Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 19:08, курсовая работа
Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ деятельности Пенсионного фонда РФ, а также перспективы его развития. Исходя из цели, ставились и решались следующие задачи:
- изучить теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, рассмотреть задачи и функции Фонда;
- проанализировать источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда РФ;
- рассмотреть перспективы совершенствования Пенсионной системы РФ.
Введение …………………………………………………………………. стр. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования деятельности Пенсионного фонда РФ ………………………………………………………………… стр. 4
1.1. Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции ……………… стр. 4
1.2. Формирование и направления использования средств Пенсионного фонда РФ…………………………………………………………………. стр. 7
Глава 2. Оценка деятельности Пенсионного фонда за 2004-2006 г … стр. 10
2.1. Источники формирования средств Пенсионного фонда РФ по составу и структуре ………………………………………………………….. … стр. 10
2.2. Направление использования средств Пенсионного фонда по составу и структуре ………………………………………………………………. стр. 14
Глава 3. Совершенствование деятельности Пенсионного фонда РФ на перспективу …………………………………………………………… стр. 17
3.1. Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2007г……………. стр. 17
3.2. Перспективы развития пенсионной системы РФ ……………… стр. 24
Заключение ……………………………………………………………. стр. 29
Список используемой литературы…………………………………….стр. 31
Определим долю доходов Фонда за период с 2004г. по 2006г. в объеме ВВП за соответствующие годы. В 2004г. она составляла 5,96%, в 2005г. – 6,24%, а в 2006г. – 6,01%. Рассмотрим долю доходов Фонда в объеме ВВП в 2006г. по отношению к 2004 и 2005 годами. Данный показатель в 2006г. по сравнению с 2004г. увеличился на 0,05%, а 2006г. по отношению к 2005г. снизился на 0,23%. Наибольшая доля доходов Фонда в объеме ВВП была в 2005г., а наименьшая в 2004г. Доходов Пенсионного Фонда в 2004г. составили 1015,8 млрд. руб., а в 2005г они были равны 1349,6 млрд. руб. То есть доходы Фонда в 2005г. увеличились на 333,8 млрд. руб. В то время как ВВП увеличилось на 4572 млрд. руб. Бюджет Пенсионного фонда РФ является 2 по величине после федерального. Рассмотрим долю доходов Фонда в доходах Федерального бюджета. В 2004г. она составила 29,96%, в 2005г. – 26,33%, в 2006г. – 25,63%. Рассмотрим отношение доходов Фонда к доходам Федерального бюджета. Максимальное значение было отмечено в 2004, оно составило 29,62%, а минимальное в 2006г. (25,63%). В период с 2005г. по 2006г. наблюдается снижение данного показателя за счет увеличения доходов Федерального бюджета. Наибольшую долю в доходах Фонда за 2004г. составляет сумма страховые взносов и налоговых платежей, их величина составляет 932,5 млрд. руб. или 91,80%. Средства из Федерального бюджета образуют наибольшую долю в доходах Фонда на 2005г. Они равны 693,1 млрд. руб. или 51,36% от величины всех доходов. Средства из Федерального бюджета на 2006г. равны 788,0 млрд. руб. или 48,98% от величины доходов Фонда. Данный источник формирования дохода также является наибольшим. Наибольшая величина суммы страховых взносов и налоговых платежей была отмечена в бюджете Фонда 2004г. В 2005г. она составила 635,6 млрд. руб. или 47,10% от общей величины доходов, что на 296,9 млрд. руб. меньше значения 2004г., а в 2006г. эта величина составила 720,6 млрд. руб. то есть сумма страховых взносов и налоговых платежей выросла на 85 млрд. руб. по сравнению с 2005г. Рассмотрим более подробно изменение в структуре страховых взносов и налоговых платежей за 2006г. Данный показатель за 2006г. снизился на 47,01% по сравнению с 2004г., однако, следует отметить, что этот же показатель снизился на 2,37% в 2006г. по сравнению с 2005г. Таким образом, можно сказать, что сумма страховых взносов и
неналоговых платежей сократилась в 2005г., а в 2006г. ее величина увеличилась. Величина поступлений из Федерального бюджета в период с 2004г. по 2006г. имела тенденцию к росту. Наибольшая величина поступлений была в 2006г. Она составила 788,0 млрд. руб., что больше значений того же показателя за 2005г. и 2006г на 94,9 млрд. руб. и на 727,5 млрд. руб. соответственно. В 2005г. доля поступлений средств из Федерального бюджета в общей величине доходов Фонда была наибольшей - 51,36%, что на 45,4% больше удельного веса 2004г и на 2,38% больше значения 2006г.
