Совершенствование государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 14:20, реферат

Описание работы

Цель настоящей работы – рассмотреть совершенствование государственного финансового контроля в РФ, его цели, подходы и проблемы.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие, цели и задачи государственного финансового контроля.
Описать формы и методы государственного финансового контроля.
Дать оценку эффективности государственного финансового контроля.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие, цели и задачи государственного финансового контроля 4
2 Формы и методы государственного финансового контроля 6
3 Оценка эффективности государственного финансового контроля 9
4 Проблемы повышения эффективности государственного финансового контроля 11
5 Пути совершенствования государственного финансового контроля 13
Заключение 17
Список использованных источников и литературы 18

Файлы: 1 файл

Совершенствование государственного финансового контроля в РФ цели, подходы, проблемы.docx

— 46.76 Кб (Скачать файл)

Получение данных о таком результате требует знания конкретного содержания деятельности контролирующего органа, реакции на его действия субъекта контроля, изменений, происходящих под  влиянием контроля в управленческой деятельности.

Однако результаты финансового  контроля будут неточными, если не учитывать сопровождающие проведение контроля затраты: длительность проверок, число участвующих в проверках лиц, различного рода расходы (на транспорт, командировки) при выезде на место и т. п. Затраты на проведение контроля могут быть большими или меньшими и должны соизмеряться с его результатами. В этой связи одним из критериев эффективности финансового контроля является его экономичность.

Критерий действенности финансового  контроля отражает то положительное  влияние, которое финансовый контроль оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество. Показатели, отражающие степень воздействия  финансового контроля на деятельность подконтрольного субъекта или лица, его влияние на содержание управленческой деятельности, ее стиль, могут быть подразделены на количественные и качественные.

Структура эффективности финансового  контроля состоит из двух частей: во-первых, это макроэффективность государственного финансового контроля и, во-вторых, промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового  контроля.

Макроэффективность – это сумма  эффектов, полученных от проведения финансового  контроля, которые можно классифицировать следующим образом:

  • социальный эффект;
  • организационный эффект;
  • экономический эффект.

Промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового  контроля – это соотношение экономических  результатов исполнения представлений  и предписаний (возврат средств  в федеральный бюджет, включая  штрафные санкции; возврат средств  на бюджетные счета предприятий  и т.д.) и затрат на содержание органа государственного финансового контроля [3].

Таким образом, эффективность финансового контроля – сложная экономическая категория. Она характеризуется определенными критериями и показателями. Критерий действенности финансового контроля отражает то положительное влияние, которое финансовый контроль оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество.

4 Проблемы повышения эффективности государственного финансового контроля

 

В настоящее время работа органов  государственного финансового контроля в России характеризуется несогласованностью и разобщенностью, отсутствием четкого  взаимодействия. И связано это  в первую очередь с тем, что  не сформирована целостная система  контроля за финансовыми потоками и  использованием государственной и  муниципальной собственности. Статус и полномочия контрольных органов  определяют многочисленные правовые акты, зачастую допускающие дублирование и параллелизм при выполнении соответствующих функций. Разумеется, такая ситуация весьма негативно  сказывается на народнохозяйственном развитии.

В Российской Федерации до настоящего времени отсутствует теоретически проработанная и законодательно оформленная концепция общегосударственного финансового контроля.

Счетная палата Российской Федерации – единственный государственный орган финансового контроля на федеральном уровне, статус, задачи и порядок деятельности которого определены отдельным законом. Счетная палата Российской Федерации за весь период своей деятельности показала себя как весьма продуктивный орган финансового контроля. Ею в 2012 г. было проведено более 1500 контрольных мероприятий, в том числе более 300 в соответствии с поручениями палат Федерального Собрания Российской Федерации, запросам и обращениям членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. По результатам этих контрольных мероприятий было направлено 83 обращения Президенту РФ, 2654 представления и 107 предписаний Правительству РФ и другим государственным органам.

В результате проверок Счетной палатой  выявляются множественные нарушения  в бюджетной сфере. Однако, основным следствием этой деятельности является только констатация фактов выявленных нарушений. Происходящие в России коренные рыночные преобразования выводят на первые позиции судебно-правовые взаимоотношения, отводя ведущую роль правосудию. Поэтому, весьма актуальной представляется постановка проблемы участия Счетной палаты Российской Федерации (ее представителей) в гражданском и арбитражном  судопроизводстве в интересах государства [6].

