Современная финансовая политика в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Изучить современную финансовую политику в России.
Задачи работы:
1) рассмотреть содержание финансовой политики.
2) исследовать виды и элементы финансовой политики.
3) проанализировать современную финансовую политику в РФ.
В этой работе использовались труды таких авторов, как Поляка Г.Б., . Ковалев В.В., Князева В.Г., Слепова В.А., итд., а так же интернет ресурсы : www.minfin.ru , www.consultant.ru , www.gks.ru .

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и цели финансовой политики………………..4
1.1. Содержание финансовой политики…………………………..………...4
1.2. Элементы финансовой политики……………………………………….7
1.3. Виды финансовой политики……………………………………....…....10
Глава 2. Финансовая политика в России………………………….12
2.1. Общая характеристика………………………………………………....12
2.2. Бюджетная политика ………...................................................................21
Заключение………………………...………………………………………..26
Список использованной литературы……..…………...………………....27
Приложения…………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2курс.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

       После того, как определены цели  и задачи финансовой политики, а также

имеющиеся  для   их   достижения   ресурсы   необходимо   выбрать   наиболее рациональные пути их  достижения  при  данных  возможностях.  В  этой  связи нередко понимают лишь разработку  бюджета,  его  принятие  и  реализацию.  В дополнение к этому  предусматриваются  лишь  частичные  изменения  валютной, налоговой и таможенной политик. Никогда  не  приходилось  встречать  в  этой связи   серьезных   проработок   совершенствования   политики   в    области антимонопольной,   банковской,  страховой  и  фондовой   сферах.   Последние реализуются как бы сами по себе, т.е. фактически независимо друг  от  друга. Думается,  что  такая  практика  снижает  эффективность  проведения   единой финансовой политики и нуждается в серьезной  корректировке. 

Так,  например, для успешной бюджетной политики не менее важно прогнозировать и  закладывать в расчеты правильные цифры не только о мировых ценах на нефть,  курсе  рубля по отношению к доллару США, уровне ожидаемой в  стране  инфляции,  но  и  об уровне цен и тарифов естественных  монополий,  т.к,  от  их  величины  прямо зависит  степень  выполнения  доходной  и  расходной  частей  бюджетов  всех уровней. Но возможность удержания таких цен и  тарифов  на  заданном  уровне прямо зависит от антимонопольной, налоговой и таможенных политик.

       Вот почему выбор путей реализации  финансовой политики должен, с  одной стороны,  логически  связывать  все  ее  направления,  а,  с   другой,   все мероприятия  данной  политики  должны  быть  согласованы   по   времени   их осуществления и проводиться строго в намеченные сроки.

       При  этом  подразумевается   под  такими  путями  процесс   определения

приоритетов достижения поставленных задач,  составление  примерного графика поступления  средств  на  их  решение,  принятия   мер   по   своевременному финансированию всех намеченных мероприятий,  а  также  проведения  комплекса мероприятий по всем  направлениям  финансовой  политики  с  целью  получения намеченных результатов.

       Проблема выбора путей реализации  финансовой политики во  все   времена была и будет ключевой в функционировании любого государства, в том числе  на уровне  его  субъектов.  При  этом   набор   решений   должен   предполагать скоординированные  действия  по  всем  направлениям   финансовой   политики: антимонопольной, банковской  (кредитной),  бюджетной,  валютной,  налоговой, страховой, таможенной и фондовой. Например, снижение налогов может  привести не к росту прибыли и пополнению на этой  основе  бюджетов  всех  уровней,  а лишь к увеличению доходов естественных  монополий,  если  не  будут  приняты соответствующие меры в сфере антимонопольной и таможенной политик.

       Существует и  организационная   проблема  на  пути  проведения  единой

финансовой  политики  -  проблема  наличия  межведомственных   барьеров   ее реализации, если бы даже  она  была  выработана.  Так,  в  настоящее  время, наряду с Министерством  финансов  РФ,  в  качестве  самостоятельных  органов управления финансами функционируют Центральный банк РФ, Министерство  РФ  по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции  РФ,  Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная комиссия по  ценным  бумагам,  Пенсионный фонд  РФ,  Счетная  палата  РФ.  Такое  количество  ведомств,   в   принципе работающих  на  реализацию  единой  цели  неизбежно  приводит   к   снижению конечного результата их совместной работы.

 

 

 2.2. Бюджетная политика

 

 Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Нельзя сводить бюджетную политику только к бюджетному процессу, хотя это наибольшая по объему и важности работа. Закон должен четко определить функции исполнительной и законодательной ветвей власти в бюджетном процессе, функции субъектов Федерации, принципы бюджетного федерализма, права и обязанности субъектов бюджетного процесса и т.п. Однако бюджетная политика этим не исчерпывается. Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью и субъектами Федерации, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в доле федерального бюджета из общей суммы консолидированного бюджета, в управлении государственным долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета и т.п.

