Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 15:58, курсовая работа
Целью данной работы является полный анализ расходной части бюджета Фонда социального страхования.
Для достижения данной цели необходимо будет решение следующих задач:
- определить сущность Фонда, его цели, задачи и структуру;
- проследить становление Фонда и особенности его функционирования
- также необходимо будет качественно изучить структуру расходов Фонда, проанализировать ее изменения (в разрезе 2010-2012 гг.);
- провести анализ доходной и расходной части бюджета фонда социального страхования;
- выявить проблемы Фонда и найти оптимальные пути их решения.
2.2. Структура расходов
Фонда и анализ ее изменения
Расходы бюджета Фонда социального страхования
осуществляются исключительно на цели,
определенные законодательством РФ, включая
законодательство о конкретных видах
обязательного социального страхования
(пенсионного, социального, медицинского),
в соответствии с бюджетами указанных
фондов, утвержденными федеральными законами
субъектов РФ.
Структура
расходов ФСС сформирована из трех разделов
функциональной классификации расходов
бюджетов Российской Федерации: «Общегосударственные
вопросы», «Образование», «Социальная
политика».
Расходы Фонда
– в 2010 году в сумме 375,5 млрд. рублей, или
122,6% к уровню 2009 года, в 2011 году – 356,1 млрд.
рублей, или 94,8% к уровню 2010 года, в 2012 году
в сумме 389,5 млрд. рублей или 109,4% к уровню
2011 года, включая расходы по следующим
видам: на обязательное социальное страхование
– в 2010 году в сумме 264,8 млрд. рублей, или
130,6% к уровню 2009 года, в 2011 году - 259,6 млрд.
рублей, или 98% к уровню 2010 года, в 2012 году
- 288,4 млрд. рублей, или 111,1% к уровню 2011 года;
на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний – в 2010
году в сумме 49,9 млрд. рублей, в 2011 году
– 51,9 млрд. рублей, или 104% к уровню 2010 года,
в 2012 году – 55,3 млрд. рублей, или 106,6% к уровню
2011 года.
В проекте бюджета
Фонда предусмотрено увеличение максимального
размера пособия по временной нетрудоспособности
в 2010 году с 16125 рублей до 17250. Увеличивается
максимальный размер пособия по беременности
и родам с 16125 рублей до 23400 рублей, исходя
из максимального дохода в расчете на
месяц, с которого начисляется единый
социальный налог по максимальной ставке.
Предусматривается
увеличение максимальной суммы, из которой
исчисляется размер единовременной страховой
выплаты по обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний
в первом полугодии 2010 года - 50900 рублей,
во втором полугодии 2010 года - 51800 рублей,
в 2011 году – 53500 рублей, в 2012 году - 56700 рублей,
тогда как в 2009 году эта сумма составляла
46900 рублей. При этом максимальный размер
ежемесячной страховой выплаты в связи
с несчастным случаем на производстве
и профессиональным заболеванием проиндексирован
на уровень инфляции и определен на первое
полугодие 2010 года 39100 рублей, на второе
полугодие 39840 рублей, в 2011 году – 41000 рублей
и в 2012 году – 43500 рублей, тогда как в 2009
году он составлял 36000 рублей.
Размер
единовременного пособия при рождении
ребенка предусмотрен из расчета 8000 рублей,
при этом индексация не предусмотрена.
Для застрахованных работников размер
ежемесячного пособия по уходу за ребенком
до достижения им возраста полутора лет
составляет 40% их среднего заработка. При
этом минимальный размер пособия устанавливается
не ниже размера, установленного для неработающих
(1500 рублей на первого ребенка, 3000 рублей
на второго и последующих детей), максимальный
размер не должен превышать 6000 рублей.
Проект бюджета Фонда на 2010 год определяет
прогнозируемый дефицит бюджета в сумме
16,4 млрд. рублей, что свидетельствует о
финансовой неустойчивости Фонда и является
аргументом необходимости реформирования
всей системы обязательного социального
страхования.
Закон содержит
новые нормы по стоимости пребывания одного
ребенка в сутки в детских санаториях
и санаторных оздоровительных лагерях
круглогодичного действия, расположенных
на территории РФ.
