Состав структура и динамика расходов Федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:15, реферат

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению Федерального бюджета, в частности состава и структуры его расходов за 2000-2010 гг., и их динамики. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
o раскрыть понятие и назначение бюджетных расходов;
o провести анализ расходов Федерального бюджета за 2000-2010 гг. и определить динамику;
o сделать выводы согласно проделанной работе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика бюджетных расходов …………………4
1.1. Понятие и социально – экономическое назначение бюджетных расходов…………………………………….………………………..4
1.2. Принципы осуществления расходов бюджета…………………….7
1.3. Классификация расходов бюджета с целью планирования и анализа………………………………………………………………10
Глава 2. Состав, структура и динамика расходов Федерального бюджета на 2000-2007 гг…………………………………………………14
2.1. Финансирование социально-культурных мероприятий…………...16
2.1.1. Расходы на здравоохранение………………………………………16
2.1.2. Расходы на образование……………………………………………18
2.1.3. Расходы на пенсионное обеспечение……………………………..19
2.1.4. Расходы на науку…………………………………………………...20
2.1.5. Расходы на культуру……………………………………………….20
2.2. Расходы на оборону страны и национальную безопасность………21
2.3. Расходы на международную деятельность и государственный долг………………………………………………………………………...25
2.4. Финансовая поддержка регионов…………………………………...27
2.5. Расходы на управление………………………………………………29
Глава 3. Состав, структура и динамика расходов Федерального бюджета на 2008-2010 гг…………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………..43
Список литературы……..………………………………………………...45

Файлы: 1 файл

Состав структура и динамика расходов Федерального бюджета.doc

— 505.00 Кб (Скачать файл)

 

Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2008 году доля расходования этих средств  составляет 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем  году (2009) он снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2008 году.

Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу  «Межбюджетные трансферты» характеризуются  следующими данными:

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

2008 г

2009 г

2010 г

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

Всего:

2 281,56

100,00%

2 423,12

100,00%

2 720,97

100,00%

Дотации бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований

375,54

16,46%

392,67

16,21%

411,07

15,11%

Субсидии бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)

317,19

13,90%

300,74

12,41%

234,25

8,61%

Субвенции бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований

163,74

7,18%

175,97

7,26%

191,01

7,02%

Иные межбюджетные трансферты

69,75

3,06%

37,83

1,56%

43,86

1,61%

Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов

1 355,34

59,40%

1 515,90

62,56%

1 840,79

67,65%


 

Основную долю в этом разделе занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д. В целом свидетельствует об увеличении расходования этих средств самого раздела.

Что характерно следующих 4-х подразделов,  то они уменьшаются. Это говорит о том, что государство пытается сократить участие в финансировании субъектов РФ. Чтобы они находили источники средств для сбалансированности их бюджетов, для осуществления федеральных целевых программ, тем самым сокращая долю участия в финансировании.

Вторым разделом, доля которого составляет 12,61% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется, что в 2010 году сумма расходов составит 963,10 млрд. руб., что значительно увеличился по отношению к запланированному в 2008 году на  134,32 млрд. руб.. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов  и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.

Национальная  экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. Прогнозируется, что в 2008 году сумма составит 702,32 млрд. руб., в 2010 он снизится до 528,55 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 4,16%.

К этому  разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической  деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Основное место в  их структуре занимают бюджетные  ассигнования на транспорт, воспроизводство  минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство  и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

Данный показатель по прогнозу сейчас находится на 3 месте, то уже в 2010 он займет пятое место.

В 2010 году произойдут изменения  доли расходов в процентном соотношении  от общего объема расходов. Неизменными лидерами остаются межбюджетные трансферты и общегосударственные вопросы на 3 месте  будет национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на 4 месте национальная оборона.

Оба эти раздела наращивают финансирование. Рассмотрим ниже диаграммы. Мы видим, что такой показатель, как национальная оборона (он отмечен ярко голубым цветом) имеет динамику роста, с 2008 года по 2010 год прогнозируется увеличение в сумме 87,09 млрд. руб.. А прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 171,61 млрд.руб. в 1,5 раза к 2008 году. В процентном соотношении происходят колебания, сначала он возрастает, потом падает. Это связано, как суммой всего расходов, так и с распределением средств по разделам.