Рассмотрим изменения в структуру средств, поступающих из Федерального бюджета за 2006г. Данный показатель увеличился в 2006г. по сравнению с 2004г. на 43,03% и уменьшился на 2,37% в 2006г. по сравнению с 2005г. Самым наименьшим источником в формировании доходов бюджета Фонда являются прочие поступления. В 2006г. они увеличились на 3,98% по сравнению с 2004г. Также произошло увеличение прочих поступлений на 4,67% в 2006г. по сравнению с 2005г. Самое большое значение прочих поступлений было запланировано в 2006г. составило 100,1 млрд. руб., а самое наименьшее было в 2005г. Следует отметить, что доходы Фонда на 2004г. были запланированы в размере 1000,3 млрд. руб., а исполнены в размере 1015,8 млрд. руб. т. е запланированное значение меньше исполненного на 15,5 млрд. руб. Доходы Фонда в 2005г. были исполнены в размере 1349,6, однако было запланировано 1177,4 млрд. руб. т. е запланированное значение меньше исполненного на 172,2 млрд. руб. Таким образом, в период с 2004г. по 2005г. исполненные доходы превышали плановые.
Рассмотрим доходы, связанные с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий.
Данные доходы формируются за счет:
Доходы на финансирования трудовых пенсий в 2006г. составили 103,20 млрд. руб., в 2005г. они составили 88,90 млрд. руб., а в 2004г. были равны 80,8 млрд. руб. Таким образом, за период с 2004г. по 2006г. доходы имели тенденцию к росту. Наибольший показатель доходов на финансирования трудовых пенсий был в 2006г. Он превосходит этот же показатель 2005г. на 14,3 млрд. руб. и 2004г на 22,4 млрд. руб. Страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии составляю наибольшую долю в доходах на финансирования трудовых пенсий за период с 2004г. по 2006г. В 2004г. она была равна 76,40 млрд. руб. (или 94,55%), в 2005г. составляла 80,20 млрд. руб. (или 90,21%), а в 2006г.96,50 (или 93,50%). Данный показатель был наибольшим в 2006г., а наименьший в 2004г. и за период с 2004г. по 2006г. увеличивался.
Рассмотрим изменение страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по удельному весу. Данный показатель в 2006г. по сравнению с 2004г. снизился на 1,04%, и 2006г. по сравнению с 2005г. он увеличился на 3,3%. Проанализируем изменение страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии. Данный показатель был наибольшим в 2006г. и составил 2,02 млрд. руб. или 1,96%, а наименьшее значение было отмечено в 2004 г. и составляло 0,50 млрд. руб. или 0,62%. Рассмотрим изменение данного показателя по структуре. Страховые взносы в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии в 2006г. по сравнению с 2005г увеличились на 0,27%. Они также увеличились в 2006г по сравнению с 2004 годом на 1,34%. Размер прочих поступлений в 2004г. составил 3,90 млрд. руб. или 4,83%, в 2005г. – 7,20 млрд. руб. или 8,10%, в 2006г. – 4,68 млрд. руб. или 4,53%. Проанализируем изменение данного показателя по структуре. В 2006г. по сравнению с 2004г. он снизился на 0,3% и в 2006 по отношению к 2005г. он снизился на 3,57%.
2.2. Направление использования средств Пенсионного фонда по составу и структуре
Средства Пенсионного фонда РФ используются по следующим направлениям:
Сравним плановые расходы бюджета Фонда с их кассовым исполнением за период с 2004 по 2005годы.
Расход Фонда на 2004г. были запланированы в размере 920,4 млрд. руб., что меньше кассового исполнения бюджета за этот год на 47,1 млрд. руб. В 2005г. плановые расходы бюджета Фонда составили 1176,1 млрд. руб., что меньше кассового исполнения бюджета за этот год на 123 млрд. руб.
Следует отметить, что кассовое исполнение бюджета Фонда за 2004г. - 2005г. превосходит плановые показатели, причем разрыв между исполненными и плановыми показателями расходов имеют тенденцию к росту. В 2005г. по сравнению с 2004г. разрыв вырос на 79,5 млрд. руб.
Проанализируем расход Фонда за период с 2004г. по 2006г.
Расходы бюджета Фонда за 2006г. были наибольшими и составили 1531,6 млрд. руб., что на 564,1 млрд. руб. больше, чем в 2004г., и на 232,5 млрд. руб. больше 2005г. Проанализируем отношение расходов Фонда с 2004 по 2006годы к расходам Федерального бюджета за те же годы.
Расходы бюджета Фонда составляли: 2004г. – 967,5 млрд. руб., в 2005г. – 1299,1 млрд. руб., в 2006г. – 1531,6 млрд. руб. Определим долю расходов бюджета Фонда в расходах Федерального бюджета. В 2004г она составляла 35,85%, в 2005г. была равна 36,99%, а в 2006г. – 35,77%. Следует отметить, что величина данного показателя была наибольшей в 2005г., а наименьшей в 2006г. Основным направлением расходования Фонда являются расходы на выплату пенсий и пособий. Рассмотрим изменение данного показателя за три года. Наибольшая величина была в 2006г. и составила 1486,8 млрд. руб., что на 221,6 млрд. руб. больше 2005г. и на 554,1млрд. руб. больше 2004г. Величина этого показателя имеет тенденцию к росту. Также в 2006г был отмечен наибольший удельный вес финансирования выплат пенсий и пособий, он равен 97,07%, что превосходит показатели 2005г. и 2004г на 0,32% и 0,67% соответственно.
