Социально-экономический строй Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

«Провалы или фиаско» рынка в конце XIX в. Привели к необходимости государственного регулирования экономики. В настоящее время все государства мира даже с наиболее либеральной экономикой в той или иной степени воздействуют на экономические и социальные процессы. По мнению П.Самуэльсона, управлять экономикой в отсутствие государства или рыночного механизма- все равно, что пытаться аплодировать одной рукой. Р.Масгрейв среди функций современного государства называл наиболее полное распределение доходов (дистрибьютивная или перераспределительная функция) и стабилизационную.

Файлы: 1 файл

Финансы реферат Кати.docx

— 33.34 Кб (Скачать файл)

Таможенные пошлины.

Рыночные методы ведения хозяйства создают потребность в решении новых задач , важнейшей из которых является борьба с монополизмом производителя , нарушающим главное условие хозяйствования в рыночной экономике – конкуренцию между предприятиями. Наравне с  другими экономическими инструментами (свободный внешний рынок, конвертируемый рубль)решению этой проблемы способствуют и финансовые рычаги , в частности , таможенные пошлины. При снижении пошлины на соответствующий импортный товар мировой рынок заставляет отечественных монополистов снижать внутренние цены на свою продукцию я( при условии открытого доступа этой продукции на внутренний рынок). Одновременно таможенные пошлины широко используются для защиты национальных производителей. Однако  мировой и отечественный опыт свидетельствует , что экономическая политика государства по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции в таможенной политике может дать только кратковременный положительный эффект. В долгосрочной перспективе он бесперспективен , так как ведет к ответным мерам других стран , техническому застою производства, высоким внутренним ценам, сохранению в экономике неэффективных собственников и менеджеров , которые в открытой экономике вытесняют через механизм банкротства предприятий , в том числе с помощью мирового рынка. Именно поэтому большинство стран мира отказались от таможенной политики и вступили в ВТО. То же самое сделала Россия в 2012 году.

Финансовые санкции.

Регулирующий механизм налогов и других обязательных платежей дополняется системой разнообразных финансовых санкций , важнейшими среди которых являются штрафы за укрытие или занижение прибыли (дохода), подлежащей обложению , и другие финансовые нарушения.

Стимулирующее воздействие штрафов на производство двояко. Во-первых , они обеспечивают действенность всех налогов и платежей , во-вторых , нацеливают предприятия применить те способы увеличения прибыли (дохода), которые отвечают интересам общества ( и прежде всего за счет роста объемов и эффективности производства). Кроме того , штрафы полученные сокращают потери предприятий от невыполнения договорных обязательств другими субъектами хозяйствования.

Финансовое регулирование государственных  расходов.

Государственные расходы - это непрерывное использование государством денежных средств из бюджета, внебюджетных фондов и собственных средств государственных предприятий, объединений и организаций на цели и объекты, определенные законом о бюджете, внебюджетных фондах, нормативными актами правительства, министерств и ведомств и уставами предприятий и организаций.

Гос. поддержка в виде субсидий, субвенций, гос. заказа, гарантий или инвестиций.

Определенное воздействие на процессы производства , накопления оказывают различные формы и методы предоставления бюджетных средств субъектам хозяйствования (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственные и муниципальные заказы) в качестве государственных мер поддержки отдельных отраслей и видов деятельности. Рыночные преобразования диктуют сокращение государственного и муниципального секторов экономики , поэтому масштабы бюджетного финансирования конкретных субъектов хозяйствования значительно сокращаются по сравнению с периодом административно-командной системы управления экономикой. Тем не менее различные формы расходов бюджета в качестве методов финансового регулирования используются весьма активно в различных государствах.

Государственная поддержка в виде субсидий , субвенций , государственного заказа , гарантий и инвестиций может быть связана с сохранением производств, имеющих национальное значение. В государствах , осуществляющих рыночные реформы , бюджетные средства выступают важным источником финансирования создания и развития инфраструктуры рынка (фондовых, валютных ,товарных бирж ,бирж труда, фондов поддержки малого бизнеса).

В Российской Федерации различные формы бюджетных расходов как методы финансового регулирования предусмотрены федеральными , региональными и муниципальными целевыми программами. Данные программы разработаны и реализуются с целью поддержи отдельных отраслей , территорий. Реализация целевых программ осуществляется за счет бюджетных инвестиций , субсидий , субвенций ( в том числе на компенсацию части процентной ставки по кредитам коммерческих банков), бюджетных кредитов ( ставка по ним значительно ниже , чем ставка банковского кредита).

Внутрихозяйственное распределение финансовых ресурсов.

В условиях рыночной экономики наравне с методами государственного регулирования мощное воздействие на развитие производства оказывают финансовые методы самих хозяйствующих субъектов , а также их фонды и финансовые ресурсы.

