Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:11, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать состояние и перспективы страховой деятельности в Российской Федерации. Объектом исследования является финансовая деятельность страховых компаний на российском рынке. Предмет исследования – особенности управления финансами страховой компании. Цель работы: - рассмотреть особенности управления финансами некоммерческих организаций. Задачи работы:
- рассмотреть основные теоретические положения о деятельности страховых компаний на российском рынке;
- выявить особенности и проблемы страховых компаний;
- определить перспективы деятельности российских страховых компаний.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Сущность страхования как экономической категории 5
1.2 Система правового обеспечения страховой деятельности 11
Выводы. 15
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ 17
2.1 Организационные основы страховой компании 17
2.2 Финансовые результаты деятельности страховой компании 25
2.3 Финансы страховой компании 30
Выводы. 37
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
2) предупредительная
(отражает экономическую
3) сберегательная
(выражается в потребности
4) контрольная
(страхование реализуется в
Нормативно-правовая база, регулирующая страховую деятельность в России, начала складываться с 1993 г. с вступлением в силу Закона РФ «О страховании». В настоящее время в стране сформирована система страхового законодательства, включающая нормы гражданского, административного, государственного, финансового и международного права. [19, с.63]
К основным нормам гражданского права, регламентирующего порядок заключения, действия и прекращения договоров страхования, права и обязанности сторон по договору страхования, порядок создания и ликвидации страховщиков, деятельности страховых посредников относятся:
1) Гражданский кодекс РФ, глава 48 которого, носящая название «Страхование», устанавливает основные положения, касающиеся проведения страховых операций. В ней определены возможные формы страхования, регламентируются порядок проведения обязательного страхования, ответственность за неосуществление обязательного страхования. Дается характеристика договоров имущественного и личного страхования, их подотраслей. Установлены основные требования, предъявляемые к страховым организациям. Охарактеризованы общие принципы проведения взаимного страхования и перестрахования.
Регламентированы принципы взаимоотношений сторон по договору страхования, права и обязанности страхователя, страховщика, других лиц, участвующих в страховании.
Установлены требования к форме договора страхования, дается характеристика его существенных условий. Определяется порядок заключения и случаи досрочного прекращения договоров страхования. Регулируются действия сторон при наступлении страховых случаев;
2) Федеральный
закон «Об организации
3) Кодекс торгового мореплавания от 30 апреля 1999 г., в главе XV которого регламентируются условия договора морского страхования;
4) Закон РФ
«О медицинском страховании
5) Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28 марта 1998 г.;
6) Указ Президента
РФ от 6 апреля 1994 г. «Об основных
направлениях государственной
7) Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. «О государственном обязательном страховании пассажиров».
К основным нормам административного права, регулирующего отношения между государством и участниками страхового рынка и являющегося базой для осуществления государственного надзора за деятельностью страховщиков, относятся: [19, с.64]
а) Федеральный
закон «Об организации
б) «Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации», утвержденные Приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г., в которых определен общий порядок получения юридическими лицами лицензий для проведения страховых операций;
в) «Положение о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации», утвержденное Приказом министра финансов РФ от 17 июля 2001 г., являющееся основным документом, регламентирующим порядок наложения санкций на страховые организации;
г) «Правила размещения страховщиками страховых резервов», утвержденные Приказом министра финансов РФ от 22 февраля 1999 г., в которых регламентируется порядок инвестирования страховщиками средств страховых резервов;
д) «Положение о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств», утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 2 ноября 2001 г., в котором установлен порядок расчета соотношения активов и обязательств страховщиков – основного нормативного показателя оценки финансового состояния страховых организаций.
К основным нормам финансового права, регламентирующего отношения по поводу уплаты налогов участниками страхового рынка, образования и использования страховых резервов и других финансовых фондов страховыми организациями, относятся следующие: [19, с.65]
1) Налоговый кодекс РФ;
2) Федеральный
закон «Об организации
3) «Правила формирования
страховых резервов по видам
страхования иным, чем страхование
жизни», утвержденные Приказом Росстрах
Следует отметить, что некоторые положения ГК РФ, которые были приняты в 1996 г., фактически дублировали отдельные главы и нормы Закона о страховом деле. Это обстоятельство потребовало внесения в Закон о страховом деле корректив для единообразного применения на практике элементов и терминов, существующих в страховом законодательстве. [5, с.51]
Подобного рода коррективы были внесены в Закон о страховом деле 31 декабря 1997 г. Закон претерпел существенные изменения, вплоть до изменения наименования; в настоящее время он называется: Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Но наиболее существенным изменением было исключение из Закона гл. 2, посвященной договору страхования, так как порядок заключения, исполнения и прекращение договора страхования сейчас регулируется гл. 48 ГК РФ.