В демократическом  государстве бюджет — законодательно утверждаемый документ, в котором находит отражение движение денежных средств, сконцентрированных в руках государства с целью выполнения своих функций. Приоритетом в бюджетной политике является именно направление денежных ресурсов на достижение целей, определяющих политику государства. Если цели требуют больше средств, чем обеспечивает национальная экономика, государство прибегает к чрезвычайным способам формирования дополнительных доходов: внутренним и внешним кредитам, продаже национальных богатств, сдаче богатств и имущества в аренду и концессиям. Чрезвычайные меры пополнения доходной части бюджета могут привести к потере экономической независимости. Учитывая это, законодательная ветвь власти устанавливает пределы заимствования. В реальной действительности эти ограничения неэффективны, поскольку у Правительства РФ есть способы их преодоления. Так, допуск на рынок государственных казначейских обязательств (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ) иностранных капиталов привел к переводу внутреннего долга в разряд внешних долгов. Именно деятельность Правительства Российской Федерации на рынке внешних заимствований привела к росту внешней задолженности России за период с 1992 по 1998 год более чем на 85 млрд долларов. Негативные последствия такой бюджетной политики проявились, в конечном счете, в системном финансовом кризисе 17 августа 1998 года. Ошибки бюджетной политики являются следствием текущего, а не стратегического планирования. Заимствования производились для решения сиюминутных проблем. Ресурсы бюджета не использовались для обновления технологии, структурной перестройки экономики. Все заимствования, как и собственные доходные источники, направлялись на «латание дыр» бюджета. Постоянный рост безработицы, неудержимая инфляция, рост доли теневой экономики (что приводит к снижению доходной базы бюджета), утечка капиталов из страны, бюджетный сепаратизм субъектов Федерации — все эти факторы, вызванные непродуманной бюджетной политикой, привели к современному состоянию экономики.

В соответствии с перечисленными документами современная  финансовая политика нацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста , повышение благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая в свою очередь подразделяется на политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, политику в области бюджетных расходов и политику в сфере межбюджетных отношений.

Главной стратегической задачей бюджетной политики на современном  этапе является проведение бюджетной  реформы, предполагающей переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

В связи с этим к основным задачам бюджетной политики на среднесрочную перспективу относятся:

• переход от сметного финансирования бюджетных учреждений и прямого предоставления значительной части бюджетных услуг к принципу их оплаты в соответствии с получаемыми обществом результатами. Для реализации этой задачи предлагается провести инвентаризацию действующей сети получателей бюджетных средств с точки зрения соответствия их функций и задач государственным нуждам; уточнить правовой статус и провести реорганизацию действующих бюджетных учреждений; внедрить новые формы финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг нормативно - по душевое финансирование и государственный (муниципальный) социальный заказ;

• реформирование бюджетного учета, что предполагает изменение Бюджетной классификации РФ в соответствии с требованиями международных стандартов, а также с учетом функций, выполняемых органами государственной власти и местного самоуправления, которые изменяются в результате проведения в Российской Федерации административной реформы;

• выделение «бюджета действующих обязательств», в состав которого включаются расходные обязательства Российской Федерации (субъекта РФ, муниципального образования), обусловленные действующими нормативно-правовыми актами, и «бюджета принимаемых обязательств», куда входят расходные обязательства, возникающие в связи с введением в действие новых нормативно-правовых актов, увеличивающих нагрузку на бюджеты. Такое разделение бюджета позволит упростить и ускорить процедуру составления и рассмотрения бюджета в части, касающейся исполнения действующих обязательств, и сосредоточить ее на принимаемых обязательствах для оценки возможностей их реализации в планируемом периоде и среднесрочной перспективе;

• совершенствование среднесрочного бюджетного планирования, которое должно приобрести не только долгосрочный характер, но также подразумевает разработку надежных, достоверных и стабильных среднесрочных финансовых прогнозов развития экономики и перспективного финансового плана (ст. 174 БК РФ). В целях повышения роли перспективного финансового плана в бюджетном процессе на федеральном уровне предлагается утверждать порядок его разработки постановлением Правительства РФ;

• переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, которые позволят обеспечить взаимосвязь между распределением бюджетных средств и фактическими (или планируемыми) результатами их использования. При этом предполагается ввести практику предоставления субъектами бюджетного планирования докладов об основных результатах и направлениях их деятельности. Должна измениться методология разработки и реализации федеральных (региональных, муниципальных) целевых программ. На текущем этапе планируется провести инвентаризацию действующих программ, преобразовать часть из них в ведомственные, упразднив неэффективные целевые программы, а предоставление бюджетных средств для реализации новых целевых программ осуществлять на конкурсной основе;

• упорядочение процедур составления и рассмотрения федерального бюджета, предполагающее совершенствование взаимодействия федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств с палатами Федерального Собрания РФ на этих стадиях бюджетного процесса на основе оценки приоритетов бюджетной политики и более четкого разграничения в нем бюджетных полномочий и ответственности между законодательными и исполнительными органами власти.

