Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – определить состояние и роль пенсионного фонда. Также мне бы хотелось осветить наиболее острые проблемы, стоящие перед ним и возможные пути их решения.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
1) рассмотреть сущность Пенсионного фонда РФ;
2) изучить историю возникновения и развития пенсионного страхования в России;
3) определить сущность, роль и основные задачи Пенсионного фонда России;
4) охарактеризовать порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда;
5) изучить анализ формирования доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История возникновения и развития пенсионного страхования в России……………………………………………………………………………...5
Глава 2. Сущность, роль и основные задачи Пенсионного фонда России…………………………………………………………………………….12
Глава 3. Порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда……………………………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...28
Проблема состоит в разрыве общественного сознания и реалий экономической и социальной жизни страны. Например, до сих пор большинство населения считает, что пенсии финансирует государство, в то время как, начиная с 1991 года, государство перестало играть роль основного донора пенсионного обеспечения. Так, в период до 1991 года государство дотировало более чем на 70 % пенсионную систему из бюджетов, то сейчас эта доля составляет всего 6-8% от общего объема пенсионных выплат. Начиная с 1991 года основную финансовую нагрузку пенсионного обеспечения несут работодатели – около 90 % всех расходов. В итоге роль и функции всех субъектов пенсионных отношений кардинально изменились, однако совершенно не претерпела изменений распределительная функция системы. Размер пенсий не зависим от объема страховых платежей, и так называемая “уравниловка” не только сохранилась, но и приобрела ещё большие масштабы.
Глава 2. Сущность, роль и основные задачи Пенсионного фонда России.
Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. В соответствии с Положением Пенсионный фонд РФ подчинен Правительству РФ. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правовой основой ныне действующей в России пенсионной системы являются Конституция Российской Федерации; Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ; Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ; Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ.
Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
В основные задачи Пенсионного фонда РФ входят:
- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;
- организация работы
по взысканию с работодателей
и граждан, виновных в
- капитализация средств
ПФ РФ, а также привлечение
в него добровольных взносов
(в том числе валютных
- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
- межгосударственное
и международное
Основными задачами управления Пенсионного фонда в федеральном округе являются:
♦ координация и контроль за деятельность отделений Пенсионного фонда в федеральном округе;
♦ взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации;
♦ координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;
♦ взаимодействие с органами Федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщения сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда.
Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:
- денежные средства
фонда используются для
- формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
- страховые взносы в фонды
и взаимоотношения,
- на отношения, связанные с
исчислением, уплатой и
- денежные ресурсы фонда
Руководство Пенсионного фонда России
осуществляет Правление и его постоянно
действующий орган - Исполнительная дирекция.
Дирекции подчиняются отделения в республиках
в составе РФ, отделения в национально
- государственных и административно-
Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, Пенсионный фонд РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.
Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением трудовой пенсии. В России установлены следующие виды трудовых пенсий:
1) трудовая пенсия по старости (по возрасту);
2) трудовая пенсия по
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой части; страховой части; накопительной части.
Право на трудовую пенсию по старости имеют:
♦ мужчины, достигшие возраста 60 лет;
♦ женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Государственные пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие виды: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия. Установлены следующие размеры пенсий федеральным служащим за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости. За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального государственного служащего.
Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни. В настоящее время в России используется так называемая накопительная система пенсионного обеспечения. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.
Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.
Основные принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие:
а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;
б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих;
в) накопительная система
повышает норму сбережений в стране,
что очень важно для ускорения
экономического роста, тем более
что основной фактор, определяющий
низкий уровень пенсий в Российской
Федерации – состояние
Таким образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.
Глава 3. Порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда.
Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Большинство из них традиционны и совпадают с теми, которые были таковыми и в 2004 году. Но в их числе появились и новые обязательства федерального бюджета в связи с выпадающими доходами за счет сокращения единого социального налога и нарастающим дефицитом.
Установлен объем субвенций из федерального бюджета в сумме 74,67 млрд. рублей. Кроме того, бюджет переведет фонду 1,58 млрд. рублей на единовременную денежную выплату ветеранам войны в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне и 99,9 млрд. рублей — на финансирование ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам: ветеранам; инвалидам; гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний; Героям Советского Союза, Герои РФ, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы и др.
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов. Денежные средства Пенсионного фонда формируются за счет:
♦ страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
♦ страховых взносов иных категорий граждан;
♦ ассигнований из федерального и республиканского бюджетов РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям, пособий на детей старше 1,5 лет;
♦ добровольных взносов физических и юридических лиц.
С 1 января 2001года введен Единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды. Согласно этому Единому социальному налогу (страховому взносу) установлен страховой взнос в Пенсионный фонд: