Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:44, реферат
Под финансовой политикой понимаем управление финансами, т.е. выработку целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение намеченных результатов, а данное управление представляет из себя процесс, состоящий из таких этапов как разработка системы целей и задач, создание информационной базы, прогнозирование, планирование, организацию управления, оценку полученных результатов, стимулирование и контроль.
2 Современная финансовая политика России. Проблемы и перспективы
развития российской
Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии
Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности
зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта,
связи и других отраслей, а также субъектов РФ.
Как уже говорилось, финансовая политика состоит из таких этапов,
как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и
выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также
реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. В
состав такой политики включают бюджетную, налоговую, кредитную,
инвестиционную составляющие.
Но эти подходы не совсем полны и точны. Прежде всего, финансовая
политика предполагает разработку некоего плана, наличие конкретных ресурсов
для его осуществления, а также последовательности разумных действий на
основе данного плана и имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей
и задач. Но не только данный процесс влияет на конечный результат.
Необходимо учитывать многие сопутствующие моменты, и, прежде всего,
существующую социально-
финансовая политика. Так даже идеальный бюджет вряд ли будет выполнен, если
в период его реализации произойдут события, которые повлияют на базовые
условия жизни общества. К таким событиям можно также отнести стихийные
бедствия, массовые беспорядки, ажиотажный спрос на товары первой
необходимости и целый ряд других. Поэтому следует оказывать необходимое
воздействие для устранения или хотя бы снижения негативных и для усиления
положительных факторов, от которых также зависит конечный результат
финансовой политики. Например, к ним можно отнести обеспечение политической
и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного
положения и т.д.
Таким образом, под финансовой политикой понимаем управление
финансами, т.е. выработку целей и задач, на которые необходимо направить
ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в
сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение
намеченных результатов, а данное управление представляет из себя процесс,
состоящий из таких этапов как разработка системы целей и задач, создание
информационной базы, прогнозирование, планирование, организацию управления,
оценку полученных результатов, стимулирование и контроль.
Кроме того, мы различаем внутри нее такие достаточно самостоятельные
направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную,
налоговую, страховую и таможенную политику. При этом все они между собой
взаимосвязаны: одна влияет на другую. И поэтому должны разрабатываться и
осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи между собой.
О необходимости проведения согласованной по всем направлениям
политики может говорить хотя бы такой факт. Ежегодно бюджеты всех уровней
лихорадит из-за больших неплановых расходов на ликвидацию последствий
стихийных бедствий (наводнения в Якутии, на Северном Кавказе, лесные и
торфяные пожары и т.д.), но одновременно не принимается кардинальных
решений по изменениям в страховой политике, которые могли бы и должны бы
снять полностью или по крайней мере существенно смягчить пиковый,
чрезвычайный и негативный характер внеплановых нагрузок на бюджетную
политику.
Несогласованность же
влечет за собой принятие решений о повышении цен и тарифов на продукцию и
услуги естественных монополий, которое приводит к тому, что в ходе
реализации уже принятых бюджетов всех уровней появляются, во-первых,
выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы. Так, повышение
тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки существенно снижают
прибыль большинства предприятий и, следовательно, поступления в бюджеты и
одновременно приводят к удорожанию коммунальных услуг для учреждений
образования, здравоохранения и культуры, а значит и увеличению расходов
бюджетов.
Уточним понятие цели в
единой для всех уровней власти (федерального, регионального и местного),
для всех субъектов РФ. Тогда в качестве такой цели могут быть только общие
интересы всего населения - повышение благосостояния каждого человека.
При этом на различных этапах развития экономики и в отдельных
регионах может сложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно
будет состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов.
Например, в Москве дальнейшее повышение уровня жизни, значительно более
высокого, чем в других регионах страны, неизбежно приведет к излишнему
притоку мигрантов в столицу с одновременным обострением всех социально-
экономических проблем и, следовательно, к значительным бюджетным расходам
для их решения.
Целью финансовой политики
должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу
населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в
стране, в том числе на уровне каждого региона.
При этом, конечно, возрастает роль и значение разработки и принятия
таких нормативов на уровне РФ, которые сегодня разработаны во многих
субъектах РФ. В то же время только централизованно их разработать
невозможно. Не могут же быть одинаковыми нормативы наполняемости школьных
классов в городах и в сельской местности, нормативы выделения средств на
строительство автомобильных дорог в центре России и на Дальнем Востоке.
Однако и без разработки и принятия нормативов на уровне государства не
обойтись. Поэтому должен быть, как можно скорее, принят закон РФ, который
имел бы «рамочный характер» для финансовых и социальных нормативов или
стандартов, а также определял методику определения конкретных значений
внутри этих показателей.
Формирование целей - это также управляемый (регулируемый) процесс.
