Современная финансовая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:44, реферат

Описание работы

Под финансовой политикой понимаем управление финансами, т.е. выработку целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение намеченных результатов, а данное управление представляет из себя процесс, состоящий из таких этапов как разработка системы целей и задач, создание информационной базы, прогнозирование, планирование, организацию управления, оценку полученных результатов, стимулирование и контроль.

Файлы: 1 файл

2 Современная финансовая политика России.docx

— 30.80 Кб (Скачать файл)

 

    2 Современная   финансовая  политика  России.   Проблемы  и  перспективы

       развития российской финансовой  политики

 

       Роль  финансовой  политики  в   экономическом  и  социальном  развитии

Российской Федерации  трудно  недооценить.  От  степени  ее  рациональности

зависят темпы развития  промышленности,  сельского  хозяйства,  транспорта,

связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

       Как уже говорилось,  финансовая  политика  состоит  из  таких   этапов,

как определение  ее  целей,  обеспечение  необходимой  величины  ресурсов  и

выработки для этого  наиболее рациональных  путей  их  достижения,  а  также

реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и  задач.  В

состав  такой   политики   включают   бюджетную,    налоговую,   кредитную,

инвестиционную составляющие.

       Но эти подходы не совсем  полны  и  точны.  Прежде  всего,  финансовая

политика предполагает разработку некоего плана, наличие  конкретных ресурсов

для его осуществления, а  также  последовательности  разумных  действий  на

основе данного  плана и имеющихся ресурсов для  достижения поставленных целей

и задач.  Но  не  только  данный  процесс  влияет  на  конечный  результат.

Необходимо  учитывать  многие  сопутствующие  моменты,  и,  прежде   всего,

существующую социально-экономическую  реальность, в  которой  осуществляется

финансовая политика. Так даже идеальный бюджет вряд ли будет выполнен, если

в период его реализации произойдут события,  которые  повлияют  на  базовые

условия жизни общества. К таким  событиям  можно  также  отнести  стихийные

бедствия,  массовые  беспорядки,  ажиотажный   спрос   на   товары   первой

необходимости и  целый ряд других.  Поэтому  следует  оказывать  необходимое

воздействие для  устранения или хотя бы снижения негативных и для усиления

положительных  факторов,  от  которых  также  зависит  конечный   результат

финансовой политики. Например, к ним можно отнести  обеспечение политической

и  социальной  стабильности,  устойчивого  и   безопасного   международного

положения и т.д.

       Таким  образом,  под   финансовой   политикой   понимаем   управление

финансами, т.е. выработку  целей и задач,  на  которые  необходимо  направить

ассигнования, поиск  ресурсов  и  путей  достижения  поставленных  целей,  в

сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение

намеченных результатов, а данное управление представляет  из  себя  процесс,

состоящий из таких этапов как разработка системы целей и задач,  создание

информационной  базы, прогнозирование, планирование, организацию  управления,

оценку полученных результатов, стимулирование и контроль.

       Кроме того, мы различаем внутри  нее такие достаточно  самостоятельные

направления,   как   антимонопольную,   бюджетную,   валютную,    кредитную,

налоговую, страховую  и таможенную политику. При   этом все они  между  собой

взаимосвязаны: одна влияет на другую. И поэтому должны  разрабатываться и

осуществляться  в тесной и непрерывной взаимосвязи  между собой.

       О  необходимости  проведения  согласованной  по   всем   направлениям

политики может  говорить хотя бы такой факт. Ежегодно  бюджеты  всех  уровней

лихорадит  из-за  больших  неплановых  расходов  на  ликвидацию  последствий

стихийных бедствий (наводнения в  Якутии,  на  Северном  Кавказе,  лесные  и

торфяные  пожары  и  т.д.),  но  одновременно  не  принимается  кардинальных

решений по изменениям в страховой политике, которые  могли  бы  и  должны  бы

снять  полностью  или  по  крайней мере   существенно   смягчить   пиковый,

чрезвычайный  и  негативный  характер  внеплановых  нагрузок  на   бюджетную

политику.

