Современные автоматизированные банковские системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:25, научная работа

Описание работы

Банковские компьютерные системы на сегодняшний день являются одной из самых быстро развивающихся областей прикладного сетевого программного обеспечения. Нужно отметить, что АБС «представляют собой» "лакомый кусочек" для любого производителя компьютеров и программного обеспечения. Поэтому почти все крупные компании разработчики компьютерной техники предлагают на этом рынке системы, на базе своих платформ. Взять, к примеру компанию R-Style одного из самых перспективных, по моему мнению, разработчиков АБС, которое по мере выпуска програмного обеспечения предлагает клиенту компьютеры, сервера комплектующие и т. д.

Содержание работы

Введение…………………………………………….…..………. 3

Автоматизированные банковские системы, их эволюция и технологическое построение ………………………………………… 7
Основы автоматизации банковской деятельности……..…24
Ситуация на рынке банковских технологий………..24
Классификация современных автоматизированный банковских систем…..……………………………………………26
Принципы построения автоматизированный банковских систем как средства автоматизации работ с банковскими продуктами ………………………………………. 28

Заключение …………………………………………………………… 36

Файлы: 1 файл

Научка Рябов.docx

— 191.42 Кб (Скачать файл)

Независимо от назначения, все AS-процедуры вызываются только по запросам от хранимых процедур. Последние  могут обращаться на сервер данных либо непосредственно к таблицам, используя запрос, динамически формируемый  на AS-сервере, либо к внутренним хранимым процедурам, применяя средства Open-Client Sybase.

Технологическое построение

Проектирование и реализация системы  позиционного и фактического учета  банковских операций, детальное рассмотрение вопросов ее взаимодействия с обработкой банковских документов позволило представить  технологическое построение системы  в следующем виде (Рис. 2):


 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Технологическое построение системы.

 

Можно определить три составляющие системы:

  • подсистема безопасности и управления доступом.
  • ядро системы.
  • прикладная подсистема.

Как уже отмечалось, система безопасности и управления доступом обеспечивает защиту информации от несанкционированного доступа, являясь обособленной системой (ей все равно, какую прикладную систему защищать). Все остальные системы при разработке регистрируют в системе безопасности свои объекты, а потом процедуры прикладных систем разрабатываются с учетом требований безопасности (в основном эти процедуры представляют собой вызов в определенных местах прикладных процедур соответствующих им процедур системы безопасности).

Ядро системы — достаточно абстрагированный от предметной области проблемно-ориентированный инструмент. Работа механизмов ядра не зависит от функциональности системы. Ядро включает в себя:

  • систему учета банковских операций;
  • систему хранения документов;
  • транзитную систему.

Система учета выполняет  фактический и позиционный учет операций, а также формирует “ограничения”  на лицевые счета на базе единой абстрактной модели.

Система хранения документов обеспечивает формализацию и хранение документов предметной области.

Транзитная система осуществляет взаимодействие системы учета с  прикладной системой.

Реализацию функциональности, адаптацию к изменениям предметной области обеспечивают механизмы  прикладной системы, состоящей из трех компонент:

  • компоненты поддержки документооборота и выполнения операций;
  • компоненты справочников и классификаторов;
  • компоненты представления системы учета в аспекте предметной области.

Прикладная система обеспечивает реализацию объектов и операций предметной области.

Система безопасности и управления доступом

Система безопасности и управлением  доступом призвана обеспечить разграничение  прав пользователей системы к  ее объектам (операциям и данным). Она базируется на сервере данных и использует для управления доступом к объектам БД — таблицам и процедурам — возможности сервера данных. Для проверки возможности выполнения пользовательских процедур, которые защищает система, применяется специализированный сервер защиты. Он реализован в виде сервера приложений.