 

 
 

 

Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем  объеме расходов, является образование, в 2008 году составит 4,68 %.  В динамике этот показатель падает,  к 2009 году  он снизится на 0,47 %. В денежном выражении  это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной  платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

Раздел социальная  политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Этот показатель наращивает свой потенциал,  спрогнозировано, что в 2008 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 270,86 млрд. руб., к 2010 году эта сумма увеличится на 125,68 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций. Рассмотрим ниже структуру этого раздела, основное место занимают бюджетные ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение.

Подразделы

Бюджет

2008

2009

2010

Пенсионное обеспечение

80,3

81,7

80,6

Социальное обслуживание населения

1,5

1,3

1,3

Социальное обеспечение  населения

17,8

16,7

17,8

Прикладные научные  исследования в области социальной политики

 

0,1

 

0,0

 

0,0

Другие вопросы в  области социальной политики

 

0,4

 

0,3

 

0,3

Итого по разделу 

100,0

100,0

100,0


 

Доля пенсионного обеспечения  составляет 80%  в общем объеме данного раздела.  В соответствии с этой таблицей показатель колеблется, в 2009 году он увеличивается на 1,4 %, а в 2010 снизится на 0,9% . По данному разделу осуществляется исполнение расходных обязательств Российской Федерации по пенсионному обеспечению "военных" пенсионеров и судей. Это связанно непосредственно с увеличением пенсий,  ростом численности пенсионеров,   увеличение расходов на выплату ежемесячного пожизненного содержания судьям и ежемесячной надбавки к заработной плате.

Согласно выше сказанному,  доля социального обеспечения занимает 17%. Ассигнования данного подраздела направляются на выплату пособий по уходу за ребенком, выплату компенсации безработным гражданам, обеспечение инвалидов транспортными средствами и другие. Также в составе данного подраздела предусматриваются ассигнования на реализацию основных мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Здравоохранение и спорт  – это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е.  с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.

Прогнозируется, что в 2008 году объем расходов по данному разделу составит 211,69 млрд. руб., в 2009 году произойдет увеличение на 15,8%, а в 2010 году на 39,5% .

В соответствии с бюджетной  устройством РФ, за каждым уровнем  бюджетной системы закреплены полномочия за федеральными    органами –  оказание специализированной медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях, а также содержанию сборных команд Российской Федерации и их подготовке к спортивным соревнования, олимпиадам.

 За органами государственной  власти субъектов РФ – оказание   специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях, организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта.

К полномочиям органов  местного самоуправления отнесены вопросы организации оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, а также  обеспечения условий для развития на территории районов, поселений и городских округов физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Основные направления  финансирования «Здравоохранения»: повышение  заработной платы медицинским работникам, оснащение поликлиник, больниц -  мед. учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». «Спорт и физкультура» -проведение спортивных мероприятий и соревнований, содержание центров спортивной подготовки, реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы».

Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,3% в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды.

(1) В 2008 году объем  расходов по этому подразделу  составит 83,81 млрд. руб., к 2010 году  это показатель снизится на 22%, и в относительном выражении  уменьшится от 1,28 до 0,84%. Сокращение объема и доли расходов, предусматриваемых на культуру, кинематографию и средства массовой информации, обусловлены уменьшением ассигнований, направляемых на проведении разовых мероприятий в сфере культуры и средств массовой информации, а также сокращением в 2009-2010 годах бюджетных ассигнований в рамках программы государственных внешних заимствований Российской Федерации.

(2) Доля этого показателя  не значительна, сумма расходов  в 2009 году 56,29 млрд. руб., к 2008 году  показатель вырос на 1,73 млрд. руб., а к 2010 году снизился на 4,43 млрд. руб. Основные полномочия в сфере жилищно–коммунального хозяйства относятся к сфере ведения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

(3) Объем расходов данного   раздела, в динамике нам показывает увеличение. В 2008 году сумма составила 9,33 млрд. руб., а в 2010 году произойдет увеличение на 17%. Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на гидрометеорологию и мониторинг окружающей среды.

Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2009 и 2010 году появилась новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода. Из таблицы мы видим, что эти показатели и рассчитаны с учетом выше сказанного. Но  увеличение этого показателя может произойти при одном условии ст.213 БК РФ гласит о том, что «в случае увеличения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), указанное увеличение относится на сокращение дефицита федерального бюджета… и на  соответствующее увеличение условно утвержденных расходов»

Информация о работе Состав структура и динамика расходов Федерального бюджета