Современная финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:47, реферат

Описание работы

Финансовая политика - это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределении общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства.
В своём развитии финансовая политика, в России в ХХв., эволюционировала от финансовой централизации в советское время, до финансовой политики государства с рыночной экономикой, сходной с распространённой по всему миру среди развитых государств. Я думаю, это произошло не столько в силу субъективных причин (т.е. ошибок руководства страны), сколько в силу объективных причин развития экономики и международных связей страны.

Содержание работы

Введение 3
Современная финансовая политика 4
Проблемы и пути их решения в современной финансовой политике 9
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 35.83 Кб (Скачать файл)

3. Возможности сокращения расходов  федерального бюджета практически  исчерпаны. Речь в настоящее  время может идти лишь об  оптимизации структуры расходных  статей. Отдельно следует сказать  о расходах на обслуживание  государственного долга. Необходимо  решить вопрос о реструктуризации  государственного долга и установлении  верхней границы доходности по  государственным заимствованиям. Финансирование  бюджетного дефицита за счет  эмиссии государственных ценных  бумаг с низкой бюджетной эффективностью  приводит к потере управляемости  государственным долгом.

Дальнейшие пути развития общества предполагают либо движение к сужению  функций государства в области  экономической и социальной политики, углублению регионального сепаратизма, либо к укреплению основ государственности  на федеративной основе с четко очерченными  геополитическими функциями в области  интеграционных процессов.

2. Стратегический курс в сфере  государственных финансов - это прежде всего реальный бюджет. А это означает, что до тех пор, пока экономика не "встанет на ноги" путем возрождения производства, у государства нет оснований для популистских заявлений относительно возможностей решения социально-экономических проблем за счет централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Для решения этой проблемы необходимо создать все условия, чтобы накопления, активы, созданные в России, работали в ее интересах, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой. В этом важнейшая задача всех ветвей власти, предпринимателей, населения.

Реальный бюджет - это и возможность  его исполнения в соответствии с  утвержденными параметрами, что  во многом зависит от макроэкономических показателей развития экономики. Важнейший  из них - уровень инфляции, определяющий динамику денежной массы и ее соответствие спросу экономики на деньги.

5. Сокращение государственного  сектора экономики и увеличение  частной собственности в ключевых  отраслях, включая естественные  монополии, не привело к увеличению  доходной базы государственного  бюджета, росту объемов производства. Расширение совокупного предложения  в современных условиях может  обеспечить только инвестиционное  финансирование за счет внутренних  и внешних заимствований, сбережений  средних слоев населения, а  также лиц, получающих высокие  и сверхвысокие доходы, средств  нерезидентов.

6. Известно, что активы Федеральной  резервной системы США (ФРС)  формируются в основном за  счет правительственных займов, доходность которых соответствует  учетной ставке ФРС. Такие монетаристские  методы проведения финансовой  и денежно-кредитной политики  вполне могла бы позаимствовать  Россия. В то же время, следуя  рекомендациям западных экспертов,  в том числе американских, Банк  России минимизировал свое участие  в поддержке рынка государственных  ценных бумаг и не использовал  рыночные способы поддержки доходности  на приемлемом для бюджета  уровне, а сужал денежную базу.

7. Большое значение имеет стабилизация  валютного курса рубля. Целесообразно  обратить внимание на проблему  перевода валютных корреспондентских  счетов НОСТРО российских коммерческих  банков в Центральный банк  РФ. Это позволило бы не только  увеличить денежную базу и  расширить денежную массу в  обращении, но и поставить надежный  заслон на пути незаконного вывоза капитала, сделать более реалистичным валютный курс рубля. Необходим комплекс мер по ограничению спекуляции на валютном рынке. Например, проводимая в последние годы денежно-кредитная политика "подталкивает" и вынуждает население к использованию иностранной валюты в качестве основной формы сбережений в целях снижения инфляционного риска. Это негативно влияет на валютный курс рубля, искажая реальное соотношение рубля и доллара по паритету покупательной способности. Такие вложения носят в основном спекулятивный характер и напрямую зависят от макроэкономических показателей. Выход из создавшейся ситуации выглядит так: государство создает предпосылки для конвертации иностранной валюты, принадлежащей физическим лицам и хранящейся вне банковской системы, в рублевые активы, для привлечения средств на счета коммерческих банков, для гарантирования сохранности вкладов и их индексации. Одновременно в основу денежно-кредитной политики оно закладывает регулирование процентных ставок.

8. Одна из проблем федерального  бюджета - повышение отдачи от  использования государственной  собственности. Необходимо повысить  персональную ответственность представителей  государства в органах управления  корпораций, доля акций которых  принадлежит государству, за эффективное  использование активов, налаживание  кооперационных связей и создание  условий для привлечения инвестиций. Соответствующие положения должны  быть предусмотрены в контрактах, заключаемых с представителями  государства. Следует обеспечить  поступление в бюджет дивидендов, арендной платы от использования  государственного имущества. Для этого целесообразно активизировать работу Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка - Центрального депозитария и единой национальной депозитарной системы, сформировать систему доверительного управления государственными пакетами акций и другой собственностью, создать полный реестр объектов недвижимости, включая незавершенное строительство на федеральном и региональном уровнях, обеспечить подтверждение прав РФ на зарубежную собственность и повышение эффективности ее использования.

