Состояние и основные направления реформирования финансов здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - это исследование модели финансирования здравоохранения и экономического взаимодействия между субъектами здравоохранения с целью эффективного использования ресурсов.
Поставленная цель работы обеспечена поэтапной реализацией следующих системных задач:
- анализ понятий и сущности системы финансирования отрасли здравоохранения;
- выявление специфики финансирования здравоохранения в финансовой системе государства;
- анализ направлений совершенствования финансирования системы здравоохранения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
Система финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации……………………………………………………………….……..5
Состояние и основные направления реформирования финансов здравоохранения…………………………………………………………...………9
Проблемы и пути совершенствования финансирования здравоохранения в Российской Федерации……………………………………...……..16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………………………………...…22

Файлы: 1 файл

Гос и мун. финансы.docx

— 85.35 Кб (Скачать файл)

Основной объем полномочий, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную медицинскую помощь, переносится на уровень субъекта РФ. Совершенствование правового положения государственных (муниципальных) медицинских учреждений (автономные, казенные, бюджетные учреждения нового типа) обусловливает изменение порядка их финансирования (субсидии, выделяемые под конкретные государственные задания). Тем самым государство переходит к конкурентной модели, в которой лидирующую позицию занимают пациент и качество оказываемой медицинской помощи.

Система обязательного медицинского страхования должна стать системой, объединяющей все функции и механизмы здравоохранения, способной решать задачи по формированию определенных условий функционирования отрасли, таких как:

- сбалансированность территориальной  программы оказания населению  бесплатной медицинской помощи  по стоимости и расходным обязательствам;

- одноканальное финансирование  медицинских организаций в системе  ОМС; - персонифицированный учет  населения на уровне фондодержателей в соответствии с базой данных застрахованных;

- автономизация амбулаторно-поликлинического  звена (разделение поликлиник и стационаров на разные юридические лица).

Сегодня бюджетно-сметная модель финансирования учреждений здравоохранения малоэффективна и не дает ожидаемых результатов, что естественно, требует реформирования. Без решения вопроса необходимого финансирования для обеспечения базовых государственных гарантий, основанных на федеральных стандартах медицинской помощи, невозможно обеспечение существенного роста качества и доступности медицинской помощи.

Финансовое обеспечение базовых государственных гарантий должно не только покрывать расходы лечебно-профилактических учреждений, в том числе и на достойную заработную плату, но и обеспечивать стабильное развитие всей отрасли. То есть, чтобы добиться качества и объема работ от медработников, призывая постоянно их к долгу, необходимо создать условия для выполнения их обязанностей и обеспечить соответствующей оплатой труда.

Таким образом, очень важным моментом является усиление профессиональной и экономической мотивации медицинских работников к повышению качества и эффективности медицинской помощи.

Переход к одноканальному финансированию ЛПУ через территориальные фонды ОМС необходимо проводить не поэтапно, а одномоментно и при непременном условии – это бездефицитность территориальных программ госгарантий. Такая система финансирования по расширенному тарифу позволяет главным врачам маневрировать заработанными за оказанную медицинскую помощь средствами, и, в случае необходимости, направлять их на наиболее приоритетные статьи расходов, включая ремонт оборудования, закупку оборудования, повышение квалификации медицинских работников.

Также преимущественно одноканальное финансирование ОМС позволяет оптимизировать организацию медицинской помощи и развивать приоритетные направления: совершенствовать амбулаторно-поликлиническую помощь, оказание медицинской помощи по принципу врача общей практики, внедрять оплату медицинской помощи по законченному случаю.

Таким образом, внедрение преимущественно одноканальной системы финансирования приводит к включению механизма экономической заинтересованности в расширении ресурсосберегающих технологий и рациональном использовании имеющихся финансовых средств.

В качестве фондодержателей средств ОМС при новой схеме финансирования выступают ЛПУ, оказывающие первичную медико-санитарную помощь - поликлиника, офис врача общей практики, комплекс поликлиника - стационар. Допуск к работе в системе ОМС и фондодержанию осуществляется вне зависимости от формы собственности и ведомственной подчиненности. Первичное закрепление за фондодержателем происходит по участковому принципу, а плановые госпитализации и консультации - по направлению фондодержателя. Среди важных преимуществ такого принципа работы - право выбора врача и лечебного учреждения, соответствие расходов полученным доходам, внедрение оплаты лечения в стационаре за законченный случай стационарного лечения.