Оплата
стоимости путевок продолжительностью
пребывания 21-24 дня для детей застрахованных
граждан предусмотрена из расчета: в 2010
году – до 535 рублей на одного ребенка
в сутки, в 2011 г. – до 570 рублей и в 2012 г.
– до 640 рублей. В 2009 году этот показатель
составлял 500 рублей в сутки на одного
ребенка. В отличие от ранее действующих
норм, не предусмотрена оплата проезда
к месту лечения и обратно при направлении
в санаторно-курортные учреждения по путевкам,
выданным гражданам в санатории системы
Росздрава.
В расходы
ФСС по социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний в 2010 -2011 гг. включен вид расходов
на разработку и обеспечение реализации
системы мероприятий по снижению профессионального
риска застрахованного по обязательному
социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний и оптимизации страховых
тарифов. В 2010 году данный вид расходов
составляет 532710,2 тыс. руб., а в 2011 году –
567336,4 тыс. руб. Согласно статье 17 Закона
на 2010 год установлен размер оплаты государственным
и муниципальным учреждениям здравоохранения
услуг по медицинской помощи в части диспансерного
(профилактического) наблюдения ребенка,
поставленного в течение первого года
жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный
учет, который с 1 января 2010 года составит
1, 0 тыс. рублей за первые шесть месяцев
и 1, 0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев
диспансерного (профилактического) наблюдения
за каждого ребенка с момента постановки
его на диспансерный учет.
Бюджет ФСС
на 2010 год и на период до 2012 года является
напряженным, впервые в Законопроекте
предусмотрено поступление средств из
федерального бюджета на покрытие дефицита
бюджета ФСС в 2011 и 2012 году, что свидетельствует
о снижении автономности бюджета Фонда
и наличии тенденции отхода системы социального
страхования от страховых принципов.
2.3. Анализ бюджетных показателей
расходной части бюджета Фонда
социального страхования.
В таблицах 2.1. и 2.2. представлен
горизонтальный и вертикальный анализ
бюджетных показателей расходной части
Фонда социального страхования.
Таблица 2.1. Горизонтальный
анализ бюджетных показателей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2.2. Вертикальный анализ бюджетных показателей расходной части ФСС на 2010 год и на период до 2012 года.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая сумма расходов на
2010 год Законопроектом предусмотрена
в объеме 375548428,8 тыс. рублей (122,6 % к уровню
2009 года), из них: на обязательное социальное
страхование предусмотрено 264771853 тыс.
рублей (130,6 %), на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний
– 49852551,2 тыс. рублей (115,7%).
На 2011 год
расходы Фонда предусмотрены в сумме 356067380,0
тыс. рублей (94,8 % к уровню 2010 года), из них:
на обязательное социальное страхование
- 259639308,6 тыс. рублей (111,8 %), на обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний - 51907735,2 тыс. рублей (108,5 процента).
На 2012 год
расходы Фонда предусмотрены в сумме 389463607,5
тыс. рублей (109,4% к уровню 2011 года), из них:
на обязательное социальное страхование
- 288449082,9 тыс. рублей (111,1%), на обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний 55323889,8 тыс. рублей (106,6%).
Структура
расходов Фонда на 2010-2012 годы сгруппирована
по разделам классификации расходов бюджетов:
- по разделу «Общегосударственные вопросы»
расходы ФСС составляют на 2010 год 3427,8 тыс.
рублей, на 2011 год - 3164,4 тыс. рублей, на 2012
год - 3218,4тыс.рублей;
- по разделу «Образование» - на 2010 год
- 17123502 тыс. рублей, на 2011 год - 17120287,5 тыс.
рублей, на 2012 год - 18147507,1 тыс. рублей;
- по разделу «Социальная политика» - на
2010 год - 358421499 тыс. рублей, на 2011 год - 338943928,1
тыс. рублей, на 2012 год - 371312882,0 тыс. рублей.
По разделу «Образование» предусмотрены
расходы ФСС на переподготовку и повышение
квалификации кадров, и оздоровление детей.