Сегодня для повышения эффективности  всей правоохранительной системы государства, необходимы разработка и принятие комплекса  поправок к действующим федеральным  законам. Российскими экономистами предлагаются следующие меры:

  • уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушения требований закона при исполнении федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также при распоряжении государственной собственностью;
  • конкретизация наступления ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Счетной палаты и других контрольных органов;
  • введение подконтрольности Центрального Банка проверкам Счетной палаты, в том числе в формировании и исполнении собственной сметы расходов, в поступлении доходов и формировании прибыли;
  • принятие форм финансовой отчетности всех органов государственной власти;
  • наделение Счетной палаты Российской Федерации правом выступать в судах с исками в защиту интересов государства в случае установления фактов незаконных или притворных сделок.

Принятие этих решений в первую очередь позволило бы в значительной мере ликвидировать разобщенность, несогласованность и дублирование в деятельности Главного контрольного управления Президента России, Контрольного управления Министерства финансов РФ и правоохранительных органов. Согласование при планировании проведения контрольных мероприятий помогло бы избежать неоправданного множества проверок одних и тех же объектов различными структурами, значительно более эффективно использовать имеющиеся возможности и ресурсы. И, что еще более важно – повысить эффективность мер по устранению выявленных нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств и незаконным распоряжением объектами федеральной собственности, а также обеспечить наказание виновных и возмещение ущерба государству в случае выявления фактов и признаков хищения государственных средств и имущества.

Одновременно основной функцией этих органов должен стать контроль за законностью, эффективностью и целевым  расходованием государственных  средств каждым получателем выделенных ресурсов [10].

 

5 Пути совершенствования государственного финансового контроля

 

Роль финансового контроля в  создании адекватной современным экономическим  условиям системы управления финансами  трудно переоценить. В связи с  этим большое значение приобретает  необходимость совершенствования  финансового контроля с целью  повышения его действенности  и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления  контроля положительных результатов  намеченным целям с одновременным  учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям:

Создание методологических основ  финансового контроля в РФ как  важнейшей составляющей общенационального  контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения  и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы  финансового контроля и т.п.

Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего  финансового контроля. Отсутствие общих  подходов к классификации финансового  контроля, единой терминологии в части  определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает  трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов, способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт Счетной палаты РФ.

В вопросах совершенствования финансового  контроля большая роль принадлежит  различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового  контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы  осуществления того или иного  вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии  финансового контроля.

Ключевым направлением совершенствования  государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового  контроля в РФ и повышения его  эффективности является принятие единой концепции государственного финансового  контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ  оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

В современных условиях отсутствует  механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной  и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового  контроля в РФ. Важным вопросом является также определение органа, обладающего  статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового  контроля по отношению к органам  аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих пор не решен вопрос о  необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный  закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных  органов.

В целях повышения эффективности  расходования государственных средств  перспективным направлением совершенствования  контроля является переход к аудиту эффективности государственных  расходов, который представляет собой  направление деятельности контрольных  органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования  государственных средств, оценку возможных  резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время  отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных  расходов, не определены критерии и  показатели эффективности использования  государственных средств. Требует  завершения работа по конкретизации  и законодательному закреплению  критериев неэффективного использования  бюджетных средств, распоряжения государственной  собственностью, а также ответственность  за их неэффективное использование.

Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в  ходе осуществления финансового  контроля, является нецелевое использование  бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной  деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить  основы проведения ревизии, определив  цель и задачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих  право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций и т.п.

Органы налогового и таможенного  контроля должны более тесно взаимодействовать  с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной  палатой РФ. Кроме того, повышению  эффективности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или  не представляющих налоговую отчетность; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями налогоплательщиков; совершенствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок [9].

Таким образом, совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

Заключение

 

 

Таким образом, рассмотрев пути совершенствования  государственного финансового контроля в РФ, можно сделать следующие  выводы:

Финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля. Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Задачами финансового контроля являются обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования; рост финансовых ресурсов; повышение эффективности финансовой политики государства и др.

Информация о работе Совершенствование государственного финансового контроля