Состояние и роль пенсионного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить состояние и роль пенсионного фонда. Также мне бы хотелось осветить наиболее острые проблемы, стоящие перед ним и возможные пути их решения.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
1) рассмотреть сущность Пенсионного фонда РФ;
2) изучить историю возникновения и развития пенсионного страхования в России;
3) определить сущность, роль и основные задачи Пенсионного фонда России;
4) охарактеризовать порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда;
5) изучить анализ формирования доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История возникновения и развития пенсионного страхования в России……………………………………………………………………………...5
Глава 2. Сущность, роль и основные задачи Пенсионного фонда России…………………………………………………………………………….12
Глава 3. Порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда……………………………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

а) для предприятий  и организаций — в размере 28%, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам;

б) для сельскохозяйственных предприятий, в том числе иностранных  граждан, лиц без гражданства, проживающих  на территории РФ, а также для  частных лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств — в размере 20,6% дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением;

в) для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения — в  размере 20,6% доходов, определяемых исходя из стоимости патента.

   По данным Пенсионного фонда России, на 1 августа 2004 года система обязательного пенсионного страхования России характеризовалась следующими основными показателями). Поступление средств на финансирование накопительной части трудовой пенсии в 2004 году составило 15 млрд. руб. Вторая составляющая пенсионной системы России — система негосударственного пенсионного обеспечения — по данным ФСФР, имела по состоянию на 01.10.2004 г. следующие характеристики На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд.

   Целями индивидуального учета являются:

♦ создание условий для  назначения пенсий в соответствии с  результатами труда каждого застрахованного лица;

♦ обеспечение достоверности  сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;

♦ создание условий для  контроля за уплатой страховых взносов  застрахованными лицами.

   На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство. Организации-работодатели представляют в органы Пенсионного фонда сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица. Сведения включаются в лицевой счет застрахованного лица.

   Налог, отчисляемый в федеральный бюджет, начисляется от налогооблагаемой базы и составляет для данной категории работников 9,6 процента. Налоговая база для индивидуальных предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных за налоговый период (один календарный год) как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

   Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1. Законодательство предусматривает для индивидуальных предпринимателей и другой режим налогообложения — в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Применение данной системы налогообложения имеет некоторые особенности при расчетах с ПФР. Однако независимо от формы налогообложения проблемы с пенсионным обеспечением у предпринимателей одни и те же.

   На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 78 процентов средств внебюджетных социальных фондов.

   Согласно статье НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются:

а) организации любых  организационно - правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы;

б) следующие категории  налогоплательщиков - работодателей - с суммой выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника; общественные организации инвалидов (в том числе  созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные  представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов; учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно - оздоровительных, физкультурно - спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

   Указанные в настоящем  подпункте льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.

в) налогоплательщики, указанные  в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 НК, являющиеся инвалидами I, II  или III группы, в части  доходов от их предпринимательской  деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100000 рублей в течение налогового периода.

   Поскольку перечисленные категории страхователей освобождены от уплаты единого социального налога, уплата страховых взносов в ПФ РФ для этих категорий страхователей не влечет применения налогового вычета. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной формах, независимо от источника их финансирования, в том числе с учетом штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы.

   При нарушении установленных сроков уплаты взносов (независимо от причин нарушения) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается отделением Пенсионного фонда РФ с начислением пеней. Срок исковой давности по взысканию с физических лиц недоимки, пени, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций составляет три года. Бесспорный порядок взыскания этих сумм с юридического лица может быть применен в течение шести лет с даты образования указанной недоимки.

   Среди поступлений в доходную часть бюджета Пенсионного фонда России подавляющую долю составляют страховые взносы (до 78%). В расходной части бюджета Пенсионного фонда на выплату пенсий населению приходится 90% (с доставкой и пересылкой пенсий).

Средства Пенсионного  фонда направляются на выплату:

  • государственных пенсий по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца;
  • пенсий по инвалидности;
  • пенсий военнослужащим;
  • компенсации пенсионерам;
  • материальной помощи престарелым и инвалидам;
  • пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита;
  • пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;
  • также в бюджете на 2006 год заложены средства на проведение индексации всех видов государственных пенсий.