Одноканальное подушевое финансирование - это нацеленность системы здравоохранения на охрану здоровья, создание рынка медицинских услуг с конкурентной средой, мотивация лечебных учреждений и медицинских работников к усилению профилактической направленности работы, повышению качества услуг и интенсивности лечения, сокращению издержек, оптимизации структуры и штатов. В конечном итоге это направлено на повышение качества медицинских услуг и эффективность использования ресурсов здравоохранения.

Вопрос формирования конкурентной среды в сфере медицинского обеспечения граждан напрямую связан с переходом на полный тариф. Сегодня через тариф ОМС лечебным учреждениям компенсируются фактически только расходы на заработную плату и на расходные материалы. Естественно, частная медицина не может работать на этих условиях. У частных клиник есть еще расходы на коммунальные услуги, на текущие ремонты и так далее. Естественно, при переходе на полный тариф расширятся и возможности участия в системе здравоохранение медицинских учреждений различных форм собственности.

Согласно существующим нормативным документам по порядку финансовых расчетов между территориальными фондами обязательного медицинского страхования за медицинскую помощь в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, оказанную за пределами страхования, оплата медицинской помощи в пределах базовой программы ОМС производится по тарифам, действующим на территории, где пролечился пациент, в результате чего территориальные фонды субъектов Российской Федерации испытывают определенные сложности при осуществлении межтерриториальных расчетов. Сегодня разрабатываются единые тарифы и единый порядок оплаты медицинских услуг для межтерриториальных расчетов с применением коэффициентов удорожания условной единицы бюджетной услуги на каждой территории. Устанавливается определенный срок оплаты для расчета – 25 дней – за оказанную медицинскую помощь вне региона проживания. У медицинских учреждений появилась гарантия того, что помощь, оказанная иногороднему гражданину, будет оплачена.

В состав базового тарифа включаются расходы по 5-ти статьям затрат: заработная плата с начислениями, медикаменты, питание и мягкий инвентарь. Базовый тариф применяют для расчетов все медицинские организации, участвующие в реализации Территориальной программы ОМС. В состав тарифа на текущее содержание лечебно-профилактических учреждений включаются расходы по статьям классификации расходов бюджетов Российской Федерации, связанные с обеспечением текущей деятельности учреждений, за исключением расходов на коммунальные услуги, затрат, требующих серьезных инвестиций, а также расходов по уплате налогов на имущество и землю.

Тарифы на текущее содержание ЛПУ рассчитаны исходя из средств, передаваемых в бюджет ТФ ОМС из областного бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в соответствии с заключенными соглашениями о совместной деятельности. Администраторами платежей за неработающее население остаются ТФОМС, причем законодательно устанавливается минимальный размер платежа. Подписано соглашение между Федеральным фондом ОМС и Пенсионным фондом Российской Федерации, которым утвержден механизм взаимодействия между ними. Ежеквартально ТФОМС получают данные расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в фонды ОМС их плательщиками, реестры зарегистрированных в ОПФР страхователей, ежегодно - данные расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в ФОМС и ТФОМС.

Таким образом, одноканальное финансирование обладает рядом преимуществ. Во-первых, оно обеспечивает финансирование всей медицинской помощи в полном объеме с учетом реальных затрат, что приводит к изменению структуры и качества самой медицинской помощи. Во-вторых, одноканальное финансирование нацелено на обеспечение принципа экстерриториальности, т.е. доступности медицинских услуг для всех граждан РФ независимо от места жительства. Экстерриториальность и равнодоступность медицинской помощи при переходе на одноканальное финансирование будут обеспечиваться введением единых федеральных стандартов оказания стационарной медицинской помощи и подушевого финансирования амбулаторно-поликлинической медицинской помощи. В-третьих, переход на одноканальное финансирование повышает эффективность расходования бюджетных средств в системе здравоохранения.

Таким образом, внедряется принцип "деньги идут за пациентом", который подтолкнёт лечебные учреждения к повышению качества медицинской помощи и структурной эффективности здравоохранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и пути совершенствования финансирования здравоохранения в Российской Федерации

Тема реформ в России остается актуальной на протяжении двух последних десятилетий. Вступая в XXI век, государство продолжает реорганизацию и реформирование во многих экономических и социальных отраслях, что вызывает социальные изменения и преобразования. На сегодняшний день проблемы финансирования здравоохранения в стране являются самыми острыми в системе финансового обеспечения социальной защиты.