Проанализируем изменение структуры выплаты пенсий и пособий за 2006г. по отношению к 2004г. и 2005г. Этот показатель в 2006г. по сравнению с 2004г. вырос на 0,67%, однако по сравнению с 2005г. он снизился на 0,32%. Наименьшая величина прочих расходов была отмечена в 2005г, она составила 33,9 млрд. руб. или 2,61%от общей величины расходов Фонда, а наибольшее значение 44,8 млрд. руб. прочие расходы принимали в 2006г. Данный показатель в 2006г. по сравнению с 2005г вырос на 0,31%, а по сравнению с 2004г. снизился на 0,67%.
Проанализируем расходы,
связанные с формированием
Следует отметить, что данный показатель имеет тенденцию к росту.
Рассмотрим расходы
Данные расходы используются на:
В 2006г. расходы Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию были наибольшими и составляли 1166,75 млрд. руб., что больше на 324,98 млрд. руб. этого показателя в 2004г. и на 207,63 млрд. руб. больше 2005г.
Наибольшую долю в расходах составляет выплата страховой части трудовой пенсии, пособий и компенсаций. В 2004г. она была равна 540,03 млрд. руб. или 64,15%, в 2005г. составила 617,59 млрд. руб. или 64,39%, а в 2006г. - 680,27 млрд. руб. или 58,30%.
Рассмотрим структуру
выплаты страховой части
Следует отметить, что данный показатель имеет тенденцию к росту.
Рассмотрим выплату пенсий, финансируемых за счет средств Федерального бюджета. В 2006г. она составляла 87,80 млрд. руб., в 2005г. была равна 62,21 млрд. руб., а в 2004г. – 57,24 млрд. руб. Данный показатель имеет тенденцию к росту.
Следует отметить, что наибольшее значение было в 2006г., оно превосходит значения 2005г. на 25,59 млрд. руб. и больше значения 2004г. на 30,56 млрд. руб.
В 2006г. также был отмечен наибольший объемы выплаты пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными. Он составил 1,02 млрд. руб., в 2005г. он был равен 0,84 млрд. руб., а в 2004г. составил 0,75 млрд. руб. Проанализируем расходы Фонда на дополнительное пенсионное обеспечение.
Данные расходы были наименьшими в 2004г. и составили 1,47 млрд. руб., они меньше доходов 2005г. на 0,32 млрд. руб. и 2006г. на 0,89 млрд. руб.
Глава 3. Совершенствование деятельности Пенсионного фонда РФ на перспективу
3.1. Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2007г.
Государственной Думой Федерального
Собрания Российской Федерации 4 октября
2006 года рассмотрен и принят в первом
чтении проект Федерального закона "О
бюджете Пенсионного фонда
Проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год" подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Исходной базой для разработки бюджета являлись основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и параметры прогноза на период до 2009 года, а также Методические указания Министерства финансов Российской Федерации по распределению предельных объемов бюджетного финансирования на 2007-2009 годы. Показатели доходной и расходной частей бюджета Фонда на 2007 год формировались исходя из следующих макроэкономических показателей: ВВП в сумме 31 220 млрд. руб., фонд заработной платы - 7289 млрд. руб., индекс потребительских цен - 106,5-108% (декабрь 2007 г. к декабрю 2006 г), прожиточный минимум пенсионера-2964 руб.
В целом бюджет Фонда на 2007 год сформирован по доходам в сумме 1891,2 млрд. руб. (6,0% к объему ВВП), по расходам в сумме 1770,8 млрд. руб. Превышение доходов над расходами составляет 120,4 млрд. руб., из которых 110,8 млрд. руб. - прирост пенсионных накоплений, 9,6 млрд. руб. - прирост средств по распределительной составляющей бюджета Фонда для пополнения денежной оборотной наличности на начало 2008 года.
Объем ассигнований, передаваемых Фонду из федерального бюджета в 2007 году, составляет более 1,0 трлн. руб.
Бюджетные средства предназначены для выплаты базовой части трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и на другие социальные выплаты, а также на покрытие дефицита по страховой части трудовых пенсий (88,2млрд. руб), и соответствуют субвенциям, предусмотренным в проекте Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год". Доходная часть бюджета Фонда состоит из группы доходов и группы безвозмездных поступлений.
В группу доходов (882,1 млрд. руб., или 46,6%) включены: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе уплачиваемые в виде фиксированного платежа; минимальный налог от плательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, зачисляемый в бюджет Фонда; недоимка, пени, иные финансовые санкции по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации; доходы от размещения средств пенсионных накоплений; денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах; прочие неналоговые поступления в Фонд.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, включая взносы в виде фиксированного платежа, запланированы в сумме 871,0 млрд. руб. или 98,74%, в том числе направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, - 757,6 млрд. руб., направляемые на выплату накопительной части трудовых пенсий, - 112,2 млрд. руб.
К группе безвозмездных поступлений (1009,1 млрд. руб., или 53,4%) отнесены субвенции из Федерального бюджета:
1) средства, передаваемые
Фонду на выплату базовой
Информация о работе Совершенствование деятельности Пенсионного фонда РФ на перспективу