Основными требованиями, предъявляемыми к системе безопасности и управления доступом, являются гибкость при определении  объектов доступа и удобство администрирования  при управлении доступом. Поэтому  была выбрана матричная система защиты, предусматривающая, что управление доступом рассматривается как с точки зрения доступа к прикладным объектам системы, так и относительно доступа к прикладным операциям системы.

Для определения прав пользователя на возможность осуществлять операции и на доступ к объектам надо построить  некую матрицу, узлами которой являются пересечения требований на доступ к  объектам и операциям.

Функциональность системы  основана на базовых операциях. Предоставляя пользователю набор базовых операций, администратор системы определяет тем самым его доступ. Базовые  объекты определяют объектно-ориентированный  взгляд на систему. Появляется возможность  управлять доступом к объектам, определяя  права на их методы, которыми являются элементарные операции. Каждая базовая  операция использует какой-либо из методов  базового объекта (т.е. какие-либо элементарные операции). Таким образом, доступ пользователя в системе складывается из его  прав на базовые операции и объекты.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис.3. Объекты управления доступом.

Для обеспечения эффективной  работы администратора системы по управлению доступом вводится понятие оргштатного  элемента, модуля и способов группировок  базовых объектов, базовых операций и самих оргштатных элементов. Дефиниции  всех этих понятий представлены в  Таблице 1, а схема управления —  на Рис.3.

Работу системы по организации  обобщенных объектов и операций, построению оргштатной схемы и определению  прав оргштатных элементов на объекты  и операции выполняет технолог системы  на основе анализа бизнес-процессов, происходящих в банке. Администратор  системы назначает исполнителей оргштатных элементов из числа штатных  сотрудников банка.

Таблица 1. Термины и понятия, которые используются при работе администратора по управлению доступом.

Организационно- штатный элемент

Это “обезличенный” пользователь системы, для которого проводится работа по управлению доступом к операциям и объектам системы. Затем реальному пользователю выдается право быть представленным в системе в виде организационно-штатного элемента.

Модуль

Это характеристика клиентской части системы, физически объединяющая вызовы базовых операций. Одна базовая  операция может входить в несколько  модулей.

Обобщенный объект

Логическое объединение  группы базовых объектов. Это иерархическая  структура, “листьями” которой являются базовые объекты, а “ветвями”  — обобщенные объекты различного уровня “вложенности”. При управлении доступом администратор системы  манипулирует обобщенными объектами  наравне с базовыми объектами.

Обобщенная операция

Логическое объединение  группы базовых операций. Это иерархическая  структура, “листьями” которой являются базовые операции, а “ветвями”  — обобщенные операции различного уровня “вложенности”. При управлении доступом администратор системы  манипулирует обобщенными операциями наравне с базовыми операциями.

Организационно-штатная структура

Логическое объединение  группы организационно-штатных элементов. Это иерархическая структура, “листьями” которой являются организационно-штатные элементы, а “ветвями” — организационно-штатные подразделения различного уровня “вложенности”. При управлении доступом администратор системы манипулирует организационно-штатными структурами наравне с самими организационно-штатными элементами.


 

 

 

 

Ядро системы 

Центральное место в ядре системы занимает учетная система. В ее основе — абстрактная модель бухгалтерского учета с основополагающим принципом двойной записи. Основными  объектами системы учета являются:

  • конто;
  • показатель;
  • журнал;
  • проводка.

В терминах бухгалтерской  модели конто и показатели являются абстрактными счетами учетной системы.

Конто предназначен для аналитического учета однородных банковских операций с использованием механизма проводок. На внешнем (прикладном) уровне конто соответствуют лицевые счета (балансовые, внебалансовые, депо), кассовые символы, бюджетные символы и другие регистры аналитического учета.

Показатель предназначен для синтетического учета, для группировки аналитики при формировании отчетности и анализа. На внешнем уровне показателям соответствуют счета I—II порядков, разделы Плана счетов ЦБ, символы отчетности различных форм.

Структура показателей и  конто строится на основе иерархии неограниченного уровня вложенности.