Развитие страхового дела в Российской Федерации потребовало внести в Закон о страховом деле еще ряд дополнений и изменений, которые получили воплощение в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. и вступили в действие 17 января 2004 г. Так, в частности, изменения коснулись правового положения страховых посредников - агентов и брокеров.
Кроме того, закон ввел самостоятельный институт участника страховых отношений - страхового актуария. [5, с.52]
Кроме законов
в структуру нормативно-
- Указы Президента РФ;
- Постановление Правительства РФ;
- Ведомственные нормативные акты.
Для создания современного, цивилизованного страхового рынка необходимо совершенствование системы правового обеспечения страховой деятельности.
Действующий закон, как и действующая глава 48 ГК, не учитывает новых положений и требований, выдвигаемых современным страховым рынком, а также отраженных в законодательстве стран СНГ, ЕврАзЭС, Таможенного союза, Директивах Европейских Сообществ, регулирующих вопросы деятельности участников страхового дела, в стандартах Международной ассоциации страховых надзоров (IAIS), учредителем и членом которой Россия является с 1993 года.
В соответствии с Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страхование - это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. А страховой рынок представляет собой особую социально-экономическую структуру, объединяющую различных субъектов, которые преследуют свои специфические интересы и выполняют определенные функции.
Основной задачей страхования является повышения социальной защищённости населения, путём выплат денежных компенсаций в случае потери здоровья, жизни или трудоспособности, повышение объёма пенсий, а так же обеспечения населения качественным медицинским обслуживанием и многое другое. В свою очередь высокая социальная защищённость населения способствует стабилизации политической обстановки, что можно считать политической составляющей развития страхования.
Как экономическая
категория страхование
Страхование рассматривается не только как экономическая, но и как правовая категория, т. к. общественные отношения, возникающие при создании и использовании страхового фонда, опосредуются нормами права.
Страховые отношения в Российской Федерации регулируются Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и главой 48 (ч.2) Государственного Кодекса РФ.
В соответствии с Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» деятельность российских страховщиков разрешена только в статусе юридического лица в любой предусмотренной законодательством организационно-правовой форме при условии получения лицензии на осуществление страховой деятельности в установленном законом порядке. Страховщиками могут быть только юридические лица. Физические лица, даже зарегистрированные в качестве предпринимателей, не могут заниматься страхованием. Страховая организация создается именно для страховой деятельности, что должно быть зафиксировано в ее учредительных документах. Страховщикам запрещено заниматься производственной, торгово-сбытовой, банковской деятельностью. [17, с.159]
Страховая организация непременно должна получить лицензию на осуществление страховой деятельности в порядке, установленном федеральным законом и условиями лицензирования.
Страховые организации могут создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной российским законодательством, имеющей статус юридического лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ это:
• хозяйственные товарищества и общества;
• производственные кооперативы;
• государственные
и муниципальные унитарные
• некоммерческие организации.
Большинство страховых организаций в России (около 98%) функционирует в форме хозяйственных обществ: около 54% — закрытые акционерные общества, 20% — открытые акционерные общества, 24% — общества с ограниченной ответственностью. Остальные организационно-правовые формы (хозяйственные товарищества, унитарные предприятия и некоммерческие организации) представлены в весьма незначительных размерах. [17, с.160]
Страховые компании – это финансовые посредники, которые специализируются на предоставлении страховых услуг. Их деятельность состоит в формировании на основании договоров с юридическими и физическими лицами (через продажу страховых полисов) специальных денежных фондов, из которых осуществляются выплаты страхователям денежных средств в обусловленных размерах в случае наступления определенных событий (страховых случаев).
Функции страховой компании:
1) Защитная функция страхования. Эта группа функций обусловлена реализацией страховщиком функции страхования, связанной с предоставлением страховой защиты:
А. создание страхового фонда на микро - уровне в адекватном ей масштабе.
B. использование этого фонда на выплату страхового возмещения.
C. формирование страхового портфеля (т.е. предметы и объекты страхования + формирование денежного фонда для их покрытия).
2) Группа функций, связанных с тем, что страховая компания – субъект бизнеса и обеспечивает потребность учредителей в прибыли:
А. страховщик инвестирует страховой фонд с целью получения дохода;
B. определяет плату за страхование в форме цены.
С. проводит финансово-хозяйственную деятельность.
Принципиальной чертой организации страхового дела в современных условиях является его демонополизация. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» говорит о пресечении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке. Наряду с государственным страхованием возникло и развивается частное страхование.
На сегодняшний день основная часть страховых компаний – более 58% – относится к смешанной форме собственности, к частной – 36%, государственной – 5%, муниципальной и собственности общественных организаций – 1%. [29]
Информация о работе Состояние и перспективы деятельности страховых организаций на российском рынке