Например, в настоящее время реальный рост доходов населения пока не
приводит к качественным изменениям в целенаправленности его расходов. Среди
них, к сожалению, почти отсутствуют долгосрочные потребности: покупка или
постройка жилья. И государство пока сделало недостаточно необходимых усилий
по развитию жилищного строительства, в том числе на базе становления
ипотечного кредитования. Возможные усилия государства в этом деле,
направленные на такую корректировку интересов людей и, следовательно, целей
финансовой политики способствовали бы значительному притоку средств
населения в качестве инвестиций в развитие реального сектора экономики – в
сферу строительства и в сферу промышленности строительных материалов. И
далее повлекло бы за собой развитие других отраслей экономики. В конечном
счете, все это привело бы к увеличению доходов предприятий, налоговых
поступлений в бюджеты всех уровней и, следовательно, к росту потенциала
самой финансовой политики.
Очень важно разобраться с
тем, от чего зависит
планов, что является ресурсами финансовой политики. Считать, что в их
качестве выступают только поступившие в казну налоги и сборы, было бы не
совсем правильным. Ведь в случае наличия запасов разведанных природных
ресурсов, развитого промышленного производства и других благоприятных
факторов возможно привлечь дополнительные финансы в виде банковских
кредитов, облигационных займов и других заемных средств.
Ресурсами финансовой политики являются:
во-первых, величина развития
людей, находящихся в трудоспособном возрасте, обладающих определенными
профессиональными знаниями и пригодных по состоянию здоровья к участию в
производственном процессе, основных фондов предприятий всех отраслей
экономической деятельности, а также расположенных на данной территории и
изученных природных ресурсов;
во-вторых, величина собственного финансового капитала;
в-третьих, степень развития
Взаимодействие в процессе производства этих трех составляющих и
образует все основные финансовые потоки.
В настоящее время плановое регулирование всех составляющих ресурсов
финансовой политики отсутствует. Например, экспортные таможенные пошлины на
продукцию, отсутствующие у экономически развитых стран, повышают
себестоимость продукции
и снижают прибыль
самым делают их товары менее конкурентоспособными, сдерживают их
техническое перевооружение и, следовательно, в конечном счете, фактически
помогают зарубежным конкурентам снижать объемы производства в стране,
«тормозят» экономическое развитие и приводят в конечном счете к снижению
получаемых государством этих же самых пошлин, т.е. снижают ресурсы
финансовой политики.
Российская Федерация, как и
ее большинство субъектов,
из крупнейших в мире производительными силами, включая людской потенциал,
находящий далеко не полное полезное применение; производственные мощности
предприятий, загруженные лишь частично; огромными запасами разведанных
полезных ископаемых и лесов, используемых в значительной мере неэффективно
(вывоз на экспорт в необработанном виде, некомплексное освоение
месторождений и т.д.,). Неполное использование возможностей объясняется
отсутствием необходимых денежных средств, необходимых для переобучения
людей, технического перевооружении предприятий, освоения выпуска новой
продукции, создания новых мощностей по более комплексному освоению и более
полному использованию сырья.
В то же время по официальной оценке значительные финансовые ресурсы
ежегодно вывозятся за пределы страны и оседают в зарубежных банках. В
целом банковская, налоговая и таможенная политики должны достичь такого
уровня совершенства, чтобы честно работающему и соблюдающему российское
законодательство предпринимателю было невыгодно вывозить свободный капитал
зарубеж.
Развитие финансовой
чем рост финансового капитала. Без нее денежные средства будут, по-
прежнему, концентрироваться в основном в Москве и частично в десятке
крупнейших городов России. Такой процесс будет неизбежно приводить к
притоку в эти мегаполисы излишних трудовых ресурсов, снижению объектов
производства в других регионах страны, снижению роста, а затем падению
развития экономики в таких регионах и, следовательно, к уменьшению
финансовых ресурсов государства.
Еще одним значительным
является более рациональное использование всех средств, в т.ч. тех, которые
в настоящее время направляются не по целевому назначению или остаются по
различным причинам не собранными у налогоплательщиков. Привлечение этого
значительного резерва в основном зависит от повышения эффективности работы
всех бюджетополучателей, финансовых органов, Главного управления
федерального казначейства, Департамента государственного финансового
контроля и Департамента организации аудиторской деятельности Министерства
финансов РФ, Министерства налогов и сборов РФ, а также их территориальных
органов, от их слаженности и согласованности в работе.
Все эти вышеперечисленные ресурсы и являются реальной базой
проведения финансовой политики субъекта РФ.
После того, как определены цели и задачи финансовой политики, а также
имеющиеся для их достижения ресурсы необходимо выбрать наиболее
рациональные пути их достижения при данных возможностях. В этой связи
нередко понимают лишь разработку бюджета, его принятие и реализацию. В
дополнение к этому предусматриваются лишь частичные изменения валютной,
налоговой и таможенной политик. Никогда не приходилось встречать в этой
связи серьезных проработок совершенствования политики в области