Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 16:47, курсовая работа
«Провалы или фиаско» рынка в конце XIX в. Привели к необходимости государственного регулирования экономики. В настоящее время все государства мира даже с наиболее либеральной экономикой в той или иной степени воздействуют на экономические и социальные процессы. По мнению П.Самуэльсона, управлять экономикой в отсутствие государства или рыночного механизма- все равно, что пытаться аплодировать одной рукой. Р.Масгрейв среди функций современного государства называл наиболее полное распределение доходов (дистрибьютивная или перераспределительная функция) и стабилизационную.
«Провалы или фиаско» рынка в конце XIX в. Привели к необходимости государственного регулирования экономики. В настоящее время все государства мира даже с наиболее либеральной экономикой в той или иной степени воздействуют на экономические и социальные процессы. По мнению П.Самуэльсона, управлять экономикой в отсутствие государства или рыночного механизма- все равно, что пытаться аплодировать одной рукой. Р.Масгрейв среди функций современного государства называл наиболее полное распределение доходов (дистрибьютивная или перераспределительная функция) и стабилизационную.
Финансы как распределительные отношения неразрывно связаны с другими стадиями воспроизводственного процесса, оказывая влияние на производство и потребление, поэтому от того, как будут организованы финансовые отношения, зависят все экономические процессы. Так как финансы это экономическая категория и имеют ряд функций , то их функции является одним из способов достижения поставленной цели. Так регулирующая функция тесно связана с вмешетельством государства с помощью финансов в процессе производства. На микроуровне (предприятие)- эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих. На макроуровне (государство) эта функция , используя государственные расходы, налоги достигает таких же результатов. Изучение регулирующей функции финансов и умение правильного ее использования является залогом успешной деятельности во всех сферах социально-экономической деятельности.
Содержание и задачи финансового регулирования.
Государство, используя налогово-бюджетные методы, может изменить объем финансовых ресурсов, концентрируемых у тех или иных организаций или домохозяйств , обеспечивая или более быстрый рост, или сдерживание их увеличения. Таким образом, можно назвать два аспекта финансового регулирования: стимулирование и сдерживание.
Финансовое регулирование-это влияние на экономические и социальные процессы, направленное на предупреждение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности путем скопления финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста финансовых ресурсов в других.
Финансовое регулирование |
Финансовое стимулирование |
Сдерживание роста финансовых ресурсов |
Направления и объекты государственного финансового регулирования.
Из определения финансового регулирования можно вывести основные его направления и соответствующие им объекты. Нередко одной из причин экономического кризиса является перепроизводство в одной или нескольких отраслях. Поэтому государственное финансовое регулирование направлено на предотвращение возникающих при этом диспропорций. В условиях же возникшего кризиса с помощью финансовых методов государство обеспечивает выход из кризиса или смягчение его последствий. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является создание новых высокотехнологичных отраслей экономики или обеспечение их опережающего развития. Это направление наиболее актуально для стран, отстающих в технологическом развитии или осуществляющих крупные системные преобразования. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование связано также с ее достижением.
Основные объекты финансового регулирования |
Отраслевые пропорции экономики |
Территориальные пропорции экономики |
Социальная структура |
Метод отраслевых пропорций экономики включает в себя налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков. Амортизационная политика. Льготное кредитование и страхование. Субсидии, бюджетные инвестиции.
Финансовое регулирование отраслевых пропорций характерно практически для всех стран мира. Чтобы избежать нарушения конкуренции, правительство разных стран воздействуют не на отдельные организации или предпринимателей , а на отрасль или группу отраслей, создавая равные условия для тех, кто занимается данным видом деятельности. Между тем существует точка зрения ,при которой следует поддерживать не отрасли, а соответствующие институты: малый бизнес, крупные корпорации, создавать институты развития, которые обеспечат толчок для развития всей экономики.
Территориальные пропорции экономики включает в себя механизм межбюджетных трансфертов (дотации, субсидии, субвенции), финансирование целевых программ поддержки регионов , образований, изменение состава налогов.
Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (так называемое выравнивание территорий) важно для стран , где в силу исторических традиций , климатических условий , неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов; южные районы и территории, находящиеся за Полярном кругом, в Норвегии, Швеции и Финляндии, восточные и западные земли Германии. В России дифференциация экономического потенциала различных регионов, численности населения , климатических условий также требует выравнивания территориальных пропорций.