В соответствии
с Федеральным законом от 16 июля 1999 года
№ 165-ФЗ «Об основах обязательного социального
страхования» предусматриваются расходы
ФСС на оздоровление детей застрахованных
граждан в 2010 году в сумме 16545194,9 тыс. рублей,
или 110,5% к уровню 2009 года, в 2011 году - 16504390,5
тыс. рублей, или 99,8% к уровню 2010 года и
в 2012 году - 17494656,2 тыс. рублей, или 106% к уровню
2011 года. В 2010-2012 годах ежегодное оздоровление
составило 4442 тыс. детей в оздоровительных
лагерях различного типа (в 2009 году предполагалось
оздоровить 4593,9 тыс. детей).
Основным
видом расходов ФСС в 2010-2012 годах остаются
расходы на выплату пособий по социальному
страхованию.
В соответствии с Федеральным законом
от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении
пособиями по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам граждан, подлежащих
обязательному социальному страхованию»
Законопроектом предусмотрены выплаты
пособий по временной нетрудоспособности
в 2010 году в размере 134059547 тыс. рублей (129,8%
к уровню 2009 года), в 2011 году - 128267460,0 тыс.
рублей (95,7% к уровню 2010 года) и в 2012 году
- 143236160,0 тыс. рублей (111,7% к уровню 2011года).
Расходы ФСС
на выплату пособий по беременности и
родам предусмотрены Законопроектом в
2010 году в сумме 39697020 тыс. рублей (145,5% к
уровню предыдущего года), в 2011 году - 33901200,0
тыс. рублей (85,4%), в 2012 году - 38798085,0 тыс.
рублей (114,4%). При расчете расходов на выплату
пособий по беременности и родам учитывался
прогнозируемый рост рождаемости в 2010
году на 2,4%, в 2011 году - на 2,3%, в 2012 году -
на 2,1%.
Расходы
Фонда на выплату пособий при рождении
ребенка, пособий по уходу за ребенком
до достижения им возраста полутора лет,
единовременных пособий женщинам, вставшим
на учет в медицинских учреждениях в ранние
сроки беременности, предусмотрены в размерах
в соответствии с действующими законодательными
нормами без индексации, но с учетом прогнозируемого
роста рождаемости.
В соответствии
с Федеральным законом от 12 января 1996 года
№ 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»
на возмещение стоимости гарантированного
перечня услуг и социальные пособия на
погребение предполагается за счет средств
Фонда в 2010-2012 годах ежегодно тратить 126500,0
тыс. рублей.
Следует отметить, что размер социального
пособия на погребение в сумме 1,0 тыс. рублей
не индексировался с 2000 года.
В соответствии с Направлениями, основными
мероприятиями и параметрами приоритетного
национального проекта «Здоровье», утвержденными
президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по реализации приоритетных
национальных проектов (протокол от 21
декабря 2005 года № 2), на Фонд возложена
обязанность по финансированию проведения
страхователями углубленных медицинских
осмотров работников, занятых на работах
с вредными и (или) опасными производственными
факторами, на 2010-2012 годы по 2000000,0 тыс. рублей
ежегодно. Расчеты производились исходя
из затрат (без индексации) на одного работника
в сумме 580,0 рубля и количества работников
- 3448276 человек.
Итак, проанализировав расходную часть
Фонда, можно сделать следующие выводы
и сформулировать следующие недостатки:
1) До настоящего времени нормативно не
урегулирован вопрос перехода к Российской
Федерации обязательств по возмещению
вреда гражданам вне рамок обязательного
социального страхования от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний в случае ликвидации причинителя
вреда.
2) В расходы ФСС по социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний в 2010 -2011
годах включен вид расходов на разработку
и обеспечение реализации системы мероприятий
по снижению профессионального риска
застрахованного по обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний
и оптимизации страховых тарифов. Однако
включение этого вида расходов в расходы
ФСС по социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний не увязано с Федеральным
законом № 125-ФЗ «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний».
