Состав структура и динамика расходов Федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:15, реферат

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению Федерального бюджета, в частности состава и структуры его расходов за 2000-2010 гг., и их динамики. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
o раскрыть понятие и назначение бюджетных расходов;
o провести анализ расходов Федерального бюджета за 2000-2010 гг. и определить динамику;
o сделать выводы согласно проделанной работе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика бюджетных расходов …………………4
1.1. Понятие и социально – экономическое назначение бюджетных расходов…………………………………….………………………..4
1.2. Принципы осуществления расходов бюджета…………………….7
1.3. Классификация расходов бюджета с целью планирования и анализа………………………………………………………………10
Глава 2. Состав, структура и динамика расходов Федерального бюджета на 2000-2007 гг…………………………………………………14
2.1. Финансирование социально-культурных мероприятий…………...16
2.1.1. Расходы на здравоохранение………………………………………16
2.1.2. Расходы на образование……………………………………………18
2.1.3. Расходы на пенсионное обеспечение……………………………..19
2.1.4. Расходы на науку…………………………………………………...20
2.1.5. Расходы на культуру……………………………………………….20
2.2. Расходы на оборону страны и национальную безопасность………21
2.3. Расходы на международную деятельность и государственный долг………………………………………………………………………...25
2.4. Финансовая поддержка регионов…………………………………...27
2.5. Расходы на управление………………………………………………29
Глава 3. Состав, структура и динамика расходов Федерального бюджета на 2008-2010 гг…………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………..43
Список литературы……..………………………………………………...45

Файлы: 1 файл

Состав структура и динамика расходов Федерального бюджета.doc

— 505.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Общая характеристика бюджетных расходов …………………4

    1. Понятие и социально – экономическое назначение бюджетных расходов…………………………………….………………………..4
    2. Принципы осуществления расходов бюджета…………………….7
    3. Классификация расходов бюджета с целью планирования и анализа………………………………………………………………10

Глава 2. Состав, структура  и динамика расходов Федерального бюджета  на 2000-2007 гг…………………………………………………14

2.1. Финансирование социально-культурных  мероприятий…………...16

2.1.1. Расходы на здравоохранение………………………………………16

2.1.2. Расходы на образование……………………………………………18

2.1.3. Расходы на пенсионное  обеспечение……………………………..19

2.1.4. Расходы на науку…………………………………………………...20

2.1.5. Расходы на культуру……………………………………………….20

2.2. Расходы на оборону страны и национальную безопасность………21

2.3. Расходы на международную  деятельность и государственный  долг………………………………………………………………………...25

2.4. Финансовая поддержка  регионов…………………………………...27

2.5. Расходы на управление………………………………………………29

Глава 3. Состав, структура и динамика расходов Федерального бюджета на 2008-2010 гг…………………………………………………33

Заключение………………………………………………………………..43

Список литературы……..………………………………………………...45

 

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, главным звеном которого является бюджет.

Благодаря бюджету государство  имеет возможность сосредотачивать  финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в  качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Актуальность данной темы очевидна. Несомненно, расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.

На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, таких как: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению Федерального бюджета, в частности состава и структуры его расходов за 2000-2010 гг., и их динамики. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:

  • раскрыть понятие и назначение бюджетных расходов;
  • провести анализ расходов Федерального бюджета за 2000-2010 гг. и определить динамику;
  • сделать выводы согласно проделанной работе.

