Современная финансовая политика в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Изучить современную финансовую политику в России.
Задачи работы:
1) рассмотреть содержание финансовой политики.
2) исследовать виды и элементы финансовой политики.
3) проанализировать современную финансовую политику в РФ.
В этой работе использовались труды таких авторов, как Поляка Г.Б., . Ковалев В.В., Князева В.Г., Слепова В.А., итд., а так же интернет ресурсы : www.minfin.ru , www.consultant.ru , www.gks.ru .

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и цели финансовой политики………………..4
1.1. Содержание финансовой политики…………………………..………...4
1.2. Элементы финансовой политики……………………………………….7
1.3. Виды финансовой политики……………………………………....…....10
Глава 2. Финансовая политика в России………………………….12
2.1. Общая характеристика………………………………………………....12
2.2. Бюджетная политика ………...................................................................21
Заключение………………………...………………………………………..26
Список использованной литературы……..…………...………………....27
Приложения…………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2курс.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

                 — снижение налогового бремени.

                 Если  же  правительство  пытается  удержать  объем  выпуска

продукции на его  типичном для рассматриваемой  страны  уровне  и  поддержать стабильность  цен,  то  считается,  что  государством  проводится   политика стабилизации. При этом было бы неверно считать,  что  политика  стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в  их  стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как  между  данными понятиями существуют серьезные различия. Например,  политика  экономического роста может проводиться государством и в период, когда  свойственный  стране объем  производства  уже   превышен   и   производство  стремится   к   его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких  целей преследовать не имеет права.

            В свою очередь политика ограничения  деловой активности, напротив

направлена  на  уменьшение  реального  объема  ВНП  по   сравнению   с   его

потенциальным уровнем и применяется  правительством  в  период  подъема  или бума с целью избежания  кризиса  перепроизводства,  и  инфляции  возникающей вместе с избыточным спросом.

            Сдерживающая политика подразумевает:

                 — уменьшение правительственных  расходов;

                 — увеличение налогов.

            Иначе говоря,  финансовая  политика  должна  ориентироваться  на положительное  сальдо  правительственного  бюджета,  если  перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

 

 

Глава 2. Финансовая политика в России

 

2.1. Общая  характеристика

 

Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой  разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.

Роль  финансовой  политики  в  экономическом  и  социальном  развитии Российской Федерации  трудно недооценить. От  степени  ее  рациональности зависят темпы развития  промышленности, сельского  хозяйства,  транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

Как уже говорилось,  финансовая политика  состоит  из  таких  этапов,

как определение  ее  целей,  обеспечение  необходимой  величины  ресурсов  и

выработки для этого наиболее рациональных  путей  их  достижения,  а также

реализация конкретных действий для достижения намеченных целей  и  задач.  В состав  такой   политики   включают   бюджетную,    налоговую, кредитную, инвестиционную составляющие. Но эти подходы не совсем полны  и  точны.  Прежде  всего,  финансовая политика предполагает разработку некоего плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а  также  последовательности  разумных  действий  на основе данного плана и имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей и задач.  Но  не  только  данный  процесс  влияет  на  конечный  результат. Необходимо учитывать  многие  сопутствующие  моменты,  и,  прежде   всего, существующую социально-экономическую реальность, в которой осуществляется финансовая политика. Так даже идеальный бюджет вряд ли будет выполнен, если в период его реализации произойдут события,  которые повлияют  на  базовые условия жизни общества. К таким событиям  можно также отнести  стихийные бедствия,  массовые  беспорядки,  ажиотажный   спрос   на   товары   первой необходимости и целый ряд других.  Поэтому следует оказывать необходимое воздействие для устранения или хотя бы снижения негативных и для усиления положительных факторов,  от  которых  также  зависит  конечный   результат финансовой политики. Например, к ним можно отнести обеспечение политической и  социальной  стабильности,  устойчивого  и   безопасного   международного положения и т.д.

       Таким   образом,  под   финансовой   политикой   понимаем   управление

финансами, т.е. выработку  целей и задач,  на  которые  необходимо  направить

ассигнования, поиск  ресурсов  и  путей  достижения  поставленных  целей,  в

сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение намеченных результатов, а данное управление представляет  из  себя  процесс, состоящий из таких этапов как разработка системы  целей  и  задач,  создание информационной базы, прогнозирование, планирование, организацию  управления, оценку полученных результатов, стимулирование и контроль.