3) Законопроектом расходы Фонда на выплату
пособий при рождении ребенка, пособий
по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет, единовременных
пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских
учреждениях в ранние сроки беременности,
предусмотрены в размерах в соответствии
с действующими законодательными нормами
без индексации.
4) Размер социального пособия на погребение,
установленный Федеральным законом от
12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и
похоронном деле» в сумме 1,0 тыс. рублей,
не индексировался с 2000 года.
5) Статьей 10 Законопроекта на 2010-2012 годы
предусмотрены ассигнования только на
оплату полной стоимости путевок для застрахованных
на долечивание в санаторно-курортных
учреждениях после стационарного лечения
по перечню заболеваний, утвержденному
Правительством Российской Федерации.
Фонд как страховщик не имеет возможности
в полном объеме исполнить свои обязательства
перед застрахованными лицами в части
реализации требований подпункта 14 пункта
2 статьи 8 Федерального закона от 16 июля
1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного
социального страхования», предусматривающего
оплату путевок на санаторно-курортное
лечение и оздоровление работников и членов
их семей.
6) В представленном Законопроекте не в
полном объеме учтена потребность ФСС
в средствах, выделяемых из федерального
бюджета, на обеспечение инвалидов техническими
средствами реабилитации, включая изготовление
и ремонт протезоортопедических изделий.
В соответствии
с этими недочетами, можно предложить
следующие пути преодоления проблем:
1) Рассмотреть вопрос об индексации пособий
по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет, пособий при рождении
ребенка, пособий женщинам, вставшим на
учет в медицинских учреждениях в ранние
сроки беременности, а также вопрос об
индексации пособия на погребение.
2) Увеличить объем средств федерального
бюджета, выделяемых Фонду на обеспечение
инвалидов техническими средствами реабилитации,
включая изготовление и ремонт протезноортопедических
изделий.
3) В целях реализации положений статьи
8 Федерального закона «Об основах обязательного
социального страхования», предусматривающей
страховое обеспечение по виду обязательного
социального страхования «Оплата путевок
на санаторно-курортное лечение и оздоровление
работников и членов их семей», изыскать
возможность осуществления финансирования
санаторно-курортного лечения работников.
А также принятие в целях законодательного
обеспечения прав граждан в области санаторно-курортного
лечения соответствующего федерального
закона.
4) Рассмотреть вопрос о внесении изменений
в Федеральный закон «Об обязательном
социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний», позволяющих Фонду финансировать
расходы на разработку и обеспечение реализации
системы мероприятий по снижению профессионального
риска застрахованного по обязательному
социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний и оптимизации страховых
тарифов за счет средств обязательного
социального страхования от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.
5) Реализация требований законодательства
по принятию нормативных правовых актов,
связанных с переходом к Российской Федерации
обязательств ликвидируемых причинителей
вреда перед гражданами, возмещение вреда
которым осуществляется вне рамок системы
обязательного социального страхования.
Глава 3. Перспективы развития социального страхования.
3.1 .Актуальные проблемы социального страхования.
Следует отметить ряд моментов,
которые в последнее время
высказывают в отношении
Во-первых,
законодательно не определены: порядок,
процедуры, источники финансирования
средств на выплату страховой части трудовой
пенсий. Существует ряд серьезных противоречий
в Бюджетном и Налоговом кодексах в той
части, которые касаются ЕСН.
Во-вторых,
назрела необходимость, и появились экономические
возможности повышения уровня пенсионного,
медицинского и социального страхования.
В качестве первого шага ученые и специалисты
высказывают предложения по доведению
уровня выплат до минимальных гарантий,
предусмотренных Конвенцией МОТ № 102 "О
минимальных нормах социального обеспечения"
и стандартами ЕС. Так, фактический уровень
замещения пенсией, предшествующей ей
заработной платы работника (так называемый
коэффициент замещения), на конец 2010 года
составлял по отношению к средней величине
пенсий 32%. Тогда как по нормам Конвенции
МОТ № 102 его минимальная величина должна
составлять не менее 40%, а по стандартам
ЕС - не менее 55%. Еще более острой является
проблема крайне низкого абсолютного
уровня пенсионного обеспечения. Минимальный
размер трудовой пенсии по старости на
конец 2010 г. составил всего 56%) прожиточного
минимума пенсионера, в то время как его
величина должна составлять не менее 80%.