       Несогласованность же антимонопольной  и  бюджетной  политики  ежегодно

влечет за собой  принятие решений о повышении  цен и тарифов  на  продукцию  и

услуги  естественных  монополий,  которое  приводит  к  тому,  что  в   ходе

реализации  уже  принятых  бюджетов  всех  уровней  появляются,   во-первых,

выпадающие доходы,  а  во-вторых,  дополнительные  расходы.  Так,  повышение

тарифов на электроэнергию и железнодорожные  перевозки  существенно  снижают

прибыль большинства  предприятий и, следовательно, поступления  в  бюджеты  и

одновременно  приводят  к  удорожанию  коммунальных  услуг  для   учреждений

образования, здравоохранения  и культуры,  а  значит  и  увеличению  расходов

бюджетов.

       Уточним понятие цели в финансовой  политике. Такая  цель  должна  быть

единой для всех уровней власти  (федерального,  регионального  и  местного),

для всех субъектов  РФ. Тогда в качестве такой цели могут быть  только  общие

интересы всего  населения - повышение благосостояния каждого человека.

       При этом  на  различных   этапах  развития  экономики   и  в  отдельных

регионах может сложиться ситуация, когда цель финансовой  политики  временно

будет состоять в  сохранении  уже  достигнутого  реального  уровня  доходов.

Например, в Москве дальнейшее  повышение  уровня  жизни,  значительно  более

высокого, чем в других  регионах  страны,  неизбежно приведет  к излишнему

притоку мигрантов  в столицу  с  одновременным  обострением  всех  социально-

экономических проблем  и, следовательно, к  значительным  бюджетным  расходам

для их решения.

       Целью финансовой политики государства  (и  субъекта  РФ  в  частности)

должно быть увеличение  или сохранение  уровня  реальных  доходов на  душу

населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни  в

стране, в том  числе на уровне каждого региона.

       При этом, конечно, возрастает  роль и значение разработки  и  принятия

таких нормативов  на  уровне  РФ,  которые  сегодня  разработаны  во  многих

субъектах  РФ.  В то  же  время только  централизованно   их   разработать

невозможно. Не могут  же быть одинаковыми  нормативы  наполняемости  школьных

классов в городах  и в сельской местности,  нормативы  выделения  средств  на

строительство автомобильных  дорог в центре  России  и  на  Дальнем  Востоке.

Однако и без  разработки и  принятия  нормативов  на  уровне  государства  не

обойтись. Поэтому  должен быть, как можно скорее, принят  закон  РФ,  который

имел бы «рамочный  характер»  для  финансовых  и  социальных  нормативов  или

стандартов, а  также  определял  методику  определения  конкретных  значений

внутри этих  показателей.

       Формирование целей - это также   управляемый  (регулируемый)  процесс.

Например,  в  настоящее  время  реальный  рост  доходов  населения  пока  не

приводит к качественным изменениям в целенаправленности его  расходов.  Среди

них, к сожалению,  почти отсутствуют долгосрочные потребности:  покупка  или

постройка жилья. И  государство пока сделало недостаточно необходимых  усилий

по развитию  жилищного  строительства,  в  том  числе  на  базе  становления

ипотечного  кредитования.  Возможные  усилия  государства   в   этом   деле,

направленные на такую корректировку интересов людей и, следовательно,  целей

финансовой  политики  способствовали  бы   значительному   притоку   средств

населения в качестве инвестиций в развитие реального  сектора экономики  –  в

сферу строительства  и в  сферу  промышленности  строительных  материалов.  И

далее повлекло бы за собой развитие других отраслей  экономики.  В  конечном

счете, все это привело бы  к увеличению  доходов предприятий,  налоговых

поступлений в бюджеты  всех уровней  и,  следовательно,  к  росту  потенциала

самой финансовой политики.

       Очень важно разобраться с  тем, от чего зависит реализация  намеченных

планов, что является ресурсами  финансовой  политики.  Считать,  что  в  их

качестве выступают только поступившие в казну налоги и сборы,  было  бы  не

совсем правильным. Ведь в  случае  наличия  запасов  разведанных  природных

ресурсов,  развитого  промышленного  производства  и  других  благоприятных

факторов  возможно  привлечь  дополнительные  финансы в виде   банковских

кредитов, облигационных  займов и других заемных средств.

