Совершенствование государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 14:20, реферат

Описание работы

Цель настоящей работы – рассмотреть совершенствование государственного финансового контроля в РФ, его цели, подходы и проблемы.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие, цели и задачи государственного финансового контроля.
Описать формы и методы государственного финансового контроля.
Дать оценку эффективности государственного финансового контроля.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие, цели и задачи государственного финансового контроля 4
2 Формы и методы государственного финансового контроля 6
3 Оценка эффективности государственного финансового контроля 9
4 Проблемы повышения эффективности государственного финансового контроля 11
5 Пути совершенствования государственного финансового контроля 13
Заключение 17
Список использованных источников и литературы 18

Файлы: 1 файл

Совершенствование государственного финансового контроля в РФ цели, подходы, проблемы.docx

— 46.76 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 3

1 Понятие,  цели и задачи государственного  финансового контроля 4

2 Формы и  методы государственного финансового  контроля 6

3 Оценка эффективности  государственного финансового контроля 9

4 Проблемы  повышения эффективности государственного  финансового контроля 11

5 Пути совершенствования  государственного финансового контроля 13

Заключение 17

Список использованных источников и литературы 18

 

 

 

Введение

 

 

Значение финансового контроля в России существенно возросло в  период перехода к рыночной экономике. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы  контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. Также велика значимость общественного  контроля за расходованием государственных  средств. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена также значением государственного финансового контроля в повышении качества государственного управления, обеспечении подотчетности властных структур обществу и его дальнейшей демократизации, в укреплении финансовой безопасности страны [2].

Цель настоящей работы – рассмотреть  совершенствование государственного финансового контроля в РФ, его  цели, подходы и проблемы.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие, цели и задачи государственного финансового контроля.

  1. Описать формы и методы государственного финансового контроля.

  1. Дать оценку эффективности государственного финансового контроля.

  1. Выявить проблемы повышения эффективности государственного финансового контроля.

  1. Предложить пути совершенствования государственного финансового контроля.

При написании данной работы в качестве предмета выступают общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной  деятельности государства.

В качестве объекта выступает государственный  финансовый контроль.

При написании данной работы были использованы источники, раскрывающие понятие и особенности государственного финансового контроля в Российской Федерации.

1 Понятие, цели и задачи государственного финансового контроля

 

Контроль, являясь одной  из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и  проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов  управленческих воздействий на управляемый  объект.

Как форма реализации контрольной  функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах  с рыночной экономикой роль финансового  контроля особенно велика, так как  важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права  становится повышение ее эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее  значение для управления финансами  на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению  финансовой безопасности [5].

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Содержание финансового  контроля раскрывается через его  цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.

Цель финансового контроля заключается в своевременном  получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового  контроля являются:

  • обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
  • выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;
  • соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;
  • повышение эффективности финансовой политики государства.

Инфраструктура финансового  контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение  контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных  элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное  единство в процессе достижения целей  контроля, представляет собой систему  финансового контроля.

В качестве объекта финансового контроля выступают процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

Наиболее важным элементом  в системе финансового контроля являются субъекты контроля, так как  они в соответствии с действующим  законодательством непосредственно  осуществляют контроль и несут ответственность  за свои действия. Субъектами финансового  контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные  органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль [7].

Таким образом, финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля. Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Задачами финансового контроля являются обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования; рост финансовых ресурсов; повышение эффективности финансовой политики государства и др.

2 Формы и методы государственного финансового контроля

 

Можно выделить следующие формы финансового контроля (таблица 1).

 

Таблица 1 – Основные формы финансового контроля

 

Признак классификации

Формы финансового контроля

Время проведения контроля

Предварительный, текущий, последующий

Направление воздействия  субъекта на объект контроля

Внешний, внутренний

Место проведения контроля

Камеральный, выездной

Полнота охвата проверяемого материала (информации)

Сплошной, выборочный

Характер источников контроля

Документальный, фактический

Периодичность проведения контроля

Систематический, периодический, единовременный

Полнота охвата проверяемых  вопросов

Комплексный, тематический, встречный

Повторяемость изучения источников контроля

Первичный, повторный, дополнительный

     

В зависимости от времени  проведения выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль – контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам, на стадии составления смет доходов и расходов бюджетных учреждений. Имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства.

Текущий контроль проводится в процессе совершения финансово-кредитных  операций, например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и  в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платёжных документов на осуществление  кассового расхода бюджета. Текущий  контроль позволяет получить необходимую  оперативную информацию, характеризующую  состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных  операций, отличается более глубоким изучением деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы (например, акты), положения которых обязательны  для их исполнения.

Исходя из направления  воздействия субъекта контроля на объект, выделяют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним финансовым контролем понимают: по отношению  к органам государственной власти – контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти субъектами, т.е. специально созданными контрольными органами; по отношению к субъекту хозяйствования – контроль, осуществляемый иными внешними субъектами (налоговыми, финансовыми органами, аудиторской организацией). Под внутренним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти – контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов государственной власти (например, ведомственный контроль); по отношению к субъекту хозяйствования – контроль, осуществляемый соответствующей службой (внутреннего контроля) [1].

При проведении финансового  контроля используют определённые методы, к которым традиционно относят  обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и др.

Обследование – это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки.

Проверка представляет собой  единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определённых финансово-хозяйственных  операций субъектов хозяйствования.

Ревизия – это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершённых в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Ревизия в отличие от проверки даёт наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, т.к. предполагает сплошной охват проверяемых документов; в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск необнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил, параметров. Кроме того, результаты проверки содержат конкретное документально подтверждённое определение установленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов.

По полноте охвата проверяемых  вопросов проверки и ревизии бывают: тематические (проводятся по определённому  кругу вопросов) и комплексные (т.е. охватывают практически все аспекты  финансово-хозяйственной деятельности). По характеру источников контроля проводят: документальные проверки и ревизии  и фактические

Надзор представляет собой  систему периодических контрольных  действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями её осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью  субъектов хозяйствования с целью  соблюдения ими условий лицензирования.

Мониторинг в отличие  от надзора представляет собой систему  постоянно совершаемых контрольных  действий и операций по наблюдению с целью определения текущих  изменений в деятельности субъекта хозяйствования [4].

Таким образом, совокупность контрольных действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей от целого ряда факторов. При проведении финансового контроля используют определённые методы, к которым традиционно относят обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и др.

3 Оценка эффективности государственного финансового контроля

 

Критерием эффективности финансового  контроля будет соотношение достигнутого контролирующим органом результата к поставленной цели.В широком  смысле такими целями для государственного финансового контроля будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части федерального бюджета и  экономия средств в его расходной  части. Конечный результат, т. е. совокупность объективных последствий финансового  контроля – это главный критерий определения его эффективности.

Информация о работе Совершенствование государственного финансового контроля