Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 17:20, реферат
Цель работы - изучить регулирование налично-денежного оборота, для этого целесообразно рассмотреть следующие вопросы:
1. Понятие классификация и назначение денежного оборота
2. Сущность и принципы организации налично-денежного оборота в Российской Федерации
3. Государственное регулирование налично-денежного оборота в Российской Федерации
4. Современное состояние и структура налично-денежного оборота в Российской Федерации
5. Направления совершенствования организации налично-денежного оборота в Российской Федерации
Введение
Понятие классификация и назначение денежного оборота
Сущность и принципы организации налично-денежного оборота в Российской Федерации
Государственное регулирование налично-денежного оборота в Российской Федерации
Современное состояние и структура налично-денежного оборота в Российской Федерации
Направления совершенствования организации налично-денежного оборота в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы.
Налично-денежный оборот начинается в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) Центрального банка РФ. Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, тем самым они поступают в обращение. Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков. Часть этих денег банки могут передавать друг другу на платной основе, но большая часть выдается клиентам — юридическим и физическим лицам (либо в кассы предприятий и организаций, либо непосредственно населению). Часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий и организаций, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных видов денежных доходов (заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидентов, поступлений от продажи ценных бумаг и т.д.).
Для этого Центральный банк систематически издает документ, который называется «Порядок ведения кассовых операций в народном хозяйстве». Последний раз этот документ в России издавался в сентябре 1993 г. (Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 № 40 и сообщенный письмом Банка России от 4 октября 1993 г. № 18).
Налично-денежный оборот организуется на основе следующих принципов:
• все предприятия и организации должны хранить наличные деньги (за исключением части, установленной лимитом) в коммерческих банках;
• банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности;
• обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования;
• управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;
• организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения;
• наличные деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков.
Эмиссия наличных денег представляет собой их наличных денег выпуск в обращение, при котором увеличивается общая масса наличных денег.
Монополия выпуска наличных денег в каждой стране принадлежит центральному государственному банковскому органу: в России — Центральному банку (ЦБ) РФ, в США — Федеральной резервной системе.
На основе кассовых оборотов коммерческих банков и составляемой аналитической отчетности Центральный банк РФ прогнозирует размер предполагаемой эмиссии. При этом очень важно не только определить оптимальный размер предполагаемой эмиссии, но и установить, в каких регионах ее следует проводить. Потребность в наличных деньгах юридических и физических лиц, обслуживаемых коммерческими банками, постоянно меняется.
Завозить из центра денежную наличность ежедневно, особенно в отдаленные регионы, например на Камчатский полуостров, нереально. Вместе с тем эмиссия наличных денег всегда децентрализована. Поэтому осуществляется следующая технология доставки наличных денег в регионы из Центра.
В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении. Они не совершают движения, не накапливаются в виде сокровища, не служат средством платежа, поэтому они являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от коммерческих банков. Деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении.
Если сумма поступлений наличных денег на счете коммерческих банков превышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности коммерческого банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета коммерческого банка в пределе его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности. РКЦ обязан обслуживать коммерческий банк бесплатно.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о сущности и принципах организации налично-денежного оборота в Российской Федерации.
Глава 3. Государственное
регулирование налично-
Налично-денежный оборот организуется государством в виде центрального банка.
Эмиссионная функция - одна из основных функций Банка России и по своей сути есть функция конституционная.
Исходя из п.1 ст.75 Конституции РФ [1], Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) [2] следует, что Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также утверждает графическое обозначение рубля в виде знака (ст.4). Его права и обязанности в данной сфере закреплены в нормах гл. VI (ст.27-34) указанного Закона.
Согласно ст.29 Закон N 86-ФЗ эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. "Банк России - эмиссионный банк. Независимо от органов государственной власти, Банк России производит эмиссию наличных денег и организует их обращение. По Конституции РФ (ст.75) он в этом абсолютно независим, и выпуск денежных суррогатов запрещен. Поэтому для нормального функционирования денежной системы в ней должна быть централизация. Ни субъекты РФ, ни какие бы то ни было органы исполнительной власти не должны вмешиваться в осуществление этой экономически обусловленной функции Банка России" [2].
