6) вопрос оборота наличности:
Границы налично-денежного
обращения и безналичных расчетов
«размыты». Так, предприятия осуществляют расчет
наличными деньгами в сравнительно крупных
размерах, и предусмотреть объем таких
операций сложно. Наряду с этим расширяются
денежные обороты населения с помощью
пластиковых карточек. Предвидеть объем
оборотов, осуществляемых с помощью таких
карточек, вместо оборота наличных денег
очень трудно. Нужно учесть и то, что нередко
в России поступление наличных денег в
оборот задерживается, в том числе и в
связи с платежным кризисом. Все это свидетельствует
о целесообразности мер по улучшению использования
денег при выполнении ими функции средства
обращения.
7) замещение наличных денег банковскими
картами:
В настоящее время
в России строится общегосударственная
информационная система, инфраструктура
«электронного правительства», и для наличных платежей в этой системе
тоже предусмотрено свое место. По данным
Банка России, по состоянию на 1 января
2007 г. объем эмиссии платежных карт вырос
более чем в 8 раз за 5 лет. Это самые высокие
темпы на территории всей Европы. С относительным
показателем дело обстоит несколько хуже.
Факт, еще раз подтверждающий доминанту
налично-денежного обращения, – это то,
что подавляющее большинство операций
с платежными картами – это операции по
получению наличных (более 90). По данным
Банка России, по состоянию на I квартал
2007 г. доля безналичных операций в общем
объеме операций с картами вплотную приблизилась
к 10%. Скажем, в Польше, наиболее близкой
России по уровню развития данного рынка,
этот показатель составляет 17%, в Германии
-около 30%, в Испании и Италии – 45%, в Великобритании
– 65%. Бесспорным лидером является Франция
– там 72% операций с картами – операции
по оплате товаров и услуг.
Так были выявлены
издержки, связанные с использованием
налично-денежного оборота. К
ним были отнесены стоимость производства, упущенный процентный
доход для держателя наличных денег, издержки
транспортировки и хранения, риск подделки
и издержки контроля, необходимость замены
ветхих денежных знаков, а также социальные
издержки, связанные с тем, что наличные
деньги обслуживают потоки теневой экономики
(в том числе неполученные бюджетом налоги).
Кроме того, в 2007
г. число интернет-пользователей
в России превысило 25 млн чел.,
а российский рынок интернет-торговли
увеличивается на 30-50% ежегодно. Отсюда
следует вывод, что дистанционные платежные сервисы
в ближайшей перспективе могут стать наиболее
востребованной банковской услугой в
России. А поскольку проект выхода на рынок
удаленного банковского обслуживания
окупает себя только при условии привлечения
большого числа клиентов, банкам предлагается
войти в состав ОРБС, в которой клиентам
банков-участников предоставляется унифицированный
банковский продукт HandyBank. В состав ОРБС
на данный момент входят 18 банков Центрального
региона, Приморского и Ставропольского
краев, Калининградской, Смоленской и
Тюменской областей, клиентами которых
являются около 80 тыс. чел. Инфраструктура
ОРБС к настоящему моменту уже включает
в себя более 60 банкоматов, более 50 точек
ОРБС, более 300 РОS-терминалов в торговых
точках, более 200 онлайн-мерчантов, более
2000 терминалов систем «Элекснет» и «Плат-Форма».
8) регулирование безопасности
наличных денежных знаков:
Основные пути повышения
защищенности наличного денежного
обращения. Для населения это,
в первую очередь, – просвещение
в части визуальных признаков, пропаганда
доступных средств, таких, как лупа, и простые
специализированные детекторы. Для торговли
и сферы услуг – введение технических
средств контроля, которые сейчас применяются
достаточно редко и которые отвечали бы
определенным требованиям по проверке
подлинности. Это могут быть приборы-визуализаторы,
кассовые детекторы полуавтоматического,
автоматического принципа действия. И
с учетом развития автоматической торговли
и платежных терминалов – это предъявление
определенных требований и создание банкнотоприемников,
которые также не пропускали бы подделки
в обращение. Для коммерческих банков
– это, видимо, регламентация процедуры
обработки наличных денег с использованием
соответствующего оборудования. Роль
«Гознака» в этих вопросах состоит прежде
всего в дальнейшем совершенствовании
защитного комплекса банкнот (и визуального,
и машиночитаемого) с проработкой комбинированных
элементов защиты. Далее, это обеспечение
при производстве стабильности параметров
этих защитных элементов (чтобы использовать
машиночитаемые защитные элементы, нужно
знать, в каких они находятся пределах,
как они себя ведут при износе банкноты
в обращении). Кроме того, имея достаточный
опыт в контроле защитных элементов в
производстве, «Гознак» планирует предложить
рынку свои технические средства, которые
помогли бы выявлять поддельные банкноты.