       Кроме  того, мы различаем внутри нее  такие достаточно  самостоятельные

направления,   как   антимонопольную,   бюджетную,   валютную, кредитную,

налоговую, страховую и  таможенную политику. При   этом все они между собой взаимосвязаны: одна влияет на другую. И  поэтому  должны  разрабатываться  и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи между собой.

       О   необходимости  проведения  согласованной   по   всем   направлениям

политики может говорить хотя бы такой факт. Ежегодно  бюджеты  всех  уровней лихорадит  из-за  больших  неплановых  расходов  на  ликвидацию  последствий стихийных бедствий (наводнения в  Якутии,  на  Северном  Кавказе,  лесные  и торфяные  пожары  и  т.д.),  но  одновременно  не  принимается  кардинальных решений по изменениям в страховой политике, которые могли  бы  и  должны  бы снять  полностью  или  по  крайней  мере   существенно   смягчить   пиковый, чрезвычайный  и  негативный  характер  внеплановых  нагрузок  на   бюджетную политику.

       Несогласованность  же антимонопольной и  бюджетной   политики  ежегодно влечет за собой принятие решений о повышении цен и тарифов  на  продукцию  и услуги  естественных  монополий,  которое  приводит  к  тому,  что  в   ходе реализации  уже  принятых  бюджетов  всех  уровней  появляются,   во-первых, выпадающие доходы,  а  во-вторых,  дополнительные  расходы.  Так,  повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные  перевозки  существенно  снижают прибыль большинства предприятий и, следовательно, поступления  в  бюджеты  и одновременно  приводят  к  удорожанию  коммунальных  услуг  для   учреждений образования, здравоохранения и культуры,  а  значит  и  увеличению  расходов бюджетов.

       Уточним  понятие цели в финансовой политике. Такая  цель  должна  быть

единой для всех уровней  власти  (федерального,  регионального  и  местного),

для всех субъектов РФ. Тогда  в качестве такой цели могут быть  только  общие интересы всего населения - повышение благосостояния каждого человека. При этом  на  различных этапах  развития  экономики и в отдельных регионах может сложиться ситуация, когда цель финансовой  политики  временно будет состоять в  сохранении  уже  достигнутого  реального  уровня  доходов.

Например, в Москве дальнейшее  повышение  уровня  жизни,  значительно  более высокого, чем в других  регионах  страны,  неизбежно  приведет  к  излишнему притоку мигрантов в столицу  с  одновременным  обострением  всех  социально- экономических проблем и, следовательно, к  значительным  бюджетным  расходам для их решения.

       Целью  финансовой политики государства  (и  субъекта  РФ  в  частности)

должно быть увеличение  или  сохранение  уровня  реальных  доходов  на  душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни  в стране, в том числе на уровне каждого региона.

       При  этом, конечно, возрастает роль  и значение разработки  и   принятия

таких нормативов  на  уровне  РФ,  которые  сегодня  разработаны  во  многих

субъектах  РФ.  В  то  же  время  только  централизованно   их   разработать невозможно. Не могут же быть одинаковыми  нормативы  наполняемости  школьных классов в городах и в сельской местности,  нормативы  выделения  средств  на строительство автомобильных дорог в центре  России  и  на  Дальнем  Востоке. Однако и без разработки и  принятия  нормативов  на  уровне  государства  не обойтись. Поэтому должен быть, как можно скорее, принят  закон  РФ,  который имел бы «рамочный характер»  для  финансовых  и  социальных  нормативов  или стандартов, а  также  определял  методику  определения  конкретных  значений внутри этих  показателей.

       Формирование  целей - это также  управляемый  (регулируемый)  процесс.

Например,  в  настоящее  время  реальный  рост  доходов  населения  пока  не

приводит к качественным изменениям в целенаправленности его расходов. Среди них, к сожалению,  почти отсутствуют долгосрочные потребности:  покупка  или постройка жилья. И государство пока сделало недостаточно необходимых  усилий по развитию  жилищного  строительства,  в  том  числе  на  базе  становления ипотечного  кредитования.  Возможные  усилия  государства   в   этом   деле, направленные на такую корректировку интересов людей и, следовательно,  целей финансовой  политики  способствовали  бы   значительному   притоку   средств населения в качестве инвестиций в развитие реального сектора экономики  –  в сферу строительства и в  сферу  промышленности  строительных  материалов.  И далее повлекло бы за собой развитие других отраслей  экономики.  В  конечном счете, все это  привело  бы  к  увеличению  доходов  предприятий,  налоговых поступлений в бюджеты всех уровней  и,  следовательно,  к  росту  потенциала самой финансовой политики.

