Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 14:20, реферат
Цель настоящей работы – рассмотреть совершенствование государственного финансового контроля в РФ, его цели, подходы и проблемы.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие, цели и задачи государственного финансового контроля.
Описать формы и методы государственного финансового контроля.
Дать оценку эффективности государственного финансового контроля.
Введение 3
1 Понятие, цели и задачи государственного финансового контроля 4
2 Формы и методы государственного финансового контроля 6
3 Оценка эффективности государственного финансового контроля 9
4 Проблемы повышения эффективности государственного финансового контроля 11
5 Пути совершенствования государственного финансового контроля 13
Заключение 17
Список использованных источников и литературы 18
Получение данных о таком результате требует знания конкретного содержания деятельности контролирующего органа, реакции на его действия субъекта контроля, изменений, происходящих под влиянием контроля в управленческой деятельности.
Однако результаты финансового контроля будут неточными, если не учитывать сопровождающие проведение контроля затраты: длительность проверок, число участвующих в проверках лиц, различного рода расходы (на транспорт, командировки) при выезде на место и т. п. Затраты на проведение контроля могут быть большими или меньшими и должны соизмеряться с его результатами. В этой связи одним из критериев эффективности финансового контроля является его экономичность.
Критерий действенности
Структура эффективности финансового
контроля состоит из двух частей: во-первых,
это макроэффективность государственного
финансового контроля и, во-вторых,
промежуточная эффективность
Макроэффективность – это
Промежуточная эффективность деятельности
органа государственного финансового
контроля – это соотношение
Таким образом, эффективность финансового контроля – сложная экономическая категория. Она характеризуется определенными критериями и показателями. Критерий действенности финансового контроля отражает то положительное влияние, которое финансовый контроль оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество.
В настоящее время работа органов
государственного финансового контроля
в России характеризуется
В Российской Федерации до настоящего
времени отсутствует
Счетная палата Российской Федерации – единственный государственный орган финансового контроля на федеральном уровне, статус, задачи и порядок деятельности которого определены отдельным законом. Счетная палата Российской Федерации за весь период своей деятельности показала себя как весьма продуктивный орган финансового контроля. Ею в 2012 г. было проведено более 1500 контрольных мероприятий, в том числе более 300 в соответствии с поручениями палат Федерального Собрания Российской Федерации, запросам и обращениям членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. По результатам этих контрольных мероприятий было направлено 83 обращения Президенту РФ, 2654 представления и 107 предписаний Правительству РФ и другим государственным органам.
В результате проверок Счетной палатой выявляются множественные нарушения в бюджетной сфере. Однако, основным следствием этой деятельности является только констатация фактов выявленных нарушений. Происходящие в России коренные рыночные преобразования выводят на первые позиции судебно-правовые взаимоотношения, отводя ведущую роль правосудию. Поэтому, весьма актуальной представляется постановка проблемы участия Счетной палаты Российской Федерации (ее представителей) в гражданском и арбитражном судопроизводстве в интересах государства [6].
Сегодня для повышения эффективности всей правоохранительной системы государства, необходимы разработка и принятие комплекса поправок к действующим федеральным законам. Российскими экономистами предлагаются следующие меры:
Принятие этих решений в первую очередь позволило бы в значительной мере ликвидировать разобщенность, несогласованность и дублирование в деятельности Главного контрольного управления Президента России, Контрольного управления Министерства финансов РФ и правоохранительных органов. Согласование при планировании проведения контрольных мероприятий помогло бы избежать неоправданного множества проверок одних и тех же объектов различными структурами, значительно более эффективно использовать имеющиеся возможности и ресурсы. И, что еще более важно – повысить эффективность мер по устранению выявленных нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств и незаконным распоряжением объектами федеральной собственности, а также обеспечить наказание виновных и возмещение ущерба государству в случае выявления фактов и признаков хищения государственных средств и имущества.
Одновременно основной функцией этих органов должен стать контроль за законностью, эффективностью и целевым расходованием государственных средств каждым получателем выделенных ресурсов [10].
Роль финансового контроля в
создании адекватной современным экономическим
условиям системы управления финансами
трудно переоценить. В связи с
этим большое значение приобретает
необходимость
Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям:
Создание методологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п.
Следует также законодательно определить:
виды финансового контроля, субъекты
и объекты финансового
В вопросах совершенствования финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы осуществления того или иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля.
Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.
В современных условиях отсутствует
механизм взаимодействия органов государственного
финансового контроля и законодательной
и исполнительной власти, разработка
которого является ключевым вопросом
организации государственного финансового
контроля в РФ. Важным вопросом является
также определение органа, обладающего
статусом высшего контрольного органа.
Кроме того, необходимо четко определить
статус органов государственного финансового
контроля по отношению к органам
аудиторского контроля, законодательно
закрепив их приоритет в вопросах
методологии финансового
В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.
Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.
Для повышения эффективности
Органы налогового и таможенного
контроля должны более тесно взаимодействовать
с контрольными органами исполнительной
власти, прежде всего с органами
федерального казначейства и Счетной
палатой РФ. Кроме того, повышению
эффективности налогового контроля
будут способствовать: решение задач,
связанных с разработкой форм
и методов контрольной работы
в отношении
Таким образом, совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.
Таким образом, рассмотрев пути совершенствования государственного финансового контроля в РФ, можно сделать следующие выводы:
Финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля. Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Задачами финансового контроля являются обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования; рост финансовых ресурсов; повышение эффективности финансовой политики государства и др.
Информация о работе Совершенствование государственного финансового контроля