Содержание и экономическая основа бюджетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2015 в 15:03, реферат

Описание работы

Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Основу финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики составляет бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….…3
Экономическое содержание и функции бюджета государства, классификация бюджета……………………………………………….…5
Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы …………..10
организации и его нормативно-правовое регулирование……………..14
Бюджетная классификация……………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Ярышева Н.К. 27 ПЗ-301.docx

— 47.83 Кб (Скачать файл)

Финансово-бюджетная политика - это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой. Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюджетного процесса. Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс.

В Российской Федерации бюджетный период, установлен с 1 января по 31 декабря и совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий. Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т.е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса, осуществляют этот процесс. Такими полномочиями наделены:

- органы представительной  и исполнительной власти;

- финансовые и налоговые  органы;

- органы денежно-кредитного  регулирования и органы государственного  финансового контроля;

- главные распорядители  и распорядители бюджетных средств;

    - государственные целевые внебюджетные фонды.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении. Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов. Банк РФ совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, счета государственных целевых внебюджетных фондов.

Главный распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств. Бюджетополучатель - это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов. Контрольно-счетные органы (Счетная Палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов [9. с. 106-114].

Все перечисленные выше органы власти и учреждения являются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс включает:

- сводное финансовое планирование  и прогнозирование;

- составление, рассмотрение  и утверждение проекта бюджета;

- исполнение бюджета в  течение бюджетного года;

- анализ и контроль  исполнения бюджета.

Сводное финансовое планирование.

Кругооборот ВВП совершается в материально-вещественной и стоимостной форме. В ходе оборота валового продукта в стоимостной форме возникают финансовые отношения по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря финансовому планированию обеспечивается сбалансированность народнохозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Финансовое планирование на общегосударственном и территориальных уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. В систему финансовых планов входят: перспективные финансовые планы; сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях управления. Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании.

Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей. Цель бюджетного прогнозирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона. Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета.

Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.

 

  1. Бюджетная классификация.

Каждый бюджет, вне зависимости от его уровня в бюджетной системе, состоит из доходов и расходов. Первичным источником доходов бюджетов является национальный доход общества, а расходы бюджетов, находясь в тесной взаимосвязи с доходами, определяются задачами, стоящими перед государством и муниципальными образованиями. Доходы бюджетов классифицируют по разным признакам:

- по социально-экономическому  признаку;

- по условиям зачисления  доходов в соответствующие бюджета;

- по юридическим формам  доходов

По социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на доходы от хозяйствующих субъектов, вне зависимости от формы собственности, на основе которой они осуществляют хозяйственную (в том числе предпринимательскую) деятельность, и доходы от граждан.

По условиям зачисления доходов в соответствующие бюджета доходы подразделяются на закрепленные и регулирующие.

По юридическим формам доходы бюджетов подразделяются на налоговые и неналоговые.

Новое бюджетное законодательство детально регламентирует доходы и расхода бюджетов. Многие положения, выработанные наукой финансового права, получили в БК РФ законодательное закрепление. БК РФ устанавливает не только общие положения о формировании доходов бюджетов, вне зависимости от их уровня в бюджетной системе, но и регламентирует доходы отдельных видов бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и НК РФ. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.

К неналоговым доходам БК РФ относит такие доходы, которые по ранее действующему законодательству имели режим «внебюджетных средств». Так, к неналоговым доходам в соответствии с ст. 41 БК РФ относятся:

- доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

- доходы от продажи  или иного возмездного отчуждения  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

- доходы от платных  услуг, оказываемых соответствующими  органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления; средства, полученные в результате применения  мер гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности, в  том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные  в возмещение вреда, причиненного  Российской Федерации, субъектам  РФ, муниципальным образованиям, и  иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой  помощи и бюджетных ссуд, полученных  от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 42 БК РФ в доходах бюджетов учитываются следующие средства, полученные от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

- средства, получаемые в  виде арендной либо иной платы  за сдачу во временное владение  и пользование или во временное  пользование имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности;

- средства, получаемые в  виде процентов по остаткам  бюджетных средств на счетах  в кредитных организациях;

- средства, получаемые от  передачи имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности, под залог, в доверительное  управление;

- средства от возврата  государственных кредитов, бюджетных  кредитов и бюджетных ссуд, в  том числе средства, получаемые  от продажи имущества и другого  обеспечения, переданного получателями  бюджетных кредитов, бюджетных ссуд  и государственных или муниципальных  гарантий соответствующим органам  исполнительной власти в качестве  обеспечения обязательств по  бюджетным кредитам, бюджетным ссудам  и государственным или муниципальным  гарантиям;

- плата за пользование  бюджетными средствами, предоставленными  другим бюджетам, иностранным государствам  или юридическим лицам на возвратной  и платной основах;

- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных  товариществ и обществ, или дивидендов  по акциям, принадлежащим Российской  Федерации, субъектам Российской  Федерации или муниципальным  образованиям;

- часть прибыли государственных  и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей;

- другие предусмотренные  законодательством Российской Федерации  доходы от использования имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности.

БК РФ закрепляет ранее известное бюджетному законодательству деление доходов бюджетов, вне зависимости от их уровня в бюджетной системе, на собственные доходы бюджетов и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов - это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации. К ним относятся:

- налоговые доходы, закрепленные  за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных  фондов законодательством РФ;

- неналоговые доходы, а  также безвозмездные перечисления.

При этом БК РФ закрепляет положение о том, что финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, несмотря на необходимость осуществления учета в доходах того бюджета, который является получателем финансовой помощи в форме дотаций, субвенций, субсидий или иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

В соответствии со ст. 48 БК РФ регулирующие доходы бюджетов - это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

1) собственные налоговые  доходы, федерального бюджета, за  исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих  доходов бюджетам других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации.

В ст. 50 БК РФ закрепляются два вида налоговых доходов федерального бюджета:

- таможенные пошлины, таможенные  сборы и иные платежи;

- государственная пошлина  в соответствии с законодательством  РФ;

2) собственные неналоговые  доходы, которые формируются в  соответствии с общими нормами  БК РФ, закрепляющими неналоговые  доходы бюджетов, вне зависимости  от их уровня в бюджетной  системе, в том числе:

- доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности, доходы от платных  услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов  государственной власти Российской  Федерации, - в полном объеме;

- доходы от продажи  имущества, находящегося в государственной  собственности, - в порядке и по  нормативам, которые установлены  федеральными законами и другими  нормативными правовыми актами  органов государственной власти  Российской Федерации;

- часть прибыли унитарных  предприятий, созданных Российской  Федерацией, остающейся после уплаты  налогов и иных обязательных  платежей, - в размерах, устанавливаемых  Правительством РФ.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

- прибыль ЦБ РФ - по  нормативам, установленным федеральными  законами;

- доходы от внешнеэкономической  деятельности;

- доходы от реализации  государственных запасов и резервов;

3) безвозмездные перечисления, которые могут поступать в  процессе исполнения федерального  бюджета, в том числе средства  по взаимным расчетам из бюджетов  субъектов Российской Федерации;

4) остаток средств федерального  бюджета на конец предыдущего  года.

Доходы бюджетов субъектов РФ в соответствии со ст. 55 БК РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов. Не учитываются доходы, передаваемые в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают также неналоговые доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Содержание и экономическая основа бюджетного процесса