Современная финансовая политика. Бюджетное послание Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Данная тема является актуальной этим и объясняется выбор мною данной темы исследования.
На основании вышеизложенного, целью работы является изучение теоретических основ.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
изучение теоретических основ финансовой политики;
рассмотрение типов финансовой политики государства;
рассмотрение современной финансовой политики России;

Содержание работы

Введение
Теоретические основы финансовой политики
Понятие финансовой политики
Цели и задачи финансовой политики
2. Типы финансовой политики
2.1 Классическая финансовая политика
2.2 Регулирующая финансовая политика
2.3 Планово – директивная финансовая политика
3.Современная финансовая политика. Бюджетное послание Президента Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Теоретические  основы  финансовой политики
    1. Понятие финансовой политики
    2. Цели и задачи финансовой политики

2. Типы  финансовой  политики

2.1 Классическая финансовая политика

2.2 Регулирующая финансовая политика

2.3 Планово – директивная финансовая политика

3.Современная финансовая политика. Бюджетное послание Президента Российской Федерации

Заключение

Список используемой литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики.

Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. Актуальность темы заключается в том, что та значимость, которую имеет финансовая политика для государства, а тем более для государства с формирующейся рыночной экономикой, имеет достаточную возможность стимулировать экономический рост в стране.

Данная тема является актуальной этим и объясняется выбор мною данной темы исследования.

На основании вышеизложенного, целью работы является изучение теоретических основ.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе поставлены  следующие задачи:

  • изучение теоретических основ  финансовой политики;
  • рассмотрение типов финансовой политики государства;
  • рассмотрение современной финансовой политики России;
  •  
  1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

ГОСУДАРСТВА

 

    1. Понятие финансовой политики

Финансовая политика государства, как правило, направлена на построение финансового механизма, позволяющего с максимальной эффективностью обеспечивать достижение тактических и стратегических целей, которые заявлены в долгосрочной программе развития страны в перспективе. Финансовая политика государства задействует все составляющие: бюджетную, налоговую, таможенную, валютную и денежно-кредитную политику.

Финансовая политика государства представляет собой  совокупность целенаправленных действий направленных на установление целей, а также определение средств их достижения. Таким образом, это экономическая государственная политика, которая проявляется в использовании финансовых государственных ресурсов, а также в налоговом регулировании, в регулировании расходов и доходов, в воздействии на национальный валютный курс, в исполнении и формировании  государственного бюджета, в управлении денежным обращением.  
Основной  субъект проводимой политики - государство. Именно им проводится разработка научно обоснованных концепций развития финансов; определяются основные направления их применения; разрабатываются меры, которые направлены на достижение конкретных целей.

Финансовая политика государства по своей сути - это  стратегические направления, определяющие среднесрочную и долгосрочную перспективы использования финансов и предусматривающие решение основных задач, которые вытекают из особенностей функционирования социальной сферы и экономики страны. Наряду с этим государством осуществляется выбор текущих задач и целей применения финансовых отношений. Все перечисленные мероприятия взаимозависимы и тесно взаимосвязаны.

Финансовая политика государства - составная часть экономической  политики. Финансовая стратегия - долгосрочная финансовая политика государства, рассчитанная на длительную перспективу, она предусматривает решение крупномасштабных задач. Таким образом, финансовые мероприятия и решения, преследующие достижение результатов за период времени от 12 месяцев, относят к долгосрочной политике.

Финансовая тактика  – это решение задач на определенном этапе развития при помощи своевременной перегруппировки финансовых связей. Принципы формирования долгосрочной и краткосрочной политики взаимозависимы. Краткосрочные решения в финансовой области обязательно должны быть соотнесены к долгосрочным целям и способствовать их достижению. Такое соотношение тесно связано со стратегией и тактикой в финансовой политике государства в целом.  Стратегические решения и долгосрочная финансовая политика государства связаны с инвестициями, поэтому для их разработки анализируются инвестиционные процессы.

Финансовый рынок представляет собой организованную институциональную структуру для создания финансовых активов для их последующего обмена. На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставляются кредиты, осуществляются обменные денежные операции. Деятельность национального финансового рынка регулируется Центральным банком страны. Международные финансовые рынки располагают определенными областями, где происходит концентрация их активности. Как правило, это международные финансовые центры, в которых проводится большая часть  финансовых  операций международного масштаба. Если перечислить мировые финансовые рынки по убывающей, то возглавит список Лондон, а завершит его  Сингапур. Международные финансовые рынки - это совокупность национальных финансовых рынков. Деятельность международных финансовых рынков регулируется разнообразными международными институтами и международными соглашениями.[1]

Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся:

- выработка научнообоснованной концепции развития финансов;

- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

- разработка конкретных путей реализации, основных направлений использования финансов на перспективу.

По длительности действия финансовая политика государства подразделяется на текущую и долговременную.

1. Текущая финансовая политика заключается в оперативном регулировании финансового рынка и его звеньев, в обеспечении нормального функционирования финансового механизма, в поддержании сбалансированного равновесия между звеньями финансовой системы.

2. Долговременная финансовая  политика направлена на решение  крупномасштабных экономических задач, требующих больших затрат времени и капитала. Она действует продолжительный период времени и обычно ведет к кардинальным изменениям в финансовой системе и в финансовом механизме.

По способам и приемам  регулирования финансовых отношений  и связей внутри финансовой системы  финансовую политику можно разделить на дефляционную и рефляционную.

1. Дефляционная финансовая  политика представляет собой  систему регулирования общегосударственных финансов и денежной политики с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса посредством снижения деловой активности и замедления экономического роста.

2. Рефляционная финансовая политика - это система мер по регулированию общегосударственных финансов и денежной политики с целью повышения деловой активности и ускорения экономического роста.[2]

 

    1. Цели и задачи  финансовой политики

- Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

- Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

- Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

- Но главной целью государственной финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и повышение эффективности их использования для социально-экономического развития общества.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма.

Современное государство, увеличивая объем государственных  капитальных вложений, способствует повышению спроса, расширению инвестиций и росту объемов промышленного производства. Выделяя ассигнования на военные цели, государство предъявляет спрос не только на военную технику, но и на промышленную продукцию, оборудование, сырье, стимулирует научные исследования. Финансируя инфраструктуру, государство способствует сокращению издержек частных компаний. Посредством налогов оно может ограничить частное потребление отдельных видов товаров (например, алкоголя, табачных изделий), а, варьируя разницей между доходами и расходами бюджета, государство способно поддерживать тот или иной баланс между накопленным и действительно применяемым в производстве капиталом.

Финансовая политика - это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием для выполнения государством своих функций. Главными задачами финансовой политики являются:

- обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;

- установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

- сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;

- достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;

- создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;

- формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.[2]

В качестве важнейших  составляющих финансовой политики государства  выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика. Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством. 
Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее, мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения. 
К основным принципам построения налоговых систем в странах Запада относят:  
·горизонтальное и вертикальное равенство;  
·нейтральность налогов;  
·удобство взимания налогов для правительства;  
·минимальный дестимулирующий эффект от введения того или иного налога;  
·трудность уклонения от уплаты налога. 
Горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Вертикальное равенство предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные. 
Кроме того, мировой практикой доказано, что: 
- налоговая система должна быть открытой; увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов; 
-основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы имущества); 
-превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличению налогового бремени основной массы доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов; 
-косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т. п.;  
- высокие налоги приводят к утечке капитала; 
- в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала. 
Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала. 
Социальная политика  связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных  Конституцией РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.; 
Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

Информация о работе Современная финансовая политика. Бюджетное послание Президента Российской Федерации