Среди финансовых инструментов , воздействующих на экономию издержек производства и роста объемов выпуска продукции , решающее место принадлежит прибыли. Прибыль является обобщающим показателем работы предприятий , в котором находят отражение как количественные , так и качественные результаты их хозяйственной деятельности. В настоящее время коммерческим предприятиям предоставлено право самим определять состав фондов , формируемых за счет прибыли , остающееся в их распоряжении , порядок их формирования и использования. Это существенным образом расширяет сферу применения и значение негосударственных методов финансового регулирования и стимулирования производства.

Темпы экономического и социального развития , а также эффективность производства в масштабах всего общества зависят от соотношения между фондами потребления и накопления , складывающегося в результате финансового распределения. Чем выше доля фонда накопления в распределяемом общественном продукте , тем при прочих равных условиях будут выше темпы роста экономики. И , наоборот , при более низкой норме накопления из-за снижения размера капитальных вложений темпы ее роста будут ниже. Однако одновременно появляется возможность выделить больше ресурсов на решение текущих социальных задач за счет увеличения фонда потребления.

Изменение пропорций между фондами потребления и накопления определяются в основном:

  • Финансовой деятельностью предприятий;
  • Направленностью рычагов государственного регулирования;
  • Изменениями прямых вложений государства в фонды потребления и накопления.

Российский финансовый рынок пока не в полной мере выполняет эти задачи из-за низкой доходности корпоративных ценных бумаг и незащищенности инвесторов. Рост государственных внутренних заимствований также ведет к ограничению ресурсов финансового  рынка , которые могут быть использованы для инвестирования в развитие предприятий.

Деятельность хозяйствующих субъектов в рыночной экономике постоянно подвергается разнообразным рискам. Уменьшить их негативное воздействие и сократить размеры ущерба помогают различные виды страхования. Для обеспечения устойчивости работы предприятий и экономики в целом наиболее важны страхование имущества юридических лиц, страхование предпринимательских рисков, страхование отдельных видов ответственности.

 

 

 

 

 

Финансовое регулирование социальных процессов.

Уровень и качество жизни людей, а также политическая и социальная стабильность зависят от доступности услуг, связанных с образованием, здравоохранением, культурой, социальным обслуживанием, возможностью получения достойной заработной платы и компенсацией ее утраты в результате потери трудоспособности. В отчете Всемирного банка о мировом развитии среди пяти основных задач современного государства названа задача финансирования базовых социальных услуг и инфраструктуры, а также обеспечение социальной безопасности.

В статье 7 Конституции РФ определено, что российское государство является социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Все современные учебники по экономической теории определяют, что повышение благосостояния населения - главная цель экономической политики государства, в том числе финансовой.

Общепринятой считается задача государства обеспечить прожиточный минимум  тем , кто не способен его обеспечить , а также максимально снизить разницу между самими богатыми и самыми бедными слоями населения.

Отдельные люди наделены разной степенью предпринимательской активности , состоянием здоровья, способностями к тому или иному виду труда , они имеют собственность, в том числе наследуемое имущество , при этом дифференцирована и оплата труда за разный вид деятельности. В результате происходит расслоение социальных групп.

Социальная стабильность как условие экономического развития предполагает отсутствие резкого расслоения общества, поэтому государственное финансовое регулирование социальных процессов также направлено на нивелирование разницы в уровне доходов отдельных социальных групп.

Финансовыми методами воздействия на социальные процессы являются:

1) финансирование гарантированных  государством прямых денежных  выплат гражданам (пенсии, пособия, стипендии, компенсации, субсидии, денежная  материальная помощь);

2) финансирование льгот отдельным  категориям граждан при оплате  или получении товаров и услуг;

3) государственная финансовая поддержка  жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство  потребительских товаров и услуг  первой необходимости;

4) налоговое регулирование доходов  граждан и юридическихлиц (дифференциация  налоговых ставок, налоговые льготы, в том числе направленные на  стимулирование благотворительной  деятельности);

5) бюджетное финансирование учреждений  социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание), а также государственная поддержка  других некоммерческих организаций, действующих на рынке подобных  услуг для обеспечения их доступности  населению;

6) финансовое стимулирование создания  новых рабочих мест, а также  начала индивидуальной предпринимательской  деятельности, финансирование общественных  работ;

7) государственное финансовое регулирование  рынка жилья;

8) содействие развитию финансового  рынка, участники которого ориентированы  на «мелких» (с точки зрения  размеров накоплений) вкладчиков, инвесторов, страхователей, создание специального механизма защиты их интересов.

В Российской Федерации за счет средств бюджетов разных уровней и государственных социальных внебюджетных фондов финансируются выплаты, называемые социальными трансфертами:

• пенсии по старости, потере кормильца, инвалидности, за выслугу лет;

• пособия при временной и постоянной нетрудоспособности, на детей, на погребение, по безработице, вынужденным мигрантам;

• стипендии студентам, в том числе социальные стипендии студентам из малоимущих семей;

• жилищные субсидии;

• материальная помощь малоимущим гражданам.

Большая часть социальных выплат регулируется федеральным законодательством, в то время как сами выплаты нередко производятся по месту жительства или работы их получателей, в том числе и через исполнительные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально-экономический строй Киевской Руси