республиканских программ и целевых инициатив на местах;
• создании надежной системы проверки нуждаемости семей, граждан на основании установленных критериев;
• ответственности государства за развитие нынешнего и будущего населения страны;
• реформировании системы пенсионного обеспечения [13].
Перечисленные подходы и принципы для создания системы социальной защиты населения в Республике Беларусь разработаны на длительную перспективу.
В Республике Беларусь в системе социальной защиты свободно используется программно-целевой метод, на основании которого разрабатывается множество различных видов программ:
• программы социального страхования, которые предусматривают частичное возмещение потерь заработков в связи с временной нетрудоспособностью и безработицей, уходом на пенсию; такие программы финансируются благодаря налогам на заработную плату, эти налоги не несут на себе отпечатка благотворительности, так как оплата больничных листов, пособия по безработице, пенсии являются заработанными;
• такие программы государственной социальной помощи, которые предусматривают выплату пособий тем, кто не в состоянии зарабатывать сам, является нетрудоспособным или же имеет детей на собственном иждивении. Такие программы финансируются средствами общих налоговых поступлений и являются специальными благотворительными программами. Для того, чтобы получить право на государственную поддержку, определённые лица и семьи должны представить данные о своих низких доходах. Также для получения пенсии нужно быть отнесенным к определенной категории (например: ветераны, инвалиды, пострадавшие от аварии на ЧАЭС и др. социальные группы);
• программы социального обслуживания, которые предусматривают оказание разных видов социальных услуг: социально-медицинских, социально-правовых, психолого-педагогических, социально-бытовых и др. [13].
Комплекс социальных мер по социальной защите и реабилитации уязвимых слоев населения реализуется в рамках осуществления следующих социальных программ: Национальной программы демографической безопасности; президентской программы «Дети Беларуси»; Республиканской комплексной программы социальной поддержки ветеранов, пожилых людей и лиц, пострадавших в последствий от войн; Комплексной программы по усовершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста; Государственной программы по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов и т.д. [13].
Таким образом, государственная социальная политика в предстоящие годы должна быть направлена, скорее всего, на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства: необходимо постепенно повышать уровень доходов населения и решать проблему бедности; уменьшить дифференциацию доходов; улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная защита населения, в наиболее общем виде, представляет собой составную частью социальной политики государства и включает в себя систему мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями по обеспечению стабильности общественно нормального социального и материального положения граждан. Основная роль в обеспечении действия системы финансовых отношений государства и физических лиц по вопросам социальной защиты принадлежит финансовым методам.
Государственное социальное обеспечение представляет собой систему финансовых взаимоотношений государства и физического лица по поводу распределения фонда социальной защиты населения, и также других социальных фондов. Социальное обеспечение представляет собой процесс социальной защиты, а социальное страхование, социальная помощь, попечительство и социальное обслуживание — его формы.
В Республике Беларусь социальное законодательство в настоящее временя представляет собой обширный спектр юридических документов, развивающихся в духе международных правовых актов по правам человека обеспечивающих защиту граждан в различных ситуациях, относящихся к категории социального риска.
В 2010 г. по сравнению с 2009 г. наблюдается положительная, а в 2011 г. по сравнению с 2010 г. отрицательная динамика поступающих в Фонд средств. Средства Фонда в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличились на 6 191 млрд. рублей (12 %). В 2011 г. по сравнению с 2010 г. средства уменьшились на 16 344 млрд. рублей (44 %).Средства Фонда в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличились на 6 191 млрд. рублей (12 %). В 2011 г. по сравнению с 2010 г. средства уменьшились на 16 344 млрд. рублей (44 %). Общая сумма выплат в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 4 651 млрд. р. (12%), в 2011 г. по сравнению с 2010 г. уменьшилась на 10 833 млрд. р. (39,3%).
Государственная социальная политика в предстоящие годы обязана быть направлена, прежде всего, на решение самых важных социальных проблем, определяющих социальную безопасность государства: необходимо динамично увеличивать уровень доходов населения и решить проблему бедности; также уменьшить дифференциацию доходов; усовершенствовать положения в социальном и пенсионном обеспечении населения.