Социально-экономическое содержание финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 08:27, контрольная работа

Описание работы

В состав финансовых отношений входят:
1. Денежные отношения, возникающие между различными предприятиями, организациями, хозяйствующими субъектами, по поводу получения денежных доходов, накоплений в результате реализации продукции, оказания услуг.
2. Денежные отношения, возникающие между предприятиями, организациями и государством по поводу уплаты налогов, не налоговых доходов и других отчислений в государственный бюджет, другие общегосударственные фонды, а так же по поводу финансирования из этих фондов определенных расходов.
3. Денежные отношения, возникающие между предприятиями, организациями и занятыми на них работниками по поводу оплаты труда, материального стимулирования трудовой деятельности путем предоставления премий, материальной помощи, других видов поощрений, а так же путем оказания социальных услуг своим работникам.
4. Денежные отношения, возникающие между государством и гражданами государства по поводу уплаты налогов и других платежей, а так же по поводу прямого и косвенного финансирования определенных расходов граждан из этих фондов в форме прямых выплат (стипендий, пенсий, пособий) и косвенных (бесплатные или частично оплачиваемы услуги).

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 44.49 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ В Г. СУРГУТЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Финансы»

Вариант 1

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса 2 обр. ОЗО СОП

Направление: «Экономика» 

Алиева Р.И

Проверила: Огородникова И.И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сургут 2013

 

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВ

Финансы (по экономическому содержанию) - конкретные группы, виды и формы финансовых отношений которые возникают между субъектами распределительного процесса, как на макро, так и на микро уровнях и которым присущи отличительные признаки.

В различной учебной литературе экономическое содержание финансов рассматривается как состав финансовых отношений в обществе. 
В состав финансовых отношений входят:

1. Денежные отношения, возникающие между различными предприятиями, организациями, хозяйствующими субъектами, по поводу получения денежных доходов, накоплений в результате реализации продукции, оказания услуг.

2. Денежные отношения,  возникающие между предприятиями,  организациями и государством  по поводу уплаты налогов, не  налоговых доходов и других  отчислений в государственный  бюджет, другие общегосударственные  фонды, а так же по поводу  финансирования из этих фондов  определенных расходов.

3. Денежные отношения,  возникающие между предприятиями,  организациями и занятыми на  них работниками по поводу  оплаты труда, материального стимулирования  трудовой деятельности путем  предоставления премий, материальной  помощи, других видов поощрений,  а так же путем оказания  социальных услуг своим работникам.

4. Денежные отношения,  возникающие между государством  и гражданами государства по  поводу уплаты налогов и других  платежей, а так же по поводу  прямого и косвенного финансирования  определенных расходов граждан  из этих фондов в форме прямых  выплат (стипендий, пенсий, пособий)  и косвенных (бесплатные или  частично оплачиваемы услуги). 
Примеры новых форм финансовых отношений:

- Денежные отношения между  предприятиями и учреждениями  банковской системы по поводу  получения кредитов, их возврата  и уплаты % за пользование 
- Между страховыми организациями и предприятиями по поводу страхования, формирование страховых (резервных фондов) в процессе уплаты страховых взносов при страховании имуществ, ответственности, рисков, а так же по поводу распределения и использования этих фондов в форме страховых выплат.

- Между правительствами  государств по поводу получения  внешних займов, кредитов их возврата  и уплаты % и т.д.

Социальная политика —  это область деятельности государства  по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству  человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Инструментами реализации социальной политики государства служат законы, программы, нормы и нормативы финансирования, соответствующие стандарты и т. д. Сложившаяся в том или ином обществе модель социального развития является общественным компромиссом, результатом поиска общественно политического баланса, равновесия интересов различных групп и слоев населения. Долгосрочной целью государственной социальной политики должно стать обеспечение уровня и качества жизни граждан по критериям постиндустриального общества.