Рассматривая  отдельно составные части бюджетной  политики РФ, следует остановиться на основных направлениях политики мобилизации  денежных средств в бюджеты всех уровней, основу которой составляет налоговая политика. Проведение в нашей стране налоговой реформы уже имеет определенные положительные результаты. К ее позитивным итогам можно отнести повышение собираемости налогов при снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования вследствие отмены оборотных налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение      

В результате проделанной  работы по теме «Современная финансовая политика в РФ» мною был сделан  вывод, что сформированные подходы к определению финансовой политики позволяют расширить понятийный  аппарат,  углубить  понимание  теоретических  аспектов этой сферы деятельности. Проведенный даже беглый анализ  существующей  практики  показывает наличие  резервов  повышения  эффективности,  как  в  подготовке,  так  и  в реализации  финансовой  политики.  В  этой  связи  необходимо  усилить  роль Минфина  РФ  в  координации  деятельности  всех   ведомств,   причастных   к проведению единой финансовой политики государства.

Для  формирования  предложений  по  усилению  единой  финансовой

политики России целесообразно  было  бы  создать  соответствующий  временный рабочий орган или комиссию при Президенте РФ или Правительстве  РФ  с  целью подготовки  пакета  проектов  конкретных   решений,   требующих   проработки различных ведомств и с участием субъектов РФ.

       Таким  образом,  можно  сказать,  что финансовая  политика  требует

дальнейшего совершенствования, которое может осуществляться, в  том  числе  и с учетом перечисленных  выше  теоретических  и  практических  соображений  и предложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации  от 31.07.1998 N 145-ФЗ  (ред. от 06.04.2011) - Москва: ИПС КонсультантПлюс, 2011.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ  (ред. от 07.03.2011) - Москва: ИПС КонсультантПлюс, 2011.
  3. О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: федер. закон N 357-ФЗ от 13.12.2010 г. - Москва: ИПС КонсультантПлюс, 2011.
  4. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федер. закон  N 166-ФЗ от 15.12.2001 (ред. от 28.03.2011) - Москва: ИПС КонсультантПлюс, 2011.
  5. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федер. закон N 173-ФЗ от 17.12.2001 (ред. от 27.07.2010) - Москва: ИПС КонсультантПлюс, 2011.
  6. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: федер. закон N 212-ФЗ  от 24.07.2009 (ред. от 28.12.2010) - Москва: ИПС КонсультантПлюс, 2011.
  7. О Счетной палате Российской Федерации: федер. закон N 4-ФЗ от 11.01.1995 (ред. от 29.12.2010) - Москва: ИПС КонсультантПлюс, 2011.
  8. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 (ред. от 23.12.2004, с изм. от 06.04.2011) - Москва: ИПС КонсультантПлюс, 2011.
  9. О Министерстве финансов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 24.03.2011) - Москва: ИПС КонсультантПлюс, 2011.
  10. О порядке разработки и представления платежного баланса Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 18.07.1994 N 849- Москва: ИПС КонсультантПлюс, 2011.
  11. Ермасова Н.Б.Бюджетная система Российской Федерации: учебник, 2-е изд. – М.: Юрайт, 2010.
  12. Кричевский Н.А. Социальное страхование: учебник, 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2008.
  13. Карановская М. Н., Рынок нацелился на рост // Коммерсант, 2010, № 19.
  14. Нешитой А.С. Финансы и кредит: учебник, 6-е изд. – М.: Дашков и К, 2010.
  15. Финансы: учебник, 4-е изд. перераб. и доп. под ред. Поляка Г.Б. – М.: Юнити, 2010.
  16. Сенчагов В.К. Экономика, финансы, цены: эволюция, трансформация, безопасность. – М.: Анкил, 2010.
  17. Финансы: учебник, 3-е изд. отв. ред. Ковалев В.В. – СПб.: Проспект, 2010.
  18. Финансы: учебник, 3-е изд., перераб. и доп. под ред. Князева В.Г., Слепова В.А. – М.: Магистр, 2011.
  19. Финансы и кредит: учебник, 6-е изд. под ред. Ковалева Т.М. - М.: Кнорус, 2011.
  20. Хоминич И.П. Саввина О.В. Государственный кредит в условиях финансовой глобализации: учебное пособие, гриф УМО. – М.: Финансы и статистика, 2010.
  21. www.minfin.ru – Министерство финансов Российской Федерации
  22. www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба Российской Федерации
  23. www.ach.gov.ru – Счетная палата Российской Федерации
  24. www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации
  25. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации
  26. www.consultant.ru – Информационно-правовая система «КонсультантПлюс»

Информация о работе Современная финансовая политика в РФ