Мировой опыт построения стратегии обработки
наличности показывает, что в ее основе
всегда лежат две целевые функции – безопасность
и эффективность. И главное в них – все
более широкий отказ от ручного труда
на всех этапах обработки наличности,
передача большинства функций автоматизированным
системам, обеспечивающим максимальную
скорость обработки при обязательном
контроле всех защитных признаков, что
и определяет эффективность системы в
целом. В этом же заключается и главное
отличие мирового опыта от российских
реалий. В большинстве российских банков,
а тем более небанковских учреждений,
упор сделан на ручную обработку наличности.
Разумеется, есть исключения. Есть банки,
которые правильно понимают стратегию
обработки наличности и главное – имеют
ресурсы для реализации этой стратегии.
В первую очередь, это Банк России, который
начиная с 1994 г., когда были установлены
первые 32 сортировщика банкнот ISS 300, проводит
последовательную политику по внедрению
новых технологий.
9) проблема фальшивых
денежных знаков:
В наше время
бурного технического прогресса
преступники получили доступ
ко многим современным технологиям,
позволяющим воспроизводить достаточно
сложный внешний вид и некоторые защитные признаки современных
денежных знаков на весьма высоком уровне.
Противодействие фальшивомонетничеству
– задача государственной важности на
все времена, и от ее успешного выполнения
зависят авторитет страны и доверие к
нашей национальной валюте. В Банке России
эта задача решается по следующим направлениям:
прежде всего – это постоянное совершенствование
защиты денежных знаков. Далее – организация
потоков наличных денег таким образом,
чтобы они регулярно подвергались проверке
на подлинность с использованием современных
счетно-сортировальных машин, постоянное
повышение квалификации кассовых работников,
отвечающих за экспертизу денежных знаков,
и обеспечение их необходимыми приборами
и информацией, а также – разъяснение
населению признаков платежеспособности
и подлинности банкнот и монет. В настоящее
время в современном фальшивомонетничестве
произошли серьезные перемены. Докладчик
отметил, что за последние два года количество
выявленных поддельных купюр резко возросло,
после чего подробно рассказал об аналитических,
технических и просветительских мерах,
которые использует Банк России в борьбе
с фальшивомонетничеством. Департамент
экономической безопасности МВД РФ, подтвердил,
что обстановка в сфере защиты системы
денежных знаков от преступных посягательств
остается сложной. Она характеризуется
устойчивым ростом выявляемых преступлений,
связанных с изготовлением и сбытом поддельных
денег, что характерно не только для России,
но и для других развитых стран. Так, если
в 2002 г. было выявлено 23 745 преступлений,
квалифицируемых по признакам статьи
186 УК РФ, то за 5 лет этот показатель возрос
в 2,5 раза и в 2006 г. составил 59 805 противоправных
проявлений такой направленности. К уголовной
ответственности в 2006 г. были привлечены
1949 человек, изъято 100 комплектов печатного
оборудования. Из денежного обращения
было изъято свыше 144 тыс. поддельных денежных
знаков, из которых 17,5% составляют фальшивые
денежные знаки зарубежных государств.