 

Глава 1. Общая характеристика бюджетных  расходов

1.1. Понятие и социально-экономическое  назначение бюджетных расходов 

Специфика расходов бюджета государства и входящих в его состав общественно-территориальных образований заключается в том, что на них возлагается первоочередная нагрузка по финансированию задач и функций государства, мероприятий, отражающих его политику в различных сферах общественной жизнедеятельности. Поэтому расходы бюджета есть денежные средства, идущие на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. По экономическому содержанию расходы бюджета представляют собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическим лицами, между органами государственной власти и местного самоуправления в связи с распределением и использованием бюджетных фондов различных уровней. Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы расходов бюджета увеличиваются темпами, превышающими темпы роста ВНП. Расходная часть охватывает всю экономику в связи с тем, что государство должно учитывать экономические интересы общества. Ежегодно структура бюджетных расходов устанавливается в бюджетном плане и определяется экономической ситуацией в стране и общественными приоритетами. Расходы бюджета связаны с функциями государства по управлению общественным развитием, через них оказывается воздействие на экономическое и социальное состояние общества. Поэтому структура расходов, особенно консолидированного и федерального бюджетов, отражает структуру государственного управления. На величину, а такжеструктуру расходов бюджета влияют множество факторов таких, как внешняя и внутренняя политика государства, государственное устройство, благосостояние населения, общий уровень развития экономики, доля государственного сектора в экономике и т.д. Их сочетание определяет систему бюджетных расходов государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как национальная оборона и содержание государственного аппарата; финансирование хозяйства; финансовое обеспечение социальной инфраструктуры (здравоохранение, социальное обеспечение, просвещение, наука и т.д.); выплата процентов по государственному долгу.

Также через бюджет осуществляется процесс перераспределения денежных средств по уровням бюджетной  системы посредством субвенций, субсидий, дотаций и бюджетных  ссуд. Расходы бюджета носят безвозвратный  характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Нельзя не отметить, что расходы бюджета любого уровня осуществляются за счет средств, уплачиваемых налогоплательщиками и, следовательно, государство несет перед ними ответственность за выполнение определенных функциональных обязательств. Расходы находятся в органической взаимосвязи с доходами бюджетной системы.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ бюджетные ассигнования могут предоставляться на:

• оказание государственных (муниципальных) услуг;

• социальное обеспечение  населения;

• предоставление бюджетных  инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

• предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;

• предоставление межбюджетных трансфертов;

• предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

• обслуживание государственного (муниципального) долга;

• исполнение судебных актов.

Государственный контракт – договор, заключенный органом  государственной власти, бюджетным  учреждением, уполномоченным органом  или организацией от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации с юридическими и физическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, которые предусмотрены в рамках бюджета. Государственные контракты размещаются на конкурсной основе.

Субсидии - бюджетные  средства, предоставляемые юридическим  и физическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов в рамках бюджетной системы.

На основе долгосрочныхцелевых  программ и соответствующих нормативных  актов из бюджета осуществляются ассигнования в форме бюджетных  инвестиций, направляемые на создание или увеличение за счетбюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Они могут направляться не только государственным предприятиям, но и другим юридическим лицам на определенных условиях. Бюджетный кредит предоставляется на договорной основе юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями или бюджетными учреждениями, при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита. Способами обеспечения обязательств по возврату бюджетного кредита служат: поручительства; банковские гарантии; залог имущества; залог акций, ценных бумаг и т. д. Обязательными условиями предоставления банковского кредита являются проведение предварительной проверки финансового состояния получателя кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом; 100% оплата гарантий, поручительства или залогового фонда; проверка целевого использования кредита. Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Платежи за счет средств бюджетного кредита осуществляются заемщиком самостоятельно. В соответствии с целями его получения с подтверждением соответствующих документов.

 

1.2. Принципы осуществления  расходов бюджета 

Принципы осуществления  расходов бюджета можно разграничить на две группы: экономические и правовые. Выделение первой группы связано с тем, что расходы бюджета представляют собой распределяющиеся в централизованном порядке денежные средства, в определенной степени служащие выражением экономической роли государства. Финансово-правовые принципы осуществления расходов бюджета - это «те требования, которым должно соответствовать выделение средств из бюджета государства (муниципальных образований) в режиме расходования, включающие как нормативно закрепленные положения относительно бюджетного процесса и функционирования бюджетной системы в целом, так и экономические характеристики затрат, которые в идеале должны получить отражение в правовых нормах ».

