Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 16:31, курсовая работа
Данная тема является актуальной этим и объясняется выбор мною данной темы исследования.
На основании вышеизложенного, целью работы является изучение теоретических основ.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
изучение теоретических основ финансовой политики;
рассмотрение типов финансовой политики государства;
рассмотрение современной финансовой политики России;
Введение
Теоретические основы финансовой политики
Понятие финансовой политики
Цели и задачи финансовой политики
2. Типы финансовой политики
2.1 Классическая финансовая политика
2.2 Регулирующая финансовая политика
2.3 Планово – директивная финансовая политика
3.Современная финансовая политика. Бюджетное послание Президента Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
2.1 Классическая финансовая политика
До конца 20-х годов
прошлого столетия основным типом финансовой
политики большинства стран был классический
ее вариант. Такая финансовая политика
была основана на трудах классиков политэкономии
А.Смита (1723 – 1790 гг.) и Д. Риккардо (1772 –
1823 гг.) и их последователей. Основное ее
направление - невмешательство государства
в экономику, сохранение свободной конкуренции,
использование рыночного механизма как
главного регулятора хозяйственных процессов.
Следствием этого было ограничение государственных
расходов и налогов, обеспечение условий
для формирования и исполнения равновесного
(сбалансированного) бюджета.
Финансовый механизм строился исходя
из этих целей финансовой политики. Государство
стремилось к уменьшению расходов бюджета,
сводившихся, в основном, к расходам на
военные цели, выплате процентов по государственному
долгу и его погашению и управлению. Система
налогообложения должна была создать
необходимое поступление средств для
обеспечения сбалансированного бюджета
государства. Причем система налогов строилась,
в основном, на косвенных и имущественных
налогах, которые были достаточно простыми
и эффективны с точки зрения механизма
их взимания. Система управления финансовой
деятельностью была проста и сосредотачивалась,
как правило, в одном органе управления
– Министерстве финансов (казначействе).
2.2 Регулирующая финансовая политика
Бурное развитие производительных
сил поставило перед
Основными инструментами вмешательства
в экономику становятся государственные
расходы, за счет которых формируется
дополнительный спрос. Поэтому государственные
расходы обеспечивают рост предпринимательской
деятельности, увеличение национального
дохода и способствуют ликвидации безработицы
путем финансирования создания новых
рабочих мест.
Система налогов в условиях регулирующей
финансовой политики кардинально изменяется.
Главным механизмом регулирования становится
подоходный налог, использующий прогрессивные
ставки. Этот налог обеспечивает изъятие
у экономических субъектов доходов, используемых
в виде сбережений, что позволяет обеспечить
сбалансированность бюджета государства
при высоком уровне расходов. Большое
внимание в финансовом механизме уделяется
системе государственного кредита, на
основе которого проводится политика
дефицитного финансирования. Государство
активно развивает применение долгосрочных
и среднесрочных займов. Рынок ссудных
капиталов становится вторым по значению
источником доходов бюджета, а дефицит
бюджета используется для регулирования
экономики. В целом, кейнсианская регулирующая
финансовая политика показала свою сравнительную
эффективность в западных странах. Она
обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический
рост, высокий уровень занятости и эффективную
систему финансирования социальных нужд
в большинстве этих стран.
2.3 Планово – директивная финансовая политика
Планово - директивная финансовая политика применяется
в странах, использующих административно-командную
систему управления экономикой. Основанная
на государственной собственности на
средства производства, плановая система
управления позволяет осуществлять прямое
директивное руководство всеми сферами
экономики и социальной жизни, в том числе
и финансами. Цель финансовой политики
в этих условиях - обеспечение максимальной
концентрации финансовых ресурсов у государства
для их последующего перераспределения
в соответствии с основными направлениями
государственного плана.
Управление финансами осуществляется
из единого центра - Министерства финансов,
которое занимается всеми вопросами использования
финансового механизма в народном хозяйстве.
Других управленческих органов в области
финансов не существовало.
Планово - директивная финансовая политика
проводилась практически во всех бывших
социалистических странах. Она показала
свою достаточно высокую эффективность
в годы, когда требовалась максимальная
концентрация финансовых ресурсов для
финансирования чрезвычайных расходов
государства ( в годы Второй мировой войны,
восстановления народного хозяйства и
т.д.). В то же время использование такой
финансовой политики в условиях нормального
функционирования экономики привело к
отрицательным последствиям: снижению
эффективности производства, замедлению
развития социальной сферы общества, резкому
ухудшению финансового положения государства.
[3]
Настоящее Бюджетное послание подготовлено в соответствии со статьёй 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации и содержит основные принципы и направления бюджетной политики на 2012–2014 годы.
3.1 Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011 года.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах отмечалось, что бюджетная политика, как составная часть экономической политики, должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, на создание условий для повышения её эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата.
Бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств государства. В 2010–2011 годах экономический рост стабилизировался на уровне около 4 процентов. Удалось существенно сократить дефицит федерального бюджета.