В этой связи важнейшей задачей пенсионного
страхования в ближайшей и среднесрочной
перспективе является поэтапное повышение
минимальных размеров страховых (трудовых)
пенсий до уровня прожиточного минимума.
В-третьих,
в системе социального страхования не
нашел ещё
воплощения в должной мере принцип зависимости
уровня выплачиваемых пенсий и пособий
от объемов накопленных страховых прав,
что особенно характерно для категорий
застрахованных со средними и высокими
размерами заработной платы.
Коэффициенты
замещений пенсий и пособий для них составляют
всего 15-25% от размеров предшествующей
им величин заработной платы.
3.2.Пути повышения
В целях повышения эффективности
системы социального
Позиция Минтруда
России в этой связи состояла в том, что
в рамках реформирования системы обязательного
социального страхования необходимо решить
ряд задач:
-завершить формирование законодательной
базы;
-оптимизировать соотношения уровня обязательств
и финансовых ресурсов;
-повысить эффективность администрирования
расходов в системе обязательного социального
страхования;
-создать условия для долговременного
баланса доходов и расходов государственных
социальных внебюджетных фондов.
Ключевым направлением совершенствованием
системы социального страхования является
её переориентация с уравнительных принципов
начисления пособий на страховые, т.е.
учитывающие накапливаемые индивидуальные
страховые права и финансовые ресурсы
застрахованного лица в отдельных фондах
социального страхования. Международный
и отечественный опыт свидетельствует
о целесообразности формирования финансовой
системы социального страхования вне
системы государственного бюджета, это
позволяет достигать автономности финансовых
ресурсов и исключить нецелевое их использование
на нестраховые цели.
Данные
меры позволяют обеспечивать тесную увязку
страховых взносов и выплат, и тем самым
стимулируют работников и работодателей
к легализации и повышению уровня заработной
платы.
Перспективными
для этого могли бы служить следующие
подходы:
1) минимальные размеры страховых пенсий
и пособий должны поэтапно повышаться,
с тем, чтобы в обозримой перспективе (5-7
лет) их размер приблизился к прожиточному
минимуму пенсионера и получателей пособий;
2) средние размеры пенсий и пособий должны
быть повышены за этот же период до уровня
140-150% прожиточного минимума;
3) максимальные размеры выплат по страхованию
должны быть соизмеримы с коэффициентом
замещения не ниже 50-60% предыдущего заработка.
Тем самым
будут созданы предпосылки для формирования
механизмов социального страхования,
позволяющих существенно повысить уровень
пенсий и выплат, а значит повысить качество
жизни населения.
Позицию Минтруда
РФ разделяют специалисты Российского
объединения социальных технологий (РОСТ),
которые предлагают разработать и принять
федеральный закон об основах социального
страхования в России. Основной целью
такого закона должно быть определение
правил деятельности всех участников
системы социального страхования, выработка
принципов социального страхования в
России. В частности, в этом законе должны
быть четко сформулированы основные виды
социального страхования и точно перечислены
участники системы социального страхования:
застрахованные лица (работники), страхователи
(работодатели и сами застрахованные лица)
и страховщики (государственные и негосударственные
фонды, страховые компании). Участником
системы социального страхования обязательно
должно быть определено государство, как
основной гарант прав застрахованных
лиц. В этом же законе должны быть определены
основные условия доступа на рынок социального
страхования негосударственных структур,
таких как негосударственные пенсионные
фонды и частные страховые компании. В
обязательном порядке после принятия
такого закона должны быть внесены определенные
изменения в уже действующие законы, в
частности, в закон о негосударственных
пенсионных фондах. Помимо определенного
выше федерального закона необходимо
будет разработать и принять комплекс
федеральных законов по отдельным видам
социального страхования. В конечном итоге
взаимоувязанная и непротиворечивая система
законов в области социального страхования
позволит построить в стране эффективную
и гибкую систему социального страхования
от всех социальных рисков.