Существуют следующие  индикаторы уровня жизни населения: среднедушевые денежные доходы; среднемесячная начисленная заработная плата; покупательная способность денежных доходов; распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов; коэффициент дифференциации доходов населения; прожиточный минимум (физиологический и социальный); минимальная продовольственная корзина; показатели дефицита низких доходов (т. е. недостаток по отношению к прожиточному минимуму); обеспеченность населения товарами длительного пользования, услугами; удельный вес расходов на образование, здравоохранение в ВВП и др. Государство использует два метода в решении социальных задач: 
1) адаптивный — это метод установления минимума прав и социальных гарантий для работающих. Он реализуется через проведение активной политики содействия занятости; социального партнерства в регулировании оплаты труда и распределения доходов; оптимизацию налогообложения и системы социального страхования; 
2) защитный — для нетрудоспособных и социально незащищенных, не имеющих возможности обеспечить свое существование без помощи государства. Он реализуется через формирование фондов денежных средств для обеспечения социальной защиты населения.

В настоящее время формируется система адресной социальной помощи. В реализации этого метода ключевое значение имеет государственное финансирование.  Эта система государственного социального обеспечения. Обеспечение социальной защиты населения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, а также за счет государственных внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды — это целевые фонды финансовых средств, предназначенные для обеспечения дополнительными источниками финансирования приоритетных направлений социального развития общества. 
Средства внебюджетных фондов не входят в состав казны и, соответственно, на них не могут распространяться требования кредиторов РФ (субъекта РФ), относящиеся к погашению долговых обязательств. Так как в настоящее время в форме внебюджетных существуют исключительно фонды социальной направленности, вышеуказанная обособленность внебюджетных фондов обеспечивает стабильность социального развития при любой экономической ситуации в стране. 
Государственные внебюджетные фонды представляют целевые централизованные фонды денежных средств, формируемые за счет целевых обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. 
Внебюджетные фонды являются одним из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения. 
Наименование внебюджетного фонда отражает направление его использования. К доходам внебюджетных фондов относятся специальные целевые налоги и сборы; средства бюджета, перечисляемые в эти фонды; прибыль от предпринимательской деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом (где это разрешено законом); кредиты, полученные фондом в банке. В настоящее время в нашей стране существуют только три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Пенсионный фонд РФ образован в 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Из этого фонда выплачиваются пенсии по старости и социальные пенсии (военнослужащим, в случае потери кормильца, по инвалидности и т. д.). Для выплаты пенсий по старости аккумулируются средства работодателей и работников. 
Средства на выплату социальных пенсий поступают из бюджета. 
Фонд социального страхования РФ создан в 1992 г. в целях обеспечения гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств. 
Он предназначен для финансирования выплат различных пособий: по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, для санаторно курортного лечения и т. п. Источники средств данного фонда — обязательные страхование взносы работодателей, добровольные взносы юридических и физических лиц, доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда и др. Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован в 1991 г. Он создается на федеральном и территориальном уровне. Через него средства должны направляться страховым компаниям, учредителями которых выступает соответствующий уровень публичной власти и которые имеют лицензию на обязательное медицинское страхование. Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, медицинские программы и т. п. 
Средства Фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей (для работающих граждан) и средств бюджета (для неработающих граждан или работников бюджетных учреждений).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Финансовый контроль, будучи составной частью контроля в деятельности хозяйствующего субъекта, является одной из функций управления. Он представляет собой систему действий уполномоченных лиц по проверке соблюдения управляемым субъектом:

  • норм финансового права и решений, принятых управляющим субъектом,
  • интересов управляющего субъекта.

Фактически, выше названы  две основные цели финансового контроля, которые можно назвать тактическими. При этом стратегические цели финансового контроля, как и любого другого, перечислены в статье Контроль.

Несмотря на множество  видов контроля в деятельности организации, ряд специалистов высказывает мысль, что финансовый контроль является контролем  более высокого порядка по отношению  к другим видам контроля. Это объясняется  тем, что многие процедуры финансового  контроля невозможно осуществить только как контроль финансовых потоков, без рассмотрения сущности финансируемых операций, а следовательно, без привлечения других видов контроля.