       Очень важно разобраться с  тем, от чего зависит реализация  намеченных

планов, что  является ресурсами  финансовой  политики.  Считать,  что  в  их

качестве выступают только поступившие в казну налоги и сборы,  было  бы  не совсем правильным. Ведь в  случае  наличия  запасов  разведанных  природных ресурсов,  развитого  промышленного  производства  и  других  благоприятных факторов  возможно  привлечь  дополнительные  финансы  в  виде   банковских кредитов, облигационных займов и других заемных средств.

       Ресурсами финансовой политики  являются:

     -  во-первых, величина развития производительных сил, т.е.  совокупности

людей, находящихся  в  трудоспособном  возрасте,  обладающих определенными профессиональными знаниями и пригодных по состоянию здоровья  к  участию  в производственном  процессе,  основных  фондов  предприятий  всех   отраслей экономической деятельности, а также расположенных на  данной  территории  и изученных природных ресурсов;

     -   во-вторых, величина собственного финансового капитала;

     -  в-третьих, степень развития финансовой инфраструктуры.

       Взаимодействие в процессе  производства  этих   трех  составляющих  и

образует все основные финансовые потоки. В настоящее время плановое регулирование всех  составляющих  ресурсов финансовой политики отсутствует. Например, экспортные таможенные пошлины на продукцию,  отсутствующие   у   экономически   развитых   стран,   повышают себестоимость продукции и снижают прибыль отечественных предприятий  и  тем самым  делают  их  товары   менее   конкурентоспособными,   сдерживают   их техническое перевооружение и, следовательно, в конечном  счете,  фактически помогают зарубежным  конкурентам  снижать  объемы  производства  в  стране, «тормозят» экономическое развитие и приводят в конечном  счете  к  снижению получаемых  государством  этих  же  самых  пошлин,  т.е.  снижают   ресурсы финансовой политики.

       Российская Федерация, как и  ее большинство субъектов, обладает одними

из крупнейших в мире  производительными силами, включая людской потенциал, находящий далеко не полное полезное  применение; производственные  мощности предприятий, загруженные  лишь  частично;  огромными  запасами  разведанных полезных ископаемых и лесов, используемых в значительной мере  неэффективно (вывоз на  экспорт   в   необработанном   виде,   некомплектное   освоение месторождений и т.д.,).  Неполное  использование  возможностей  объясняется отсутствием необходимых денежных средств,  необходимых  для    переобучения

людей, технического  перевооружении  предприятий,  освоения  выпуска  новой продукции, создания новых мощностей по более комплексному освоению и  более полному использованию сырья.

       В то же время по официальной оценке значительные  финансовые  ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны  и  оседают  в  зарубежных  банках.   В целом банковская, налоговая и  таможенная  политики  должны  достичь  такого уровня совершенства, чтобы   честно работающему  и  соблюдающему  российское законодательство предпринимателю было невыгодно вывозить  свободный  капитал зарубеж.

       Развитие финансовой инфраструктуры  имеет не  менее  важное  значение, чем  рост  финансового  капитала.  Без  нее  денежные  средства  будут,  по- прежнему, концентрироваться  в  основном  в  Москве  и  частично  в  десятке крупнейших  городов  России.  Такой  процесс  будет  неизбежно  приводить  к притоку в эти  мегаполисы  излишних  трудовых  ресурсов,  снижению  объектов производства в других регионах  страны,  снижению  роста,  а  затем  падению развития  экономики  в  таких  регионах  и,  следовательно,   к   уменьшению финансовых ресурсов государства.

       Еще одним значительным дополнительным  ресурсом  финансовой  политики является более рациональное использование всех средств, в т.ч. тех,  которые в настоящее время направляются не по целевому  назначению  или  остаются  по различным причинам не собранными  у  налогоплательщиков.  Привлечение  этого значительного резерва в основном зависит от повышения  эффективности  работы всех   бюджетополучателей,   финансовых   органов,    Главного    управления федерального   казначейства,   Департамента   государственного   финансового контроля и Департамента организации  аудиторской  деятельности  Министерства финансов РФ, Министерства налогов и сборов РФ,  а также  их  территориальных органов, от их слаженности и согласованности в работе. Все  эти  вышеперечисленные  ресурсы  и   являются   реальной   базой проведения финансовой политики субъекта РФ.

Информация о работе Современная финансовая политика в РФ