  Часть средств Пенсионного фонда используется на капитальные вложения и проектные работы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы фонда, подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионного фонда, возврат краткосрочных ссуд и полученных от коммерческих банков кредитов. В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда. Пенсионный фонд РФ финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства Пенсионного фонда РФ могут быть вложены в ценные бумаги.

   Бюджет Пенсионного фонда РФ как основной документ, определяющий повседневную жизнь крупнейшего и наиболее общественно значимого финансового учреждения нашей страны, содержит много и других не менее важных для каждого пенсионера моментов. Но даже рассмотренные проблемы, бесспорно, близки и понятны не только пенсионерам, но и всем гражданам.

   Доходы Пенсионного фонда России в 2008 году выросли по сравнению с 2007 годом на 40,2 % и составили 2,73 трлн. рублей. Суммарный объем расходов в 2008 году составил 2,36 трлн. рублей. Суммарные доходы бюджета Фонда в 2009 году прогнозируются в сумме 3,3 трлн. рублей, суммарные расходы - в сумме 3,0 трлн. рублей, из них на исполнение публичных нормативных обязательств по выплате пенсий, пособий и социальных выплат будет направлено 2,9 трлн. рублей.

   В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе).

Сведения о  численности пенсионеров и средних  размерах их пенсий  
по состоянию на 1 марта 2009 года

 

Категории пенсионеров

Численность пенсионеров, тыс.человек  
на 1.03.2009

Средний размер пенсии, рублей  
на 1.03.2009

Всего пенсионеров

38650

4741

Получатели трудовых пенсий

35758

4842

из них:

   

по старости

30236

5104

по инвалидности

3839

3657

по случаю потери кормильца

1683

2841

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению

2892

3483

из них:

   

пенсии военнослужащих и их семей

64

4552

Социальные пенсии

2516

3260

Справочно:

   

Инвалиды вследствие военной травмы, получающие две пенсии

149

12257

Участники ВОВ, получающие две пенсии

344

12141

Вдовы военнослужащих, погибших в ВОВ, получающие две пенсии

37

9341

Родители погибших военнослужащих, получающие две пенсии

42

8566


 

   С 1 марта 2009 года базовая часть трудовой пенсии увеличилась на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произойдет увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой пенсии составит 2 562 рубля.  Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии будет повышена на 17,5%. А  1 августа 2009 года будет проведена ещё одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.

   Таким образом, в 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости,  а ее получают свыше 30 млн. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и будет составлять 5641 рубля. Размер социальной пенсии к концу года достигнет величины прожиточного минимума – это затронет 2,5 млн. россиян. "Все, что мы планировали в социальной сфере, все, что связано с повышением социальных пособий, пенсий - все будет исполняться", - сказал Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин, отвечая на вопросы граждан по поводу финансового кризиса и грядущими в связи с ним изменениями в жизни россиян. "Мы намерены все наши планы по повышению социальных пособий исполнить", - подчеркнул глава Правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   В данной курсовой работе было проведено краткое исследование состояния Пенсионного Фонда Российской Федерации.

   На данный момент Пенсионный фонд является финансовым источником для решения такой глобальной задачи, как сохранение части заработной платы работника, предназначенной для удовлетворения его потребностей на случай утраты трудоспособности из-за возраста. Для реализации поставленных перед ним задач, была введена обязательная уплата работодателем страховых взносов, а затем единого социального налога, сбор которого поручен налоговым органам.

   Таким образом, у хозяйствующих субъектов страны принудительно изымается значительная часть национального дохода, предназначенная для целей государственного социального страхования, и направляется в государственные социальные фонды, суммарный бюджет которых сопоставим с федеральным бюджетом государства. Фонд является самостоятельными финансовой организацией, ее денежные средства и имущество не подлежит отчуждению, однако являются собственностью государства. Фонд входят в бюджетную систему Российской Федерации, и финансовая сторона его деятельности регламентируется Бюджетным Кодексом РФ.

   В моей работе был подробно рассмотрен Пенсионный Фонд его цели и задачи, правовая база деятельности, структура и т.д. Особое внимание уделено анализу формирования доходной части бюджета фонда. Из каких источников он формируется, каков удельный вес каждого источника, их краткие характеристики. Не менее внимательно были рассмотрены и проанализированы расходные части бюджета фонда. Здесь были выявлены основные направления в расходовании средств, их удельный вес и значимость для фонда.

Информация о работе Состояние и роль пенсионного фонда