Журнал — это объединение показателей, имеющих один экономический смысл.

Примерами журналов могут  быть главы Плана счетов ЦБ (“Балансовые  счета”, “Внебалансовые счета”, “Счета депо”), список символов кассовой отчетности, формы отчетности по Инструкции № 17 и т.д.

Проводки формируют состояния  конто — хранящиеся в системе  обороты по дебету и кредиту, остаток. Состояния показателей рассчитываются на основе их отношения к конто.

При выполнении операций над  проводками фиксируются время ввода, планирования, подтверждения планирования и фактического учета. При помощи этого механизма ведется фактический и позиционный учет операций. Для реализации алгоритмов учетной системы используются процедуры и таблицы сервера данных. В состав модулей системы учета входят модули клиентской части, которые обеспечивают диалоговый режим создания и применения счетов. В основном это модули технолога системы, которые позволяют:

  • осуществлять ведение структуры объектов учетной системы;
  • организовывать доступ для проведения аудита ко всем счетам и проводкам системы учета независимо от их прикладного применения.

Интерфейс модулей технолога  представляет журналы, показатели, конто  и проводки в терминах прикладной области.

Форма хранения документов и форматированный документ позволяют  автоматизировать обработку посредством  выборки данных, которые передаются в учетную систему и в прикладную систему (для компоненты поддержки  документооборота).

При обработке документа  транзитная система формирует обращения  к учетной системе — как  при выполнении операции, так и  при ее откате. В этой системе  присутствуют правила учета, которые определяют состав проводок и их атрибуты, а также фонд счетов, переводящий внешнее представление счетов в идентификаторы конто учетной системы. Кроме того, в транзитной системе хранится история движения документа, фиксирующая переходы документа из одной стадии обработки в другую. Транзитная система получает результаты выполнения операций учетной системой и передает их прикладной системе.

Прикладная система

Компонента поддержки  документооборота — самая важная в прикладной системе. В ее состав входят: документ, картотека и портфель.

Взгляд на систему обеспечения  документооборота достаточно подробно освещен в одноименном разделе  статьи В.Чаусова “Концептуальное  построение банковской системы” [5].

В нашей статье понятие  “папка” заменено на понятие “картотека”. Картотеки (в отличие от папок) имеют некоторые ограничения, в частности:

  • их количество в системе конечно;
  • пользователи системы не могут создавать и уничтожать их;
  • разрешенные перемещения документа из одной картотеки в другую заранее прописываются технологом системы;
  • обращение к транзитной системе для инициирования проводок в системе учета происходит при перемещении документа из картотеки в картотеку.

Картотека объединяет документы, находящиеся на одной стадии обработки (скажем, лицевые счета картотеки № 2).

Портфель содержит группу документов и определяет, каким образом эти документы связаны между собой (подчеркнем, однако, что на взаимодействие прикладной системы с транзитной и учетной он не влияет). Примером портфеля может служить совокупность документов, относящихся к кредитному договору: собственно договор, соглашение о пролонгации, графики погашения платежей, платежные документы, сопровождающие его выполнение и др.

Взаимодействие прикладной системы с учетной в процессе движения и обработки документа  представлено на Рис. 4.

Любая операция по обработке  документов начинается с ввода документа  в систему. Затем компонента обеспечения  документооборота прикладной системы  выполняет перемещение документа  из одной картотеки в другую, одновременно с этим документом совершаются определенные операции. Когда в составе этих операций есть учетные, система обращается к транзитной системе, которая, в  свою очередь, формирует запрос к  учетной системе для формирования проводок и изменения состояния  конто.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Процесс обработки  документа.

У прикладной системы довольно сложная клиентская интерфейсная часть, отображающая движение документов по картотекам с учетом специфики реализуемой  функциональности.

Модули клиентской части  и процедуры сервера данных обеспечивают как выполнение операций над документом, так и информационный сервис по документообороту.

Информация о работе Современные автоматизированные банковские системы