Проведенный анализ современного состояния системы финансового обеспечения здравоохранения позволил выявить факторы, сдерживающие ее развитие.

Система здравоохранения по-прежнему характеризуется дефицитом финансовых ресурсов; низкой материально-техническая базой учреждений здравоохранения; высоким уровнем госпитализации населения. Проведенные преобразования (увеличение амбулаторной помощи и снижение объемов стационарной) нельзя однозначно оценить как положительные, так как замена стационаров амбулаторными учреждениями не позволяет населению получить в полной мере необходимую медицинскую помощь и не обеспечивает равнодоступность бесплатной помощи каждому члену общества. Реструктуризация системы здравоохранения была обусловлена, прежде всего, недостаточностью финансовых ресурсов.

Для бюджетного финансирования здравоохранения характерно расширение источников финансирования с учетом их целевого назначения внутри государственных фондов. Наибольшее бремя расходов на финансирование медицинской помощи приходится на местные бюджеты. Однако в последние годы наблюдаются некоторые изменения в соотношении источников финансирования здравоохранения за счет бюджетов различных уровней в частности, увеличение активности федерального бюджета в финансировании социальных услуг посредством реализации национального проекта "Здоровье".

Таким образом, исследование действующей системы финансового обеспечения здравоохранения позволило определить основные факторы, сдерживающие ее развитие в условиях реформирования отечественного здравоохранения и сгруппировать их следующим образом:

1) факторы, выделяемые на  уровне государственного управления  отраслью;

2) факторы, связанные с  функционированием обязательного  и добровольного медицинского страхования;

3) факторы, касающиеся деятельности  медицинских учреждений.

В первой группе факторами являются:

- приоритетное государственное  финансирование здравоохранения  при неэффективном использовании  выделяемых ресурсов (ограниченность  финансовых ресурсов отрасли);

- несбалансированность целей  в программах государственных  гарантий предоставления гражданам  бесплатной медицинской помощи  с их финансовым обеспечением;

- коммерциализация здравоохранения, формирующая неравенство в сфере  здравоохранения и укореняющая  практику неформальных платежей;

- рост участия населения (неконтролируемый) в финансировании  здравоохранения и слабый контроль за расходованием денежных средств;

- недостаточная координация  деятельности различных субъектов  финансирования и управления здравоохранением, ограниченные возможности для сглаживания условий финансирования по субъектам Российской Федерации

Ко второй группе факторов можно отнести:

- хроническое недофинансирование  системы обязательного медицинского страхования, связанное с платежами органов исполнительной власти за неработающее население;

- трудности в определении  стоимости медицинских услуг  в связи с отсутствием единой методики расчета тарифов;

- недостаточное развитие  системы добровольного медицинского  страхования в условиях реформирования отечественного здравоохранения;

- отсутствие действенных  механизмов, побуждающих медицинские  организации и страховые компании к повышению эффективности использования денежных средств

В третьей группе можно выделить:

- несовершенство системы  финансирования лечебно-профилактических  учреждений;

- низкий уровень материально-технической  базы медицинских учреждений;

- наличие условий воспроизводства  затратного типа хозяйствования  на уровне медицинских организаций (отсутствие у них стимулов  к повышению эффективности использования  финансовых и материальных ресурсов);

- низкий уровень оплаты  труда медицинских работников  в условиях реформирования системы  финансового обеспечения здравоохранения.

Следовательно, главной характеристикой системы финансирования отечественного здравоохранения в последние годы является его дефицит. Хроническое недофинансирование касается всех без исключения сторон деятельности лечебно-профилактических учреждений. Выявленные факторы могут быть использованы для принятия обоснованных решений государственными органами исполнительной власти в сфере финансирования отрасли.

Необходимо дальнейшее реформирование систем функционирования и финансирования здравоохранения с привлечением механизма медицинского страхования, предусматривающего следующий порядок финансового взаимодействия субъектов в системе обязательного медицинского страхования (ОМС):

Информация о работе Состояние и основные направления реформирования финансов здравоохранения