       Ресурсами финансовой политики  являются:

       во-первых, величина развития производительных  сил, т.е.  совокупности

людей, находящихся  в  трудоспособном  возрасте,  обладающих  определенными

профессиональными знаниями и пригодных по состоянию здоровья  к участию в

производственном  процессе,  основных  фондов  предприятий всех   отраслей

экономической деятельности, а также расположенных на  данной  территории  и

изученных природных  ресурсов;

        во-вторых, величина собственного  финансового капитала;

        в-третьих, степень развития финансовой  инфраструктуры.

       Взаимодействие в процессе  производства  этих   трех  составляющих  и

образует все  основные финансовые потоки.

       В настоящее время плановое  регулирование всех  составляющих  ресурсов

финансовой политики отсутствует. Например, экспортные таможенные пошлины на

продукцию,  отсутствующие   у   экономически   развитых   стран,   повышают

себестоимость продукции  и снижают прибыль отечественных  предприятий  и  тем

самым  делают  их  товары   менее   конкурентоспособными,   сдерживают   их

техническое перевооружение и, следовательно, в конечном  счете,  фактически

помогают зарубежным  конкурентам  снижать  объемы  производства  в  стране,

«тормозят» экономическое  развитие и приводят в конечном  счете к снижению

получаемых  государством  этих  же  самых  пошлин,  т.е.  снижают   ресурсы

финансовой политики.

       Российская Федерация, как и  ее большинство субъектов, обладает  одними

из крупнейших в мире  производительными силами, включая людской потенциал,

находящий далеко не полное полезное  применение; производственные  мощности

предприятий, загруженные  лишь  частично;  огромными запасами  разведанных

полезных ископаемых и лесов, используемых в значительной мере  неэффективно

(вывоз  на  экспорт   в   необработанном   виде,   некомплексное   освоение

месторождений и  т.д.,).  Неполное  использование  возможностей  объясняется

отсутствием необходимых  денежных средств,  необходимых  для    переобучения

людей, технического  перевооружении  предприятий,  освоения  выпуска  новой

продукции, создания новых мощностей по более комплексному освоению и более

полному использованию  сырья.

       В то же время по официальной  оценке значительные  финансовые  ресурсы

ежегодно вывозятся  за пределы страны  и  оседают  в  зарубежных  банках.   В

целом банковская, налоговая и таможенная  политики  должны  достичь такого

уровня совершенства, чтобы   честно работающему  и соблюдающему  российское

законодательство  предпринимателю было невыгодно  вывозить  свободный  капитал

зарубеж.

       Развитие финансовой инфраструктуры  имеет не  менее  важное  значение,

чем  рост  финансового  капитала.  Без  нее  денежные  средства  будут,  по-

прежнему, концентрироваться в основном  в Москве  и частично  в десятке

крупнейших  городов  России.  Такой  процесс  будет  неизбежно  приводить  к

притоку в эти  мегаполисы  излишних  трудовых  ресурсов,  снижению  объектов

производства в  других регионах  страны,  снижению  роста,  а  затем  падению

развития  экономики  в  таких  регионах  и,  следовательно,   к   уменьшению

финансовых ресурсов государства.

       Еще одним значительным дополнительным  ресурсом  финансовой  политики

является более  рациональное использование всех средств, в т.ч. тех,  которые

в настоящее время  направляются не по целевому  назначению  или  остаются  по

различным причинам не собранными  у налогоплательщиков.  Привлечение этого

значительного резерва  в основном зависит от повышения  эффективности  работы

всех   бюджетополучателей,   финансовых   органов,    Главного    управления

федерального   казначейства,   Департамента   государственного   финансового

контроля и Департамента организации  аудиторской  деятельности  Министерства

финансов РФ, Министерства налогов и сборов РФ,  а также  их  территориальных

органов, от их слаженности  и согласованности в работе.

       Все  эти  вышеперечисленные   ресурсы  и   являются   реальной   базой

проведения финансовой политики субъекта РФ.

       После того, как определены цели  и задачи финансовой политики, а также

имеющиеся  для   их   достижения   ресурсы   необходимо   выбрать   наиболее

рациональные пути их  достижения  при  данных  возможностях.  В  этой  связи

нередко понимают лишь разработку  бюджета,  его  принятие  и  реализацию.  В

дополнение к  этому  предусматриваются  лишь  частичные  изменения  валютной,

налоговой и таможенной политик. Никогда  не  приходилось  встречать  в  этой

связи   серьезных   проработок   совершенствования   политики   в    области

Информация о работе Современная финансовая политика России