Среди принципов, подчиняющих  расходование средств бюджета государства и муниципальных образований, можно выделить следующие группы:

а) принципы осуществления  бюджетных расходов, соответствующие  принципам бюджетной системы  в целом:

• разграничение расходов между уровнями бюджетной системы;

• адресный и целевой характер бюджетных средств;

• эффективность и  экономность использования бюджетных  средств;

• общее (совокупное) покрытие расходов;

• сбалансированность бюджета;

• полнота отражения  расходов бюджетов;

• достоверность бюджета;

• гласность и др. (ст. 28 Бюджетного кодекса РФ);

б) принципы осуществления  бюджетных расходов, вытекающие из правовых норм, прямо или косвенно связанных с нормативным воздействием на сферу бюджетных отношений:

• принцип «дополнительности»;

• результативность расходов бюджетов;

• своевременность финансирования расходов бюджетов;

в) принципы осуществления  бюджетных расходов, следующие из сущности затрат государства, но непосредственно  в праве не закрепленные:

• законность;

• публичность;

• обязательность;

• рациональность.

Рассмотрим подробнее  отдельные принципы осуществления  расходов бюджета государства (муниципальных  образований). Прежде следует уделить  внимание тем принципам расходов бюджета, которые производны от принципов  бюджетной системы государства.

1. Осуществление расходов обуславливается их разграничением между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации - федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами (ст. 30 Бюджетного кодекса РФ), т.е. закрепления на долговременной основе расходов (в соответствии с возложенными на органы власти и управления полномочиями) за органами государственной власти федерации, субъектов федерации, органами местного самоуправления. В качестве критерия разграничения расходов можно привести принцип «дополнительности» - возложение на органы власти каждого уровня такого объема расходных полномочий, который они в состоянии выполнить.

2. Принцип адресности  и целевого характера бюджетных  средств означает, что расходование  средств бюджета преследует реализацию определенных целей: бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей, что отраже¬но в бюджетной росписи.

Публичность расходов бюджета  заключается в том, что они представляют собой не просто денежные ассигнования, а финансирование деятельности государства и муниципальных образований в лице органов власти и управления, бюджетных учреждений, нацеленное на реализацию задач и функций государства. Содержание принципа адресности и целевого характера бюджетных средств и принципа публичности позволяет судить о важности соблюдения подразумеваемых ими требований для эффективного функционирования бюджетной сферы, а значит, о необходимости формирования режима подконтрольности распределения бюджета.

3. Принцип эффективности  и экономности означает, что при  составлении и исполнении бюджетов  уполномоченные органы и получатели  бюджетных средств должны исходить  из необходимости достижения  заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Иными словами, исполнение расходов бюджета подразумевает направление материальных ресурсов на наиболее значимые мероприятия в действительно требующихся объемах, рациональность использования бюджетных средств.

Рациональность расходования средств бюджета прослеживается в конечных результатах финансирования («результативность» расходов).

4. Расходование бюджетных  средств следует также подчинять принципу сбалансированности бюджета: объем предусмотренных бюджетами расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита.

5. Принцип полноты  отражения расходов бюджетов означает, что все расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме (ст. 32 БК РФ). Закрепление и реализация указанного принципа служат гарантией подконтрольности распределения бюджета, являются примером формы реализации контрольной функции финансов на конкретном их участке - бюджетной системе.

6. Принцип достоверности  бюджета означает надежность  показателей прогноза социально-экономического  развития территории и реалистичность  расчета доходов и расходов  бюджета (ст. 37 БК РФ). Сущность данного принципа применительно к расходованию бюджетных средств подразумевает соответствие планируемых затрат действительно необходимым для развития общественно-территориальных образований мероприятиям, расчету и закреплению расходов в соответствии с их реальными финансовыми возможностями.

Информация о работе Состав структура и динамика расходов Федерального бюджета