9. Для формирования доходной  базы бюджетов всех уровней  особое значение имеет проблема  их кассового исполнения. В процессе  управления финансовыми потоками  государства возникают временные  кассовые разрывы. Минимизация  остатков на отдельных бюджетных  счетах возможна лишь с переходом  к единому счету Федерального  казначейства, что обеспечит централизацию  всех средств бюджета. Целесообразно  соответствующими правовыми актами  Правительства РФ решить вопрос  по счетам Государственного таможенного  комитета РФ и государственных  внебюджетных фондов, средства которых  остаются в распоряжении коммерческих  банков на достаточно длительное  время. Эти ресурсы могли бы  эффективно использоваться на  покрытие временных кассовых  разрывов бюджета. В целом казначейская  система требует серьезного реформирования  и придания ей самостоятельного  статуса по аналогии с имеющимся  зарубежным опытом в целях  укрепления финансовой дисциплины  и разведения процессов составления,  утверждения и исполнения бюджета,  которые в настоящее время  сконцентрированы в Минфине РФ.

10. Необходима ориентация финансовой  и денежно-кредитной политики  России на еегеополитические интересы. А они, прежде всего, находятся в пределах стран СНГ. Ориентация государств СНГ на использование во взаимных расчетах доллара США, привлечение крупных внешних займов, существенно увеличивающих нагрузки на бюджеты, вызывает сложности с погашением задолженности, обеспечением сбалансированности платежных балансов

Таким образом, для стабилизации экономики  и финансовой системы необходимо:

обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального  прогноза макроэкономических показателей;

реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;

установить верхние границы  доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;

стабилизировать валютный курс рубля  через усиление контроля со стороны  Банка России за валютными счетами  и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации  наличной иностранной валюты физическими  лицами в рублевые активы;

сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;

реформировать систему казначейского  исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;

ориентировать денежно-кредитную  политику на регулирование процентных ставок.

Важно проводить согласованную  финансовую, денежно-кредитную и  социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев  населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление  финансового кризиса находится  в плоскости макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего  к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и  стратегических позиций России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Из всего вышесказанного можно сделать следующие краткие  выводы.

1. Сформированные подходы  к определению финансовой политики  позволяют расширить понятийный  аппарат,  углубить  понимание  теоретических  аспектов этой сферы деятельности.

2. Проведенный даже беглый  анализ  существующей  практики  показывает наличие  резервов  повышения  эффективности,  как  в  подготовке,  так  и  в реализации  финансовой  политики.  В  этой  связи  необходимо  усилить  роль Минфина  РФ  в  координации  деятельности  всех   ведомств,   причастных   к проведению единой финансовой политики государства.

3.   Для  формирования  предложений  по  усилению  единой  финансовой политики России целесообразно  было  бы  создать  соответствующий  временный рабочий орган или комиссию при Президенте РФ или Правительстве  РФ  с  целью подготовки  пакета  проектов  конкретных   решений,   требующих   проработки различных ведомств и с участием субъектов РФ.

4.   Существование   рациональной   финансовой   политики   субъектов

Российской Федерации  является  положительным  фактором  развития  экономики государства и, наоборот, ее  отсутствие  тормозит  развитие  экономики,  как конкретного  региона,  так  и  страны  в  целом.  В  условиях   фактического разрушения  жесткой  вертикали  управления  финансовыми  органами  субъектов Федерации финансовая политика регионов пока  осуществляется  каждым  из  них самостоятельно в меру понимания важности данных усилий  и  в  меру  кадровых возможностей  каждого   из   них.   Необходимо   восстановить   вертикальную зависимость деятельности территориальных  финорганов  от  Минфина РФ  и на более серьезном уровне, чем даже было, т.к, в противном случае  значительно снижается возможность проведения единой финансовой политики государства.

5. Одновременно в рамках  субъектов РФ  целесообразно   создать  единый механизм  тесного  взаимодействия   всех   управлений   и   представительств Министерства финансов Российской Федерации, работающих в республиках,  краях и областях. Для этого территориальным финансовым органам  должно  быть  дано право и вменена в обязанность координация их деятельности с целью  повышения эффективности  проведения  единой   финансовой   политики   государства   на территории конкретного субъекта РФ.

Таким  образом,  можно  отметить,  что  финансовая  политика  требует дальнейшего совершенствования, которое может осуществляться, в том  числе  и с учетом перечисленных  выше  теоретических  и  практических  соображений  и предложений.

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1 Финансы. Учебник для  вузов. Под редакцией Дробозиной  Л.А.,   «Финансы», М.: 2008.

2  Булатова А.С. Экономика.  Учебник. М.: Бек. 2007.

3  Колесов А.С. Финансовая  политика: цели и задачи // Финансы, 2009. №10

4  Живалов В.Н. Финансовая система России, Экономика, 2008 г.

 


Информация о работе Современная финансовая политика