В свою очередь из их числа на долю поддельных
долларов США приходится 95,2%. Удельный
вес фальсификатов европейской валюты
не превысил 4,5%. Согласно статистике, из
общего количества зарегистрированных
преступлений, связанных с подделкой денежных
знаков, 13,8% возбуждены по фактам сбыта
долларов США (9199 преступлений, изъято
подделок на сумму 2 млн 648 тыс. 867 дол. США)
и евро – 1,5% (118 преступлений, изъято подделок
на сумму 106 тыс. 440 евро). Противодействие
международным ОПГ фальшивомонетчиков
проводится МВД России совместно с правоохранительными
ведомствами зарубежных стран, в том числе
с Европолом и Секретной службой США. В
качестве можно привести результаты совместных
мероприятий на территории Северного
Кавказа. В период 2005-2006 гг. Департаментом
экономической безопасности МВД России
совместно с ФСБ РФ при непосредственном
участии сотрудников Секретной службы
США проводились оперативно-разыскные
мероприятия в отношении межрегиональных
преступных групп фальшивомонетчиков,
занимавшихся изготовлением и сбытом
поддельных банкнот номиналом 1000 рублей
Банка России и 100-долларовых банкнот США.
В результате была пресечена деятельность
8 преступных групп, по которым возбуждены
10 уголовных дел по статье 186 УК РФ (изготовление
с целью сбыта или сбыт поддельных денежных
знаков). К уголовной ответственности
привлечено 29 человек. У преступников
изъято свыше 700 тыс. поддельных долларов
США и свыше 55 млн рублей.
Увеличение наличного
денежного оборота носит объективный
характер и зависит от динамики
основных макроэкономических показателей:
ВВП, денежных доходов населения, оборота розничной торговли,
индекса потребительских цен, обменного
курса, а также связано с изменением Банком
России методов регулирования количества
наличных денег в обращении.
Таким образом,
изучив систему и особенности
налично-денежного оборота можно сделать следующие выводы, что
данный вид оборота является непрерывным
процессом движения наличных денег, призванным
обслужить получение и расходование денежных
доходов населения. А его особенностями
являются следующие положения: все предприятия
и организации должны хранить наличные
деньги в коммерческих банках; банки устанавливают
лимиты остатка наличных денег для предприятий
всех форм собственности; обращение наличных
денег служит объектом прогнозного планирования;
управление денежным обращением осуществляется
в централизованном порядке; организация
налично-денежного оборота имеет целью
обеспечить устойчивость, эластичность
и экономичность денежного обращения;
наличные деньги предприятия могут получать
только в обслуживающих их учреждениях
банков.
Тем не менее,
существует не мало проблем
по регулированию и осуществлению
денежной политики в области
наличного движения средств. В
данный момент этот вопрос
становится все более актуальным
в связи с возникшей конкуренцией
в виде безналичного расчета.
Сейчас по этой теме все чаще проходят семинары,
конференции, где рассматриваются основные
проблемы и пути их решения.
Заключение
Наличное и безналичное
обращение охватывает практически
все сферы жизни страны. Сменяя форму стоимости, денежные средства
находятся между тремя субъектами: физическими
лицами, хозяйствующими субъектами и органами
государственной власти. Движение денежных
средств в наличной и безналичной форме
и представляет собой денежный оборот,
при котором выполняются функции денег:
мера стоимости; средство обращения; средство
платежа.
Налично-денежный
оборот (налично-денежное обращение)
является непрерывным процессом
движения наличных денег, которые
представлены банкнотами, или банковскими
картами, металлическими разменными монетами. Кругооборот
наличных денег обслуживает получение
и расходование денежных доходов населения,
часть платежей предприятий и организаций.
Как правило, предприятия хранят денежную
наличность в небольших количествах, сверхлимитные
суммы переходят на расчетный счет в банк.
Потребность в наличных деньгах рассчитывается
при помощи прогноза. Кроме того, анализируется
состояние наличного денежного оборота
в регионах. Результаты анализа используются
ими для составления прогнозов кассовых
оборотов, а также для разработки и осуществления
совместно с учреждениями банком мер по
улучшению организации оборота наличных
денег и сокращению эмиссии
Наличный оборот
составляет 30-35 % денежного обращения
и отличается высокой степенью
долларизации и евро. Кроме того, динамика наличного
оборота показывает, что денежная масса
имеет тенденцию к снижению, что вызывает
дефицит денежных средств и кризис неплатежей.
Налично-денежный
оборот трудно контролируем. Он
может выступать средством уклонения
от налогов и прочих незаконных действий.