Эмиссия наличных денег служит основой для контроля над обращением денежной массы в стране, дает возможность Банку России активно влиять на деятельность коммерческих банков и иных коммерческих организаций. Кроме того, монополия Банка России на эмиссию наличных денег позволяет избежать соблазна решать экономические проблемы путем использования печатного станка.
Являясь эмиссионным центром, Банк России осуществляет эмиссионное регулирование, т.е. регулирование выпуска и изъятия денег из обращения. При этом эмиссионное регулирование включает следующие моменты:
определение эмиссионного результата как по отдельным регионам, так в целом по стране (эмиссионный результат может быть с "плюсом", когда производится выпуск денег в обращение, или с "минусом", когда производится изъятие денег из обращения);
документальное оформление
совершаемых эмиссионных
Денежная эмиссия выступает в качестве одного из важнейших средств осуществления единой государственной денежно-кредитной политики. При этом следует отметить, что ст.45 Закона N 86-ФЗ вменяет в обязанность Банка России ежегодно не позднее 26 августа представлять в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.
Банк России осуществляет свои полномочия, в том числе связанные с организацией наличного денежного обращения, независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Помимо эмиссии денег,
к организации наличного
Основные функции по прогнозированию наличного денежного оборота Банк России возложил на свои территориальные учреждения, установив, что объектом анализа при составлении прогнозов кассовых оборотов являются:
складывающиеся тенденции в наличном денежном обороте и его структуре;
источники поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направления их выдач из касс учреждений банков;
скорость возврата наличных денег в кассы учреждений банков;
происходящие изменения и
изменение индекса потребительских цен;
состояние и развитие безналичных расчетов между юридическими и физическими лицами;
уровень инкассации наличной денежной выручки (особенно торговой), образующейся в сфере потребительского рынка;
территориальное размещение выпуска денег в обращение и изъятие денег из обращения, причины роста эмиссии (сокращения изъятия) наличных денег;
неиспользованные возможности мобилизации учреждениями банков внутренних кассовых ресурсов для удовлетворения потребностей предприятий в наличных деньгах;
результаты банковского
происходящие изменения в
состояние расходования юридическими
лицами средств на заработную плату
и выплаты социального
причины образования просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату и пенсии [4, с.154].
Полномочия Банка России по вопросам работы с денежной наличностью достаточно широки. Банк России осуществляет регулирование хранения, перевозки и инкассации наличных денег, определяет порядок ведения кассовых операций. В сферу его компетенции входят вопросы уничтожения банкнот и монет Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монет. По этим вопросам Банк России вправе издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами.
Регулируя вопросы организации наличного денежного обращения, Банк России оказывает воздействие не только на финансово-правовые отношения, но и на отношения гражданско-правового характера. Так, если общие правила расчетов, в том числе наличных, устанавливаются гражданским законодательством (гл.46 ГК РФ), то особенности порядка наличных (и безналичных) расчетов определяются нормативными правовыми актами Банка России.
Глава 4. Современное состояние и структура налично-денежного оборота в Российской Федерации
Глава 5. Направления совершенствования организации налично-денежного оборота в Российской Федерации
Совершенствование организации налично-денежного оборота в Российской Федерации в настоящее время осуществляется достаточно медленно и не эффективно. Что бы найти правильные пути решения данной проблемы, необходимо для начало определить основные проблемы организации налично-денежного оборота а затем постепенно и обдумано их устранять.
В настоящее время можно выделить слеующие основные проблемы и пути их решения:
1) зависимость от
Как правило, рубли
не применяются для расчетов
с другими странами, не выполняют
функцию мировых денег. В
2) лимит наличности по кассе:
Проблема состоит
в установлении предельной
Однако остатки
наличных денег не приносят
дохода. Вместе с тем в условиях
инфляции существует
3) инфляция:
Одним из направлений
предотвращения потерь от
4) освобождение банков от несвойственных им функций контроля за кассовой дисциплиной организаций-клиентов
5) обеспечить реализацию
Федерального закона N 115-ФЗ «О
противодействии легализации (
Создать максимально
благоприятные условия для