Объект социальная структура включает в себя использование прогрессивной ставки подоходного налога (НДФЛ - непрогрессивная шкала),льготы по налогам, различные социальные выплаты и льготы.
Важным условием социальной стабильности является широкий слой так называемого среднего класса , поскольку излишняя поляризация общества ведет к политической и социальной нестабильности , а это негативно сказывается на экономике: снижается уровень мотивации к труду, следствием чего снижается квалификации трудовых ресурсов и производительности труда.
Весь процесс регулирования экономики характеризуется многообразием объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий , их элементов.
Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного финансового регулирования ,классифицировать на виды, формы и методы.
Виды финансового регулирования
:налоговое,бюджетное,
Формы финансового регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах: в налоговом- это прямое и косвенное налогообложение , в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии ,трансферты),в валютно-финансовом – это внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.
Методы финансового регулирования: налоговое регулирование, регулирование государственных расходов, амортизационная политика, государственная поддержка предприятий.
Элементы системы финансового регулирования –виды, формы, методы- призваны обеспечить скоординированное ,устойчивое развитие экономики в принятом направлении.
Финансовое регулирование экономических процессов.
Налоговое регулирование.
Государственное налоговое регулирование представляет собой систему специальных приемов , методов и инструментов управления налогообложения и налоговыми потоками, направленную на целенаправленное вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой им концепцией экономического роста. Конечной целью государственного налогового регулирования является создание условий для роста налоговых поступлений в бюджетную систему на базе роста производства , продаж и доходов экономики путем воздействия на различные стороны хозяйственной жизни и экономику в целом.
Налоги выступают важнейшим стабилизатором антициклического регулирования развития экономики , стимулируя спрос на инвестиции во время депрессии и ограничения его в период максимального экономического подъема.
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.
Фискальная функция
налогообложения — основная
Распределительная (социальная)
функция налогообложения —
Регулирующая функция
налогообложения — направлена
на достижение посредством
Контрольная функция
налогообложения — позволяет
государству отслеживать
Мировой практике известны
следующие наиболее
ü изменение состава и структуры системы налогов,
ü замена одного способа или формы налогообложения другими,
ü изменения и дифференциация ставок налогов,
ü изменение налоговых льгот и скидок, их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам,
ü полное или частичное освобождение от налогов,
ü отсрочка платежа или аннулирование задолженности,
ü изменение сферы распространения налогов.
В сфере государственного
налогового регулирования
Можно привести примеры использования налоговых методов государственного финансового регулирования:
- варьирование ставки
налога- российское налоговое
- воздействие на налоговую
базу –налоговое
- возврат налога- в Китае
возврат НДС происходит только
при экспорте товаров с
- освобождение от уплаты
налога- российское налоговое
- рассрочки и отсрочки
налоговых платежей- в конце 2008 г.
в Российской Федерации в
- введение специальных
налоговых режимов- упрощенная система
налогообложения субъектов
С налоговым регулированием непосредственно связан такой метод государственной финансовой поддержки , как «ускоренная амортизация».Повышенные нормы амортизационных отчислений уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль , а затем уменьшают налоговую базу по налогу на имущество. Введение ускоренной амортизации при осуществлении капитальных вложений было предусмотрено в 2009 г. как антикризисная мера законодательством Испании и Нидерландов.
Современная российская налоговая система начала функционировать в январе 1992 г. с момента вступления в действие налогового законодательства. Она ориентирована на поддержание конкурентной среды, что создается равными условиями налогообложения для всех налогоплательщиков , поэтому реформирование налогового законодательства , осуществляемое в последнее десятилетие , было направлено на устранение возможностей предоставление индивидуальных льгот. Вместе с тем налоговый механизм может оказывать и негативное воздействие на экономику. Высокий уровень налогообложения субъектов хозяйствования ограничивать их финансовые возможности по наращиванию производства , а частый пересмотр видов налогов и механизма налогообложения порождает чувство неуверенности у хозяйственников , ослабляет действенность налоговых льгот , препятствует притоку внешних инвестиций.
Информация о работе Социально-экономический строй Киевской Руси