Безналичное обращение,
безусловно, доминирует, обуславливая
все большую дематериализацию
денежного обращения. Безналичный
платежный оборот в России
составляет более 60 %. Причинами
этого являются: сокращение издержек
обращения; ускорение денежного оборота;
удобство безналичных расчетов. Однако
в некоторых сферах экономической жизни
наличие денег сохраняет свое важное значение.
Основными формами
безналичных расчетов являются:
расчеты платежными поручениями,
расчеты по аккредитиву, по инкассо, чек, вексель,
депозиты и другие. Выгодными с точки зрения
эмиссии депозитных денег являются срочные
вклады (особенно долгосрочные- на срок
более одного года), а также накопительные
сберегательные вклады (депозиты).
Кроме того, безналичный оборот достаточно активно
развивается в кредитной, инвестиционной
сфере, в межбанковских расчетах, расширяя
инструменты расчетных операций.
Однако, высокая организация
наличного и безналичного оборота
не обеспечивает стабильности
развития, так как на денежный оборот негативное влияние
оказывают и такие факторы, как инфляция,
повышенная рисковость, особенно в наличном
обороте, высокие затраты на обслуживание
оборотов, фальшивомонетчиство и другие
противоправные действия и т.д.
Поэтапное внедрение новейших форм расчетов, обеспечение
государственной гарантией расчетных
операций, снижение инфляции, гибкая финансовая
политика и другие эффективные меры помогут
стабилизировать наличный и безналичный
обороты в стране и обеспечить бескризисность
развития экономики России в будущем.
Список используемой
литературы
1. Федеральный закон
«О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» от 10
июля 2002 г. № 86 . Федеральный закон Российской
Федерации «О банках и банковской деятельности»
от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. от 2 февраля
2006 г.).
2. Антонов Н.Г. Денежное обращение, кредит
и банки: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ,
2002 – 342с.
3. Банковское дело/ Под. ред. О.И.
Лаврушина – М.: Финансы и статистика,
2003. – 576с.
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник.
– М.: Юристъ, 2000. – 568с.
5. Введение в рыночную экономику:
Учебное пособие / Под ред. А.Я. Лившиц.
М.: Высшая школа, 2000. – 447с.
6. Галицкая С.В. Деньги, кредит,
финансы. – М.: Экзамен, 2002. – 224с.
7. Деева А.И. Финансы. – М:
Экзамен, 2002. – 224с.
8. Деньги, кредит, банки в
РФ: Учебник/под ред. О.Г. Семенюта – М.:
Контур, 2001. – 492с.
9. Дробозина Л.А., Окунева
Л.П., Андросова Л.Д. И др. Финансы. Денежное
обращение. Кредит. – М.: Финансы, ЮНИТИ,
2003. – 479с.
10. Емельянова Т.В. Организация
учета денежных потоков в кредитных учреждениях
// Бухгалтерский учет - 2003. - №8. –С.41 –42.
11.
Иванов Ю.О показателях экономического
благосостояния // Вопросы экономики. –
2004. - №2. – С. 93 – 95.
12. Исаев
А.Н. Учет расчетных операций в налично-денежной
форме // Бухгалтерский учет. - 2002. - №6. –
С.11
13. Колесников
А.В. Формирование межбанковских кредитных
отношений // Финансы и кредит. – 2002. - №
4. – С.5
14. Ливанов
А.С. Наличный оборот // Финансы и кредит.
– 2003. №4. – С.12 – 14.
15. Маркова
Л.С. Система электронных расчетов // Стандартизация.
2003. - № 4. – С.42 – 48.
16.
Наличный и безналичный оборот в российской
экономике: Учебное пособие для ВУЗов.
– М.: КНОРУС, 2004. – 186с.
17. Рогова
О. Ориентиры развития денежно-финансовой
системы. // Экономист. - 2001. - №7, – С. 61 –
72.
18. Романовский
М. В. Финансы, денежное обращение и кредит.
– М.: Юрайт – М, 2001. – 543с.
19. Сборник законодательных
актов РФ. – М.: Юристъ, 2002. – 689 с.
20. Общая теория денег и кредита: Учебник
/ под ред. Е.Ф. Жукова - М: Банки и биржи,
2003. – 562с.
21. Центральный банк Российской Федерации
[электронный ресурс] // http://www.cbr.ru.