Государственный контроль

  1. Парламентский контроль — Счётная палата Российской Федерации и аналогичные органы субъектов федерации.
  2. Бюджетный контроль — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральное казначейство — контроль целевого использования бюджетных средств.
  3. Налоговый и таможенный контроль — Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Государственные внебюджетные фонды — контроль формирования государственных доходов.
  4. Валютный контроль — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора — контроль соответствия законодательству операций с иностранной валютой.
  5. Денежно-кредитный контроль:
  • Центральный банк Российской Федерации — надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
  • Коммерческие банки — контроль порядка осуществления хозяйствующими субъектами кассовых операций.
  1. Страховой контроль — Федеральная служба по финансовым рынкам.
  1. Правоохранительный контроль — Прокуратура Российской Федерации, органы МВД России, Федеральная служба по финансовому мониторингу.
  2. Общее нормативно-правовое регулирование государственного финансового контроля осуществляет Министерство финансов Российской Федерации в лице Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и аудита.

Вышестоящий контроль

  1. Ведомственный контроль — контроль государственных организаций со стороны вышестоящих органов. Для осуществления ведомственного контроля в рамках отдельных министерств и других органов исполнительной власти предусмотрены контрольно-ревизионные органы и службы этих министерств. Основным объектом контроля является финансовая и хозяйственная деятельность подведомственных учреждений.
  2. Корпоративный контроль — финансовый контроль в рамках крупных организаций, имеющих большое количество отделений и филиалов (например, коммерческие банки, сети магазинов).

Внутрихозяйственный контроль

  1. Контроль со стороны ревизионных комиссий акционерных обществ, товариществ над их исполнительными органами.
  2. Внутренний контроль — финансовый контроль, осуществляемый специально созданной службой хозяйствующего субъекта, подчиняющейся непосредственно руководителю.

Независимый (коммерческий) контроль — аудит.

  1. Инициативный аудит — назначаемый по решению собственников или руководства хозяйствующего субъекта.
  2. Обязательный аудит — обязательная ежегодная проверка бухгалтерской отчётности ряда организаций, перечень которых установлен законодательно.

Общественный контроль — реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим). В организации общественного контроля важную роль играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных организаций, политических партий и других структур. 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ, СОСТАВ И СТРУКТУРА

Государственный долг –  представляет собой сумму накопленных  бюджетных дефицитов, скорректированную  на величину бюджетных излишков.

Для оценки уровня государственного долга используют два основных показателя:

  1. Бремя государственного долга =

 

  1. Бремя обслуживания государственного долга =

 

 

 

Последствия государственного долга для экономики:

  1. Снижается эффективность экономики, поскольку средство отвлекаются из производственного сектора  для оплаты  долга.
  2. Перераспределяется доход от государственного сектора к частному.
  3. Усиливается неравенство в доходах.
  4. Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов.
  5. Создаётся угроза инфляции в долгосрочном периоде.
  6. Бремя выплаты долга возлагается на будущее поколение, что может снизить их благосостояние.
  7. Рост государственного долга ведет к росту ставки процента, что вытесняет инвестиции в краткосрочном периоде.

Единственным методом  управления ГД в России в соответствии со ст. 105 бюджетного кодекса РФ, является реструктуризация долга.

Реструктуризация долга  – это основанная на соглашении прекращения долговых обязательств составляющих государственный или  муниципальный долг с заменой  указанных долговых обязательств иными  долговыми обязательствами предусматривающими другие условия обслуживания погашения.

Государственным долгом РФ признаются ее обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, в том числе обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. Российская Федерация выступает как заемщик денежных средств на условиях возвратности и возмездности. Взятые взаймы денежные средства должны быть возвращены государством населению, хозяйствующим субъектам, другим займодавцам в определенный срок и на условиях, определенных в договоре (соглашении). Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну (ст. 97 Бюджетного кодекса РФ).

Внешний государственный  долг – это задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Он складывается из задолженности данного государства международным и государственным банкам, правительствам, частным иностранным банкам и др.

Информация о работе Социально-экономическое содержание финансов