Внесены изменения в налоговое законодательство Российской Федерации, направленные на осуществление инноваций, расширена поддержка исследований и разработок, ведётся плановая работа по созданию инновационного центра «Сколково», а также по реализации других проектов, одобренных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.
Средний размер пенсий за 2010 год (то есть в декабре 2010 г. по сравнению с декабрём 2009 г.) вырос почти на 23 процента, а за 2011 год он увеличится более чем на 9 процентов. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации были проиндексированы социальные пособия.
В период с 2009 по 2010 год были обеспечены жильём более 120 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны. В 2011 году получат новое жильё ещё около 40 тысяч ветеранов, которые встали на учёт до 1 января 2011 г.
В 2010 году была принята и начала реализовываться Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Федеральными органами исполнительной власти разработаны отраслевые (ведомственные) планы повышения эффективности бюджетных расходов.
Началась работа по комплексному реформированию системы государственных и муниципальных закупок, которая должна исправить недостатки существующей системы, создав реальные препятствия для необоснованного завышения цен и коррупции. Принят ряд первоочередных поправок в законодательство Российской Федерации о закупках для государственных и муниципальных нужд, начал функционировать общероссийский официальный сайт, существенно повысивший доступность и прозрачность информации о закупках. Готовятся изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на формирование федеральной контрактной системы.
Начался переход на программный принцип формирования федерального бюджета. Правительством Российской Федерации утверждены перечень государственных программ, порядок их разработки, реализации и оценки эффективности, организована работа по подготовке этих программ.
Сформирована нормативно-
Существенно улучшилась ситуация со сроками принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для исполнения федерального бюджета.
В 2010 году впервые отчёт об исполнении федерального бюджета был утверждён Федеральным Собранием Российской Федерации до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, что повысило качество его подготовки и рассмотрения.
3.2 Основные проблемы и вызовы бюджетной политики.
Многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны. Не завершено формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста. Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры.
Система государственного управления во многом функционирует в ручном режиме, требует постоянной подстройки. Зачастую принимаемые меры недостаточно эффективны, поскольку в силу оперативных изменений не до конца прорабатываются механизмы их применения. Это касается, к примеру, сложностей с применением новых механизмов поддержки инноваций, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации (повышенная амортизационная премия, дополнительный коэффициент к затратам на НИОКР).
По-прежнему существует ряд барьеров, препятствующих созданию бюджетными научными учреждениями и образованными государственными академиями наук научными учреждениями хозяйственных обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности.
К таким барьерам, в частности, относятся отсутствие механизмов финансовой поддержки инновационных проектов с существенной долей участия бюджетных учреждений и проблемы управления интеллектуальной собственностью.
Отрицательные финансовые последствия глобального экономического кризиса не позволили сбалансировать принятое решение о повышении с 1 января 2011 г. суммарной ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 26 до 34 процентов мерами по частичной компенсации возросшей финансовой нагрузки на работодателей, что оказало негативное влияние на перспективы экономического роста.
Проблема была несколько смягчена за счёт предоставления права уплаты страховых взносов по пониженным тарифам ряду категорий организаций. Но эти меры имеют фрагментарный характер, в то время как проблема требует системного решения.
Выявились риски формального подхода к внедрению новых механизмов оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.
За последние годы многократно пересматривались процедуры размещения заказов, но практически не развивались институты планирования заказа и исполнения государственных контрактов. Ответственность государственного заказчика за конечные результаты закупки во многих случаях, по сути, подменялась ответственностью исключительно за соблюдение формализованных правил выбора поставщика. В малой степени используются возможности для стимулирования через систему закупок производства инновационной продукции. Искусственное занижение цен имеет очевидный обратный эффект в виде падения качества поставляемой продукции или срыва исполнения заказа.
Слабо увязанными с формируемыми государственными программами остаются уже применяемые инструменты программно-целевого планирования. Пока не удалось преодолеть инерцию планирования и увеличения расходов без оценки их реальной отдачи и соответствия целям государственной политики в условиях конъюнктурно высоких цен на нефть. Это является одним из факторов высокой инфляции и сохранения бюджетного дефицита.
3.3 Основные цели и задачи бюджетной политики.
В ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.
Важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.
В отличие от стран с более диверсифицированной экономикой Россия не может позволить себе иметь хронический дефицит бюджета и высокий уровень государственного долга, ставящих национальную экономику в зависимость от внешних условий и «вымывающих» из неё инвестиционные ресурсы.
При высоком уровне цен на нефть необходимо накапливать резервы, обеспечивающие «подушку безопасности» в случае внешнеэкономических шоков. Опыт 2008–2010 годов доказал правильность такого подхода к бюджетной политике.
Макроэкономическая
Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.
В этот же период должны быть приняты меры по снижению зависимости бюджета от конъюнктурных доходов и сокращению его дефицита.
Исходя из этого, необходимы системные действия по следующим ключевым направлениям.
Первое. Надо интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны.